Лекции по "Информационным системам в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:51, курс лекций

Описание работы

1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
1.2. Понятие и классификация информационных систем
1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
1.4. Назначение и состав АРМ конечного пользователя информационной системы

Работа содержит 1 файл

Lektsia_-_informatsionnye_sistemy_v_ekonomike.doc

— 573.00 Кб (Скачать)

Однако ряд задач, связанных  с метеорологией, военным делом, атомной сферой и др. решаются только с помощью суперкомпьютеров и кластерных систем.

Объединение машин, выступающее единым целым для операционной системы, системного программного обеспечения, прикладных программ и пользователей, называется кластерной системой.

2). Организационные формы использования компьютеров. Способы использования компьютера принято называть организационными формами использования машин. На практике их применяется 2 вида:

 Вычислительные центры (ВЦ).

 Локальные АРМы и вычислительные  сети.

ВЦ применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими и сверхбольшими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются мини-ЭВМ, микро-ЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения: группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.

Для АРМов специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих  местах, по отдельным участкам работ.

3.2 Понятие и виды информационных  технологий в экономике

Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых  информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Понятие "технология" в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение.

Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами. Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют информационные ресурсы (§ 1.1).

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.

Информационные ресурсы

 ®

Информационные технологии

®

Информационные продукты, услуги


 

Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений.

Существует разница между понятиями "информационная система" и "информационная технология".

Информационная технология (ИТ) является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).

Компьютерная информационная система  является человеко-машинной системой обработки информации с целью  организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.

ИТ можно рассматривать также  как совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих  информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Структура ИТ включает в себя следующие  взаимосвязанные компоненты:

    • технологические процессы;
    • информационные процедуры;
    • технологические операции и переходы.

Технологический процесс  – часть процесса производства информационной продукции, содержащая действия по изменению состояния предмета производства (например, преобразования «данные Þ информация Þ знания» табличной формы представления информации в графическую, отображение теста по гипертекстовой ссылке и др.).

Информационные процедуры – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризующаяся неизменностью объекта производства и используемых средств реализации ИТ и средств контроля (рис.).

Технологические операции – законченная заключительная часть технологической операции, обеспечивающая условия для начала следующей технологической операции.

 


 

 

 

 

 

Сбор и регистрация  информации

Передача информации

Обработка информации

Хранение, поиск информации

Анализ, подготовка принятия решений

ОПЕРАЦИИ

Сбор

Ввод в каналы связи, в систему передачи данных

Ввод информации в  систему

Хранение

Анализ исходной информации

Передача

Преобразование из цифровой формы в аналоговую

Контроль ввода

Запрос

Моделирование

Регистрация в машинном носителе, в документе

Передача информации

Обработка информации

Поиск

Прогноз

Ввод в информационную систему

Вывод сообщений с  обратным преобразованием

Ввод и контроль вывода

Контроль поиска

Анализ и корректировка

Контроль ввода и  регистрации

Контроль вывода

Отображение результатов

Выдача и актуализация данных

Подготовка принятия решений

     

Контроль

 

Бурное развитие ИТ во всех социально  значимых областях жизни человечества в конце XX в. потребовали упорядочения и классификации этой предметной области.

По обслуживаемым предметным областям АИТ подразделяются на технологии:

  • бухгалтерского учета;
  • банковской деятельности;
  • налоговой деятельности;
  • страховой деятельности и т.д.

По типу пользовательского интерфейса АИТ делятся на:

  • пакетные ИТ (централизованной распределенной обработки);
  • диалоговые ИТ;
  • сетевые (многопользовательские) ИТ.

По способу построения сети ИТ можно разделить на:

  • локальные;
  • многоуровневые;
  • распределенные.

В зависимости от роли человека в процессе управления различают два вида ИТ: 1) информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы; 2) информационно – советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.

По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:

  • электронная обработка экономических данных;
  • автоматизация функций управления;
  • поддержка принятия решений;
  • электронный офис;
  • экспертная поддержка и пр.

По классу реализуемых  технологических операций выделяют такие АИТ:

  • работа с текстовым редактором;
  • операции с табличным процессором;
  • работа с СУБД.
  • работа с графическими объектами;
  • мультимедийные системы;
  • гипертекстовые системы.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.

С точки зрения вида обрабатываемой информации можно выделить ИТ:

  1. Технология формирования документов включает процессы создания и преобразования документов.
  2. Технология обработки изображений строится на анализе преобразований и трактовке изображений.
  3. Обработка текстов включает ввод текста, его подготовку, оформление и вывод.
  4. Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных программ, осуществляющих ввод и обновление данных в таблицы, выполнение расчетов по формулам и пр.
  5. Технология обработки речи, включая ее распознавание и синтез.
  6. Технология обработки преобразования сигналов.
  7. Технология электронной подписи.
  8. Электронный офис, базирующийся на обработке данных, таблиц, текстов, изображений, графиков.
  9. Электронная почта и пр.

Информационные технологии, как  и сами компьютеры, прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.

Выделяются 3 этапа развития информационных технологий:

1) С начала шестидесятых годов. Характерно решение трудоемких задач, в частности, в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств. Централизованная обработка экономических данных имеет достоинства: а) возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; б) сравнительная легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия (вычислительных центров). Недостатки централизованной обработки: а) ограничена ответственность пользователей за результаты решения экономических задач; б) ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации.

2) С середины семидесятых годов. Этот этап связан с появлением ПЭВМ. Происходит смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных. Достоинства децентрализованной обработки: а) повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач; б) появляются возможности для проявления инициативы и творческого развития пользователя. Недостатками децентрализованной обработки экономических данных: а) сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений; б) психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов; в) неравномерность развития уровня информационной технологии на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.

3) С начала девяностых годов. Ориентировка меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных.

В настоящее время используется понятие "новая информационная технология". Это понятие предполагает:

  1. Использование персональных компьютеров и сетей ЭВМ.
  2. Наличие коммуникационных средств.
  3. Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
  4. Наличие интеграционного подхода.
  5. Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
  6. Органическое "встраивание" компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.

В настоящее время к новым  ИТ можно отнести:

  1. Интернет-технологии. Среди популярных услуг предоставление различного рода документов, распространение программ, текстов, книг, служба новостей, электронная почта и многое другое.
  2. Системы искусственного интеллекта, реализуемые различными средствами: нейронными сетями, генетическими алгоритмами и др.
  3. Видеотехнологии и мультимедиатехнологии.
  4. Объектно-ориентированная технология, основанная на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов, используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования.
  5. Технология управления знаниями, в которой идет распространение знаний и др.

При рассмотрении новых информационных технологий необходимо учитывать следующее:

  • срок замены существующих технологий на новые, более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;
  • преимущественными темпами в мире развиваются различные сетевые технологии;
  • российский рынок технологий ориентирован исключительно на технические средства зарубежного производства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.

3.3 Технологии автоматизированного офиса

Исторически автоматизация офиса началась с рутинной секретарской работы и лишь позднее заинтересовала инженерно-технических работников и менеджеров в их дальнейшей информатизации.

В настоящее время известны несколько  десятков коммерчески доступных программных продуктов, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, электронная почта, аудиопочта, табличный процессор, электронный календарь, компьютерные конференции, телеконференции, хранение изображений, видеотекст, а также специализированные программы контроля исполнительской дисциплины: ведения документов, проверки исполнения приказов и т.д.

К офисным технологиям относится  использование и некомпьютерных средств: аудио- и видеоконференций, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Технология использования текстовых редакторов

Пользователь ПЭВМ часто встречается  с необходимостью подготовки тех или иных документов — писем, статей, служебных записок, отчетов, рекламных материалов и т. д.

Удобство и эффективность применения компьютеров для подготовки текстов привели к созданию множества программ для обработки документов. Такие программы называются текстовыми процессорами или редакторами. Возможности этих программ различны — от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы).

Информация о работе Лекции по "Информационным системам в экономике"