Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:51, курс лекций
1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
1.2. Понятие и классификация информационных систем
1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
1.4. Назначение и состав АРМ конечного пользователя информационной системы
Основой классификации функциональных
пакетов автоматизированного
В следующей таблице представлена примерная классификация систем по группам потребителей.
Класс систем |
Группа потребителей |
Основные характеристики |
Фирмы-разработчики |
Мини-бухгалтерия |
Бухгалтерия численностью 1-3 человека Без специализации |
Ввод и
обработка бухгалтерских Печать первичных документов и отчетности |
« «ИнфоСофт» «Инфин» |
Универсальные системы (интегрированные бухгалтерии) |
Численность бухгалтерии невелика Предусмотрены все основные разделы учета |
Развитая аналитика Реализация основных компонентов натурального учета Учет труда и заработной платы |
«1C» «Инфин» «ИнфоСофт» «Атлант-Информ» БЭСТ |
Комплексные системы |
Бухгалтерия численностью не менее 10 человек Разделение функций между сотрудниками |
Комплекс программ Сетевая архитектура Достаточно полная реализация функций Адаптируемость |
«Парус» «Новый Атлант» «Галактика» R-Style БЭСТ |
Управленческие системы |
Подразделения бухгалтерского и финансового учета Подразделения финансового менеджмента |
Управленческий учет Планирование Настройка на клиента Открытость архитектуры Масштабируемость |
«Новый Атлант» «Цефей» SAP Oracle CA |
Компьютеризация аудиторской деятельности в настоящее время представляет собой важное направление в применении информационных технологий. В ходе проверок бухгалтерии (преимущественно автоматизированной) можно сочетать компьютеризированные и ручные методы. При этом предпочтение, естественно, отдается технически передовым приемам. Пожалуй, единственное разумное исключение составляют предприятия малого бизнеса с минимальным объемом информации для проверки, где применение аудиторами компьютерного тестирования нерационально.
Во всех иных случаях неполное задействование компьютеризированных методов аудита невыгодно ни аудиторской фирме, ни предприятию-клиенту. Экономичность проверки, обеспечиваемая автоматизированным аудитом, приветствуется предприятием. В свою очередь и аудиторская фирма, заботясь о своей деловой репутации, о сохранении и расширении клиентуры, не станет пренебрегать современными профессиональными технологиями.
Однако в этой сфере уровень автоматизации значительно ниже, чем в бухгалтерском учете.
Предпосылки автоматизации в аудите следующие:
Автоматизированный аудит
По признанию аудиторов, целесообразным
считается широкое
Обеспечивающие компоненты СААД – это
Можно выделить 2 комплекса функциональных подсистем СААД.
1) Собственно аудит (контроль деятельности персонала, формирование регистров учета, анализ бухгалтерской и финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности).
2) Услуги, сопутствующие аудиту (разные виды работ: проведение экономического анализа, консультационные услуги, ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета).
Все ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, выявляемые системой СААД, можно разделить на умышленные и неумышленные; системные и случайные.
Системные ошибки связаны с ошибками в алгоритмах.
Наиболее типичные ошибки:
Качество работы каждого вида контроля оценивается риском и вероятностью необнаружения существенной ошибки. Произведение этих вероятностей определяет аудиторский риск– т.е. вероятность того, что существенные ошибки не будут выявлены в процессе аудиторской проверки.
Аудиторские риски, связанные с автоматизацией учета, зависят от типичных ошибок, связанных с беспорядком в учете – отсутствие первичных документов, неверное оформление хозяйственных операций, отсутствие операции, отсутствие системы безопасности в учете и т.п.
Особое значение имеют аудиторские риски, связанные с квалификацией учетного персонала, этому на предприятии должно уделяться большое внимание.
Проблема сохранности данных компьютерного
учета – связана с аппаратно-
В аудиторской деятельности используются следующие группы программ [10]:
К специальному программному обеспечению относятся программы «Эффект Аудитор» (компании «ГАРАНТ Интернэшнл» и «Метроном Аудит», Санкт-петербург); «Ассистент аудитора», «Ассистент внутреннего аудитора» (ЗАО «Аудиторская фирма «Сервис-Аудит»», Москва); «Помощник аудитора» (фирмы «ДИЦ» и «Гольдберг Аудит», Москва), «ФинИнформ-Аудит» (фирма «ФинЭкскорт-НН», Н.Новгород) и др.
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Исторически развитие АБС прошло ряд этапов:
1. Первые серийные АБС работали на автономных персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть. Операционисты выполняли проводки непосредственно по лицевым счетам клиентов. В конце операционного дня данные со всех компьютеров переносили на дискетах на один – главный компьютер, на котором рассчитывался баланс.
2. В 1992г. во многих банках
внедрялось второе поколение
АБС на основе локальных сетей
с размещением всех рабочих
файлов на ее сервере. Это
упрощало консолидацию баланса,
3. Потребности в расширении
4. Развитие АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью.
5. Создание интегрированных АБС (ИАБС), ориентированных на использование распределенных, комплексных, адаптивных систем управления банковской деятельностью. Характерными чертами такого вида систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширение номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем.
Выбор и внедрение АБС – одна из главных предпосылок успешной деятельности банка на рынке. Новая АБС приобретается либо для нового банка, либо когда прежнюю уже невозможно использовать. Если руководитель банка ставит во главу угла дешевизну системы, то благополучие банка находится под серьезной угрозой. На рынке надо найти АБС, приемлемую по критерию «стоимость - эффективность».
Современные банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:
Информация о работе Лекции по "Информационным системам в экономике"