Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:02, доклад
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Системы социальной информации (ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться лишь информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу.
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Системы социальной информации (ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться лишь информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества и т.д. Не удовлетворяет требованиям социогуманитарного подхода состав социальной информации, носящий сильно выраженный организационно-экономический оттенок. В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения.[3]
Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вопросы статистики”. Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение. Таким образом, в широком смысле слова под информационной средой общества (ИСО) понимается единство социальной информации и средств, необходимых для осуществления информационного обмена. Информационная среда понимается как пространство, в которое “погружается” человек по аналогии с воздушной и водной средами. Однако, существует представление об ИСО в так называемом узком смысле слова. В этой трактовке информационная среда общества - полная совокупность социальных, организационных, экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов и норм, созданных и используемых для осуществления информационного обмена.
К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним только техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо” +программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.
Максимально эффективное использование
информационного ресурса
Степень реализации ИПО непосредственно связана с интенсивностью протекающих в нем информационно-обменных процессов: чем выше их интенсивность, тем полнее используется ИПО.
Таким образом, информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и
Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.
По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д.
В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).
Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.
Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа.
По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек.
Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:
- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;
- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;
- страны, производящие оригинальные технологии;
- страны, производящие знания.
США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности , например, допускать на свой рынок товары из Японии и т.д., но не в производстве знаний.
США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям за счет уровня образования.
Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются.
Информационная культура - это:
- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Впервые понятие “информационная
грамотность” было введено в 1977 году
в США и использовано в национальной
программе реформы высшего
Академик А.П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”.
Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.
Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества.
Технической основой современной информационной среды являются: электронно - вычислительная техника, кабельные сети передачи данных, оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование пользовательских терминалов и др.
Информационная среда вмещает в себя и современные, и ранее сложившиеся средства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п.
Скорость обработки данных в
узлах современной
Средства обеспечения
Национальные и коммерческие сети передачи данных (СПД) складывались как неоднородные по техническому составу комплексы: в зонах с развитой инфоструктурой и при высокой интенсивности информационно-обменных процессов в узлах СПД устанавливаются высокопроизводительные компьютеры, между которыми прокладываются информационные магистрали - специализированные каналы связи (высокочастотный кабель, спутниковая связь, оптоволоконные линии и т.п.). Образующийся “силовой” контур СПД позволяет реализовать эффект сжатия пространства - регионы, в эпицентре которых находятся такие узлы, живут в едином информационном ритме. Периферийные участки СПД могут быть представлены средствами традиционной коммуникации (телетайп, телефон и т.п.).
Характерный процесс - интеграция СПД,
имеющая результатом
Информационная среда
- электронная почта;
- телекс;
- факсимильная связь;
- телетекст;
- видеотекс.
При всем разнообразии средств информационной
технологии наблюдается тенденция
к их взаимодействию. Наиболее сильно
тенденции глобализации выразились
в факте образования СПД
Интернет можно рассматривать с разных позиций:
- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;
- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со своим образом мыслей, своим языком.
В условиях развертывания информатизации
каждое из диалектически взаимосвязанных
начал человека: физическое, психическое
и социальное требует специального
учета, т.к. только в этом случае новые
возможности информационного
Учет физического начала личности.
Проблемы адаптации людей с
Люди с ограниченными
Информация о работе Методологическая роль в социальной информатике