Лекции по "Информационным системам в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:51, курс лекций

Описание работы

1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
1.2. Понятие и классификация информационных систем
1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
1.4. Назначение и состав АРМ конечного пользователя информационной системы

Работа содержит 1 файл

Lektsia_-_informatsionnye_sistemy_v_ekonomike.doc

— 573.00 Кб (Скачать)

Основой классификации функциональных пакетов автоматизированного бухгалтерского учета может служить их ориентация на размеры предприятия: малое (пакеты мини-бухгалтерии по схеме ПгиБ: Проводки – Главная книга – Баланс или интегрированный бухгалтерский учет), среднее и крупное (комплексный бухгалтерский учет с сетевой версией бухгалтерского учета, а также управленческие системы).

В следующей таблице представлена примерная классификация систем по группам потребителей.

Класс систем

Группа потребителей

Основные  характеристики

Фирмы-разработчики

Мини-бухгалтерия

Бухгалтерия численностью 1-3 человека

Без специализации

Ввод и  обработка бухгалтерских записей

Печать первичных  документов и отчетности

« «ИнфоСофт»

«Инфин»

Универсальные системы (интегрированные бухгалтерии)

Численность бухгалтерии невелика

Предусмотрены все основные разделы учета

Развитая  аналитика

Реализация основных компонентов натурального учета

Учет труда  и заработной платы

«1C»

«Инфин»

«ИнфоСофт»

«Атлант-Информ»

БЭСТ

Комплексные системы

Бухгалтерия численностью не менее 10 человек

Разделение  функций между сотрудниками

Комплекс  программ

Сетевая архитектура

Достаточно  полная реализация функций

Адаптируемость

«Парус»

«Новый Атлант»

«Галактика»

R-Style

БЭСТ

Управленческие  системы

Подразделения бухгалтерского и финансового учета

Подразделения финансового менеджмента

Управленческий  учет

Планирование

Настройка на клиента

Открытость  архитектуры

Масштабируемость

«Новый Атлант»

«Цефей»

SAP

Oracle

CA


 

5.3. Системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД)

Компьютеризация аудиторской деятельности в настоящее время представляет собой важное направление в применении информационных технологий. В ходе проверок бухгалтерии (преимущественно автоматизированной) можно сочетать компьютеризированные и ручные методы. При этом предпочтение, естественно, отдается технически передовым приемам. Пожалуй, единственное разумное исключение составляют предприятия малого бизнеса с минимальным объемом информации для проверки, где применение аудиторами компьютерного тестирования нерационально.

Во всех иных случаях неполное задействование компьютеризированных методов аудита невыгодно ни аудиторской фирме, ни предприятию-клиенту. Экономичность проверки, обеспечиваемая автоматизированным аудитом, приветствуется предприятием. В свою очередь и аудиторская фирма, заботясь о своей деловой репутации, о сохранении и расширении клиентуры, не станет пренебрегать современными профессиональными технологиями.

Однако в этой сфере уровень автоматизации значительно ниже, чем в бухгалтерском учете.

Предпосылки автоматизации в аудите следующие:

  • высокий уровень развития рынка аппаратно-программных средств;
  • наличие компьютерных систем бухгалтерского учета;
  • большие объемы информации, трудоемкость аудиторских процедур;
  • стандартизация аудита и его технологии (существует ряд типовых документов – письма, обязательства на проведение аудита, договора на проведение аудита, аудиторские заключения и пр.);
  • математические модели анализа, позволяющие оценить принимаемые аудиторские решения, многие задачи имеют математическую основу, следовательно, могут рассматриваться как объект автоматизации;
  • создание и использование информационно-справочных систем (Консультант, Гарант);
  • наличие нормативно-правовой базы создания системы автоматизированной аудиторской деятельности (СААД).

Автоматизированный аудит предполагает поэтапное выполнение ряда рекомендуемых  процедур:

  • установление цели автоматизированного аудита, исходя из условий конкретного задания;
  • определение состава компьютерных систем предприятия;
  • наметка типов операций, которые необходимо протестировать;
  • определение круга аудиторского и компьютерного персонала, который будет участвовать в обработке данных;
  • решение организационных задач применения компьютерной техники;
  • определение характера и масштаба процедур компьютерной обработки данных и требований к представлению ее результатов;
  • обеспечение контроля за ходом компьютеризированных проверочных процедур аудита;
  • осуществление документирования используемых аудиторами приемов компьютерной обработки данных;
  • обеспечение оценки полученных результатов для формирования итоговых выводов и составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности предприятия.

По признанию аудиторов, целесообразным считается широкое использование  аудиторами различных методов компьютерного  тестирования данных. Популярный прием  тестирования – ввод примера какой-либо операции в компьютерную систему  предприятия и последующее сравнение результатов обработки этой операции с заранее известными аудитору значениями. Затем введенные для теста данные удаляются из системы компьютерной обработки данных предприятия. Особенно полезно – протестировать надежность системы паролей и других средств контроля, установленных предприятием для защиты данных.

Обеспечивающие компоненты СААД –  это

    • техническое обеспечение
    • информационное обеспечение
    • математическое обеспечение
    • программное обеспечение и т.д.

Можно выделить 2 комплекса функциональных подсистем СААД.

1) Собственно аудит (контроль деятельности персонала,  формирование регистров учета, анализ бухгалтерской и финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности).

2) Услуги, сопутствующие аудиту (разные виды работ: проведение экономического анализа, консультационные услуги, ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета).

Все ошибки в бухгалтерском и  налоговом учете, выявляемые системой СААД, можно разделить на умышленные и неумышленные; системные и случайные.

Системные ошибки связаны с ошибками в алгоритмах.

Наиболее типичные ошибки:

    • случайные: технический сбой, потеря информации, ошибка ввода, ошибки в расчетах;
    • системные: ошибка в алгоритме, ошибки в классификаторах, справочных системах.

Качество работы каждого вида контроля оценивается риском и вероятностью необнаружения существенной ошибки. Произведение этих вероятностей определяет аудиторский риск– т.е. вероятность  того, что существенные ошибки не будут  выявлены в процессе аудиторской проверки.

Аудиторские риски, связанные с  автоматизацией учета, зависят от типичных ошибок, связанных с беспорядком в учете – отсутствие первичных документов, неверное оформление хозяйственных операций, отсутствие операции, отсутствие системы безопасности в учете и т.п.

Особое значение имеют аудиторские  риски, связанные с квалификацией  учетного персонала, этому на предприятии  должно уделяться большое внимание.

Проблема сохранности данных компьютерного  учета – связана с аппаратно-программными данными и использованием электронной почты. Аудиторская проверка должна выявить, все ли меры применяются, есть ли системный администратор, резервные копии программ и т.п. Если нет - риск возрастает.

В аудиторской деятельности используются следующие группы программ [10]:

    • офисные программы;
    • справочно-правовые системы;
    • бухгалтерские программы;
    • программы финансового анализа;
    • специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.

К специальному программному обеспечению относятся программы «Эффект Аудитор» (компании «ГАРАНТ Интернэшнл» и «Метроном Аудит», Санкт-петербург); «Ассистент аудитора», «Ассистент внутреннего аудитора» (ЗАО «Аудиторская фирма «Сервис-Аудит»», Москва); «Помощник аудитора» (фирмы «ДИЦ» и «Гольдберг Аудит», Москва), «ФинИнформ-Аудит» (фирма «ФинЭкскорт-НН», Н.Новгород) и др.

6. Автоматизированные информационные системы в банках

6.1. Автоматизированные банковские системы (АБС)

Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала  складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.

Исторически развитие АБС прошло ряд  этапов:

1. Первые серийные АБС работали  на автономных персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть. Операционисты  выполняли проводки непосредственно по лицевым счетам клиентов. В конце операционного дня данные со всех компьютеров  переносили на дискетах  на один – главный компьютер, на котором рассчитывался баланс.

2. В 1992г. во  многих банках  внедрялось второе поколение  АБС на основе локальных сетей  с размещением всех рабочих  файлов на ее сервере. Это  упрощало консолидацию баланса,  однако создавало новые проблемы. Когда несколько пользователей с нескольких  рабочих станций одновременно обращались  к данным, в локальной сети возникали «конфликты». Сеть довольно скоро перегружалась, и требовалось увеличивать мощность сервера и пропускную способность активного сетевого оборудования. Системы, сделанные на технологической базе «персональных» СУБД, перестали удовлетворять многие банки и прежде всего крупные: для них важна была эффективная работа  в локальной сети. Ряд из них стали закупать западные разработки, другие пытались создать АБС своими силами… Новые  решения начали предлагать и отечественные фирмы-разработчики. Некоторые, ориентируясь на Запад, делали ставку на «тяжелые технологи» - мощные центральные компьютеры, работающие в режиме «клиент - сервер», и профессиональные системы управления базами данных  (СУБД).

3. Потребности в расширении возможностей  по анализу деятельности банка  и его клиентов привели к  созданию интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы.

4. Развитие АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью.

5. Создание интегрированных АБС (ИАБС), ориентированных на использование распределенных, комплексных, адаптивных систем управления банковской деятельностью. Характерными чертами такого вида систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширение номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем.

Выбор и внедрение  АБС – одна из главных предпосылок успешной деятельности банка на рынке. Новая АБС приобретается либо для нового банка, либо когда прежнюю уже невозможно использовать. Если руководитель банка ставит во главу угла дешевизну системы, то благополучие банка находится под серьезной угрозой. На рынке надо найти  АБС, приемлемую по критерию «стоимость - эффективность».

Современные банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:

  • комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией;
  • модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;
  • открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;
  • гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;
  • масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.);
  • многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;
  • моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;
  • непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.

Информация о работе Лекции по "Информационным системам в экономике"