Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:23, реферат
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
1)Введение
2)Компьютерные программы, их характеристика и применение на уроках русского языка и литературы
3)Заключение
4)Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Филологический факультет
Реферат по теме
«Компьютерные программы»
Евдокимова Л.В., Исмагамбетова С.К.
Содержание:
1)Введение
2)Компьютерные программы, их характеристика и применение на уроках русского языка и литературы
3)Заключение
4)Список литературы
Введение
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее.
Компьютерные программы, их характеристика и применение на уроках русского языка и литературы
Задачи, стоящие перед
учителем - словесником при применении
информационных технологий, во многом
отличаются от целей и задач других
учителей-предметников. Задачи эти
предполагают работу с текстом, с
художественным словом, с книгой. Учителю-филологу
необходимо сформировать прочные орфографические
и пунктуационные умения и навыки,
обогатить словарный запас
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
· увеличивает объем использования наглядности на уроке;
· экономит время учителя при подготовке к уроку.
Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
· создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
· увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе;
· повышает качество обучения;
· усиливает интерес к изучению предмета;
· рационально распределять время урока;
· доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение компьютерных технологий позволяет:
· наполнить уроки новым содержанием;
· развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
· формировать элементы информационной культуры;
· прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
· поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
· идти в ногу со временем.
Среди репетиторов наиболее применимыми являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии», «1С: Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун), программа "Фраза". При обучении русскому языку и литературе часто используют ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса). В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов применяются стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии “Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2”, при проведении компьютерных уроков (5–11); программно-методический комплекс “Учебный тренажер. Централизованное тестирование” (11 класс); программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11); «Семейный наставник» (5–7-е классы); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор”, а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске. Начинать приобретение опыта по компьютерному сопровождению уроков русского языка следует с простых и логично построенных программ.
Таковой является программа
«Фраза». Она позволяет контролировать
орфографические и
Интересными кажутся и шесть программ В.А. Чибухашвили и Н.Д. Гринько по наиболее трудному разделу 9-го класса – по пунктуации в сложном предложении. Авторы обоснованно считают специфической особенностью русского языка большой объем работы, а также ее характер: кропотливое выполнение упражнений, переписывание дидактического материала с одновременным выполнением заданий. С помощью компьютера появилась возможность повысить темп урока. Эти программы хороши тем, что наряду с контролем и тренингом предусматривают обучающий момент. Любой из блоков программы (обучающий, тренировочный, контролирующий) может быть использован самостоятельно. Важно, что в программах предусмотрена немедленная обратная связь с каждым обучаемым. В случае правильного ответа на экране монитора в цветном обрамлении появляется слово Верно, на неправильный ответ, кроме того, компьютер реагирует многотональным звуковым сигналом. В программах компьютер с помощью присущих только ему технических возможностей в одном кадре фокусирует и пунктуационное правило, и опознавательные признаки пунктуационно смысловых отрезков (запятая в предложении и схеме мерцает), и условие выбора необходимого знака препинания, а также место его постановки. Компьютер постепенно «подводит» ученика к пониманию и осознанию правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, а затем к закреплению пунктуационных знаний и умений. Удачно, что темп работы в режиме тренинга индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется нажатием клавиши пробела самим учащимся. Сочетание традиционных и компьютерных технологий при изучении русского языка в школе повышает эффективность обучения на уроках всех типов (усвоение и закрепление знаний, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, проверка, оценка и коррекция знаний).
Еще одна программа-это «1C: Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиа комплекс нового поколения, все части которого – учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса по русскому языку. Выбрав повышенный уровень сложности, можно подготовиться и к устному экзамену для поступления в вуз. При работе есть возможность вывести на принтер или скопировать содержимое учебника в буфер обмена, воспользоваться разными режимами поиска, сделать закладки, вернуться в любое место учебника, воспользовавшись историей перемещений, посмотреть результаты работы и обратиться за советом в раздел «Дневник пользователя». Можно выбрать удобный шрифт, включить или выключить звуковое оформление, выбрать полноэкранный или оконный режим работы программы. Через Интернет есть возможность бесплатного обновления учебного материала и программных утилит. В качестве наглядного материала при объяснении новой темы можно применять разного рода демонстрации (рисунки, анимации). Удобный и эффективный наглядный материал (интерактивные, то есть раскрывающиеся, таблицы) можно найти в разделе «Справочный материал». Есть в программе и такие разделы, как «Словари примеров», «Словарь лингвистических терминов», содержащий семьсот статей, «Исторические сведения», рассказывающие о выдающихся ученых-лингвистах, «Комната отдыха», включающая литературные анекдоты, смешные ошибки, поучительные описки, оговорки, афоризмы, шутки и др. Она дисциплинирует внимание учеников, пробуждает интерес к изучаемому материалу, активизирует самостоятельность, дает возможность варьировать структуру занятий, вносит в урок элементы занимательности и т.д. Из сказанного видно, что программа «1С: Репетитор. Русский язык» обладает большими возможностями, отвечающими всем требованиям к обучающим программам:
– имеет развитую систему
помощи и подсказки;
– обеспечивает максимальную информативность
при минимальной утомляемости учащихся:
цветовые эффекты, анимация несут строго
определенную дидактическую нагрузку;
– представляет материал для изучения
в виде отдельных модулей – такая структура
позволяет разумно разделить материал,
сохраняя при этом логику, главные идеи
и взаимосвязи изучаемого материала;
– имеет достаточно большой банк заданий
и вопросов;
– основной материал представляет с использованием
гипертекстовой технологии, информация
четко структурирована;
– использует как зрительный, так и слуховой
канал передачи информации.
Удачно, если учебная программа по русскому языку имеет диалоговый характер (реактивный, активный, интерактивный). Реализация реактивного диалога особенно полезна в контролирующих программах, но может лежать в основе и обучающих программ. Активный диалог в обучающей программе – диалог между учеником и компьютером. Интерактивный диалог допускает ситуации, когда в пределах определенной темы ученик ставит перед компьютером вопрос и получает разумный ответ или уточняющие вопросы. Таким образом, возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка в школе. Выбор зависит от целей и задач урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов). Использование новых информационных технологий позволяет решать важные задачи. И среди первых мы бы выделили повышение интереса к урокам, в том числе русского языка (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).
Еще одной распространенной
программой является программа «Русская
надежда». Неграмотность многих старшеклассников
- одна из актуальных проблем современной
школы. Полагается, что для ее решения
необходимо индивидуализировать процесс
обучения русскому языку в старших
классах. Для осуществления этой
цели была разработана компьютерно-