Методологическая роль в социальной информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:02, доклад

Описание работы

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Системы социальной информации (ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться лишь информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу.

Работа содержит 1 файл

Методологическая роль в соц информатике.docx

— 33.05 Кб (Скачать)

В России создана специальная программа  по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения . Например, в Москве разработана  и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так  как в каждой тридцатой семье  ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с  ограниченными физическими возможностями.

Необходима разработка программ занятости  с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности  перемещаться на работу. Реализация таких  программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и  интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.

Учет психического начала личности. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих потоков информации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. В социально-экономическом  отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно  использующим в своей работе компьютерную технику.

Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению  и другим СМИ молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение  объема и содержания воздействия  СМИ, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов.

На повестке дня сегодня активизация  изучения в целом социально-психологических  аспектов информатизации. Должны исследоваться  такие проблемы, как:

- страх определенных социальных групп перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков - компьютерофобия;

- информомания как социальная болезнь, выражающаяся в приоритете общения с компьютером, а не с людьми;

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся  в виртуальной реальности.

Учет социального начала личности. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения  в условиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные  средства информатизации должны органически  встраиваться в сеть естественно  сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое  распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным  последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики  массового применения. Имеющиеся  средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов, либо по цене.

- информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью  понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах  граждан, организаций и государства.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение  объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют  мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в  ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много  порядков выше самой информации.

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в  большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать  игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную”  систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.[6]

За рубежом наблюдение за соблюдением  прав граждан в этом отношении - компетенция  специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

-компьютерная преступность.

Компьютерная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения). Различаются, как правило, два направления  компьютерной преступности: кража информации, денег и вирусописательство.

Компьютерный вирус - специальная  программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ AIDSTEST вынуждены обновлять  иногда даже дважды в неделю.

Попытка создателей вирусов , как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве связана с  рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием  осознанных жизненных целей. Д. Лозинский  считает их жалкими созданиями.

Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые предусматривает ответственность  за компьютерные преступления, однако, его практическое использование  зависит от общественного мнения о компьютерной преступности, которое  сегодня, как правило, не осуждает ее.

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого  понятия:

Образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;

- информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами  ставится вопрос о необходимости  развития информационной экологии, формирующей  здоровый информационный образ жизни  людей в социальной и природной  среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно  избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек  не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система  видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся  в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между  собой: изменение одной из них  ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни  виды деятельности? Это:

- трудовая;

- общественно-политическая;

- учебная;

- бытовая;

- социально-культурная;

- досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных  слагаемых образа жизни.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения  с обратной связью). Добавление к  обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет  зрителю реагировать на вопросы  ведущих телепрограмм, принимать  участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый  рынок заказного цифрового телевидения  на экране компьютера.

Учебная деятельность.

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека.[6]

Появление мультимедиа приводит к  созданию не только новых рабочих  мест, но и особых возможностей для  изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения.

Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется  право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

Бытовая деятельность.

Бытовые компьютеры в принципе имеют  по сравнению с профессиональными  более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств  и др.). Однако, сегодня согласно мировым  стандартам бытовой (домашний) компьютер  представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто  понимается пока предельно усеченная  модель.

Бытовые компьютеры предназначены  для массового использования  в домашних условиях при решении  вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач.

Важными областями применения бытовых  компьютеров также являются:

- обеспечение информационных потребностей  людей (доступ к различным базам  данных и знаний, общение с  владельцами других ЭВМ по  линиям связи и др.);

- автоматическое управление домашним  хозяйством (управление микроклиматом,  освещенностью, расходом электроэнергии  и отопительной системой, устройствами  бытовой техники, обеспечение  неприкосновенности и безопасности  жилища и др.).

Социально-культурная деятельность.

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого  ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке  и игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный  в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный  русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства  в динамике его развития и так  называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.

Досуговая деятельность.

В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление  пятого поколения. Первые три поколения  интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении  были объединены видеоигры и бытовые  компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения  логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее  время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного  выбора решений, являются первым шагом  к продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного  фильма в режиме CD - Interactive на большом  телевизионном экране.

По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line - службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе  победит телевизор, погубит интерактивное телевидение.

В условиях стремительного совершенствования  информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных  установках конкретной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.
  2. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года.
  3. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.82-92.
  4. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.
  5. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М., 1994.
  6. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.
  7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с.59.
  8. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с.56.

Информация о работе Методологическая роль в социальной информатике