Методы контроля за знаниями умениями, навыками учащихся на уроке информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль метода проекта в проверке,знание,умения и навыков.
Задачи:
1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой метода проектов.
2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы оценки знаний учащихся
1.1 Виды контроля………………………………………………………………………………………………………..
1.2 Обзор традиционных форм контроля……………………………………………………………
1.3 Технические средства автоматизации контроля…………………………………………
Глава 2. Информационная система оценки знаний по информатике учащихся средней школы
2.1 Проектирование информационной системы оценки знаний………………………
2.2 Методика использования информационной системы в процессе обучения информатике средней школы……………………………………………………………………………
2.4 Практическое внедрение информационной системы в реальный процесс обучения………………………………………………………………………………………………………………
2.3Метод проекта в использование
Глава3. Использование методов проектов при оценки знание умение навыков на уроков информаттики………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………………………………
Приложение1………………………………………………………………………………………………………
Приложение2……………………………………………………………………………………………………….
Приложение3……………………………………………………………………………………………………….
Приложение4……………………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа22Едилова А..doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Описание успехов ученика по проходимым темам.

Предоставления доступа к текущим результатам обучения для родителей.

Прогнозирование четвертной оценки.

Акцентирование внимания учеников на «проблемных» для них темах.

Генерирование небольших отчетов, в которых содержится следующая информация:

Четвертная оценка.

Список изученных тем.

Оценка за каждую тему.

Рекомендации по изучению плохо усвоенных тем.

Для адекватной работы информационной системы в ней хранятся следующие данные:

уникальный номер теста

оценка

уникальный номер теста, задания

ФИО ученика

раздел / тема школьного курса по информатике

дата получения оценки

значимость оценки на итоговый результат

Каждая оценка имеет свой "вес", в зависимости от уровня задания "вес" меняется. Для каждого уровня вводится свой коэффициент. Типы заданий:

Текущее - 0,2

Рубежное - 0,3

Заключительное - 0,4.

Каждое задание может быть одного из нескольких типов: ответ на уроке (устное, теоретическое), практическое, тест, контрольная работа (теоретическое). Так как, каждый тип заданий имеет свой "вес", в итоге мы получаем более адекватную оценку знаний ученика по пройденной теме.

Самый меньший вес у входного задания. Это продиктовано тем, что входящее тестирование не должно сильно влиять на итоговую оценку.

Оценка по текущему контролю имеет больший вес, с помощью этих оценок мы можем отслеживать динамику успешности изучения каждым учеником конкретной темы. А так как задания при этом разбиваются по типам, мы можем понять, кто из учеников лучше владеет теорией, а кто практикой. С помощью этого мы можем корректировать индивидуальные задания, т.е. осуществлять корректирующий контроль, описанный в некоторых методических исследованиях.

Рубежные оценки - оценка по пройденной теме, она даёт возможность оценить общие знания ученика по всей теме. Имеет большую значимость, так как оценивается не какой либо отдельный навык ученика, а знания по теме в целом.

Таким образом, учитель может выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

Такая информационная система автоматизации оценивания знаний ученика по информатике имеет следующие достоинства:

Увеличивается объективность оценки.

Уменьшаются затраты сил и времени учителя не только на выставления оценок, оценивания уровня знаний ученика, но и упрощается процесс создания тестовых заданий.

Учитываются не только знания по информатике в целом, но и определяются темы и конкретные вопросы, требующие дополнительной проработки.

У ученика появляется возможность динамически отслеживать его оценки и определять наиболее слабые места самостоятельно.

Проектируемая информационная система оценки знаний учащихся совместима не только с традиционной пятибальной шкалой, но и с любой другой.

2.2 Методика использования информационной системы в процессе обучения информатике средней школы

Спроектированная в предыдущем параграфе информационная система не носит характер полной автоматизации всех форм контроля знаний учащихся.

Основная цель – автоматизировать тестовые формы контроля, обеспечить хранение и статистическую обработку данных как групп учащихся в общем, так и каждого учащегося в частности.

Для внедрения системы в учебный процесс необходимо:

Выделенный компьютер, который будет выполнять роль сервера.

Компьютеризированые рабочие места учителей.

Для первоначальной настройки в систему вносятся следующие данные:

Фамилии и имена учеников.

Фамилии учителей.

Вносятся соответствие ученика и класса, в котором он обучается.

Педагогический состав знакомится с работой информационной системы. Для первоначальной работы этого достаточно.

Для наиболее удобного и безболезненного внедрения предлагается начинать использование информационной системы автоматизированного оценивания знаний учащихся в начале учебного года. Первую четверть рекомендуется отвести для тестового использования системы. Для тестового использования системы рекомендуется выбрать один класс и в течение первой четверти для этого класса при выставлении оценок использовать информационную систему параллельно с традиционным способом оценивания.

Такой порядок действий позволит и учителям и ученикам изучить все аспекты работы с информационной системой. При возникновении каких либо сложностей в работе системы, последствия в таком случае будут минимальны.

Если в процессе тестового периода значимых проблем при использовании информационной системы не возникнет, то со второй четверти следует использовать информационную систему для всех классов, изучающих информатику. Так как оценки всё равно дублируются в классном журнале такая система будет отличаться высокой надёжностью.

Общая система работы выглядит следующим образом: в процессе обучения ученик получает оценки, которые учитель вносит в базу данных спроектированной системы. Таким образом, оценки накапливаются, обрабатываются, и участники образовательного процесса могут отслеживать динамику успешности усвоения учеником знаний.

В конце отчетного периода система автоматически предлагает оценку за этот период. Учитель может как согласиться с этой оценкой, так и нет.

Описание работы с функционалом системы:

Учет текущих оценок – производится автоматически, от учителя требуется вовремя вносить оценки, правильно указывая тип задания.

Обработка результатов тестов - не требует вмешательства человека, на выходе получаем готовый результат.

Предоставления доступа к текущим результатам обучения для родителей – родители могут просматривать оценки за каждую пройденную тему, текущие оценки и прогнозируемую четвертную или годовою оценку.

Прогнозирование четвертной оценки – на основе тех оценок, которые хранятся в информационной системе, можно делать предварительный прогноз об итоговой оценке. Причем, чем больше оценок и чем ближе конец отчетного периода, тем точность прогноза повышается.

Акцентирование внимания учеников на «проблемных» для них темах – информационная система автоматически формирует список тем, по которым у ученика неудовлетворительные оценки. И предлагает, к примеру, набор тестов по этим темам.

Генерирование небольших отчетов – в конце каждого отчетного периода для каждого ученика создаётся отчет, содержащий сводные данные по его успеваемости за истекший период и список изученных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Практическое внедрение информационной системы в реальный процесс обучения

 

Информационная система автоматизации оценивания уровня знаний учащихся по информатике внедрялась в средней общеобразовательной школе

Внедрение производилось в два этапа:

Тестирование работы системы,

Внедрение в реальный процесс обучения.

На первом этапе была выбрана одна группа 10 класса «Б», количество учеников: 12 человек.

Тестирование информационной системы оценивания знаний учащихся по информатике было начато в начале изучения очередной темы, согласно поурочному планированию. Это было сделано для того, что бы оценки, получаемые учениками, были наиболее объективны. В противном случае, оценка, которая была выставлена с помощью информационной системы, была бы не объективна, поскольку в ней не учитывались бы оценки полученные ранее и мог быть не учтён коэффициент важности заданий.

После первого теоретического занятия по теме, ученикам тестовой группы был предложен тест по текущей теме, оценки за который были занесены в информационную систему.

Далее, на последующих занятиях ученикам предлагались различные формы заданий, оценки заносились в информационную систему.

Результаты применения информационной системы в тестовой группе оказались положительными, что позволило судить о целесообразности внедрения информационной системы автоматизации оценивания знаний учащихся по информатике в учебный процесс.

Были получены следующие результаты:

Оценка уровня знаний стала более объективной.

Исчезла возможность фальсификации оценки.

У родителей и учеников появилась возможность отслеживать динамику успеваемости.

Учителю стало проще реализовывать личностно-ориентированный подход к учащимся.

Учителю стало проще обращать внимание учеников на те аспекты темы, в которых ученик испытывает затруднение или неуверенность.

Второй этап внедрения проходил в 8-11 классах, всех подгруппах, изучающих информатику.

Оценки, получаемые учениками на уроках выставлялись не только в журнал, но и дублировались в информационной системе, где они обрабатывались.

Результаты внедрения в образовательный процесс оказались следующими:

У учеников появилась возможность самостоятельно определять темы, с которыми у них возникли трудности.

Для учителя упростился процесс составления и проведения тестов.

Упростился процесс написания отчетов.

Уменьшилась нагрузка документооборота на учителя.

Упростился процесс проверки тестов, который свёлся к выставлению оценок в журнал.

Процесс выставления четвертной оценки стал абсолютно прозрачен.

К четвертной оценке стало возможным приложить сопроводительный текст с темами, которые были изучены с оценкой за каждую.

 

 

 

 

Глава3. Практическая часть

Эксперимент проводился на базе 4 класса МОУ «Подсосновская средняя общеобразовательная школа».

2.1 Планирование и организация исследования

Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.

Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого является – применение метода проектов на усвоение учебного материала учащимися начальной школы.

Эксперимент проводился на базе 4 класса МОУ «Подсосново средняя общеобразовательная школа».

Этапы проведения исследования

С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо продуманного плана возможно эффективное управление проектом и получение нужного результата.

На первом этапе экспериментальной работы определена группа - учащихся 4 класса в количестве 9 человек.

В систему уроков информатики были включены специально разработанные практические работы, направленные на устранение трудностей (Приложения 2). Всего проведено 12 практических занятий с использованием комплекса упражнений.

В начале первого этапа выбираем учебную тему проекта. На данном этапе определенную трудность представляет придумывание основополагающих, проблемных вопросов и частных вопросов. Давайте разберемся, что это за вопросы и для чего они нужны.

Основополагающие вопросы – самые абстрактные в цепи вопросов и служат всеобъемлющей структурой для нескольких разделов или всего года обучения.

Проблемные или вопросы учебной темы – задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.

Частные вопросы- вопросы, которые основываются на фактах.

На начальном этапе выполнения проекта перед нами стоял ряд задач: определение темы, уточнение целей и выбор 3 рабочих групп. Учащиеся обсудили задания и уточнили источники информации. Следующим шагом к созданию проекта было планирование. Проанализировав проблемы, определив источники информации, распределив роли в группе, мы перешли к принятию решения. Здесь нам было необходимо собрать информацию и уточнить последовательность работы. Ребята работали с информацией и выполняли исследование: смогут ли они в графическом редакторе Paint воспроизвести свой рисунок.

Проанализировав источники информации, распределив роль в группе, ребята перешли к выполнению самого проекта. Моя задача состояла в следующем – наблюдать, и если потребуется помощь или совет помочь. Прежде чем защитить свои проекты, результат работы было необходимо оценить. Здесь ребята участвовали в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Заключительный этап, это защита проекта. Перед ребятами стояла задача: подготовить доклад (презентацию) в виде плаката и обосновать процесс работы: что было, и что получилось. (Приложения 3)

Создание презентации учащегося

В начале данного этапа происходит объяснение учащимся как необходимо создавать, какова структура и требования к презентациям в теме планирование презентации.

Здесь важно обратить внимание учеников на то, что презентация является визуальным представлением и сопровождением результатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понимания целесообразнее иллюстрировать тезисы графическими изображениями, схемами, диаграммами, таблицами.

Важно оформление, начертание шрифтов всех листов должны быть одинаковы.

После того как ученикам дана структура презентации, им предлагается начать разрабатывать собственные презентации. Для наглядного примера проводятся презентации учителя[1].

Создание публикации учащегося.

На данном этапе я рассказываю учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий.

Афиша – реклама, одностороннее листовое издание, крупного формата.

Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов.

Буклет – как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два или более сгибов (гармошкой, дельтообразно, с поперечным фальцем и т.д.). Обычно применяется для метода фальцовки: гармошкой, когда каждый последующий сгиб направлен в сторону, противоположную предыдущему, и салфеткой – сгибы направлены в одну сторону (для рекламных листов, проспектов, путеводителей).

Информация о работе Методы контроля за знаниями умениями, навыками учащихся на уроке информатике