Компьютерные программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Содержание

1)Введение
2)Компьютерные программы, их характеристика и применение на уроках русского языка и литературы
3)Заключение
4)Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.Компьютерные программы.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Филологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме

«Компьютерные программы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнили: студентки филологического факультета 21 группы

 Евдокимова Л.В., Исмагамбетова С.К.

 

                                                           

                                                         Омск 2013

 

                Содержание:

 

 

1)Введение

 

2)Компьютерные программы,  их характеристика и применение на уроках русского языка и литературы

 

3)Заключение

 

4)Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость  изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения  веса тех из них, которые формируют  практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную  работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой  модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно  ориентированного  образования. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность  сделать урок более ярким и увлекательным. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее.

 

Компьютерные  программы,  их характеристика и  применение на уроках русского языка  и литературы

Задачи, стоящие перед  учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти  предполагают работу с текстом, с  художественным словом, с книгой. Учителю-филологу необходимо сформировать прочные орфографические  и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного  языка, дать детям знание лингвистических  и литературоведческих терминов. Использование компьютерных программ помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации, представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Очень часто упускается из виду, что средства коммуникации быстро эволюционируют. Сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников. Растет значение «графической грамотности» с появлением текстовых редакторов со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания. Использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить плотность урока. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

·       повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

·       увеличивает объем использования наглядности на уроке;

·       экономит время учителя при подготовке к уроку.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

·       создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

·      увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК  по литературе;

·       повышает качество обучения;

·       усиливает интерес к изучению предмета;

·       рационально распределять время урока;

·       доходчиво объяснять материал, делать его интересным.    

Применение компьютерных технологий позволяет:

·       наполнить уроки новым содержанием;

·       развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность  учащихся;

·       формировать элементы информационной культуры;

·       прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

·       поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

·       идти в ногу со временем.

Среди репетиторов наиболее применимыми  являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии»,  «1С:  Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун), программа "Фраза". При обучении русскому языку и литературе часто используют ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса). В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов применяются стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии “Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2”, при проведении компьютерных уроков (5–11); программно-методический комплекс “Учебный тренажер. Централизованное тестирование” (11 класс); программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11); «Семейный наставник» (5–7-е классы); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор”, а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске. Начинать приобретение опыта по компьютерному сопровождению уроков русского языка следует с простых и логично построенных программ.

Таковой является программа  «Фраза». Она позволяет контролировать орфографические и пунктуационные знания учеников школы. Программа содержит библиотеку из более чем 500 готовых вариантов заданий. Имеются варианты для комплексного повторения в 10-м и 11-м классах. На большинство правил есть несколько вариантов заданий. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. Ученику доступен просмотр каталога правил, систематизированных по названиям в виде древовидного графа. К сожалению, в программе не предусмотрено промежуточного выхода после выполнения части заданий. Кроме того, программа «Фраза» мало приспособлена для анализа результатов работы учащихся над заданием, в ней не предусмотрена автоматическая выдача рекомендаций по результатам работы. Предполагается, что эта программа наиболее эффективна на этапе закрепления знаний.

Интересными кажутся и  шесть программ В.А. Чибухашвили и Н.Д. Гринько по наиболее трудному разделу 9-го класса – по пунктуации в сложном предложении. Авторы обоснованно считают специфической особенностью русского языка большой объем работы, а также ее характер: кропотливое выполнение упражнений, переписывание дидактического материала с одновременным выполнением заданий. С помощью компьютера появилась возможность повысить темп урока. Эти программы хороши тем, что наряду с контролем и тренингом предусматривают обучающий момент. Любой из блоков программы (обучающий, тренировочный, контролирующий) может быть использован самостоятельно. Важно, что в программах предусмотрена немедленная обратная связь с каждым обучаемым. В случае правильного ответа на экране монитора в цветном обрамлении появляется слово Верно, на неправильный ответ, кроме того, компьютер реагирует многотональным звуковым сигналом. В программах компьютер с помощью присущих только ему технических возможностей в одном кадре фокусирует и пунктуационное правило, и опознавательные признаки пунктуационно смысловых отрезков (запятая в предложении и схеме мерцает), и условие выбора необходимого знака препинания, а также место его постановки. Компьютер постепенно «подводит» ученика к пониманию и осознанию правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, а затем к закреплению пунктуационных знаний и умений. Удачно, что темп работы в режиме тренинга индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется нажатием клавиши пробела самим учащимся. Сочетание традиционных и компьютерных технологий при изучении русского языка в школе повышает эффективность обучения на уроках всех типов (усвоение и закрепление знаний, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, проверка, оценка и коррекция знаний).

Еще одна программа-это «1C: Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиа комплекс нового поколения, все части которого – учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса по русскому языку. Выбрав повышенный уровень сложности, можно подготовиться и к устному экзамену для поступления в вуз. При работе есть возможность вывести на принтер или скопировать содержимое учебника в буфер обмена, воспользоваться разными режимами поиска, сделать закладки, вернуться в любое место учебника, воспользовавшись историей перемещений, посмотреть результаты работы и обратиться за советом в раздел «Дневник пользователя». Можно выбрать удобный шрифт, включить или выключить звуковое оформление, выбрать полноэкранный или оконный режим работы программы. Через Интернет есть возможность бесплатного обновления учебного материала и программных утилит. В качестве наглядного материала при объяснении новой темы можно применять разного рода демонстрации (рисунки, анимации). Удобный и эффективный наглядный материал (интерактивные, то есть раскрывающиеся, таблицы) можно найти в разделе «Справочный материал». Есть в программе и такие разделы, как «Словари примеров», «Словарь лингвистических терминов», содержащий семьсот статей, «Исторические сведения», рассказывающие о выдающихся ученых-лингвистах, «Комната отдыха», включающая литературные анекдоты, смешные ошибки, поучительные описки, оговорки, афоризмы, шутки и др. Она дисциплинирует внимание учеников, пробуждает интерес к изучаемому материалу, активизирует самостоятельность, дает возможность варьировать структуру занятий, вносит в урок элементы занимательности и т.д. Из сказанного видно, что программа «1С: Репетитор. Русский язык» обладает большими возможностями, отвечающими всем требованиям к обучающим программам:

– имеет развитую систему  помощи и подсказки; 
– обеспечивает максимальную информативность при минимальной утомляемости учащихся: цветовые эффекты, анимация несут строго определенную дидактическую нагрузку; 
– представляет материал для изучения в виде отдельных модулей – такая структура позволяет разумно разделить материал, сохраняя при этом логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала; 
– имеет достаточно большой банк заданий и вопросов; 
– основной материал представляет с использованием гипертекстовой технологии, информация четко структурирована; 
– использует как зрительный, так и слуховой канал передачи информации.

Удачно, если учебная программа  по русскому языку имеет диалоговый характер (реактивный, активный, интерактивный). Реализация реактивного диалога  особенно полезна в контролирующих программах, но может лежать в основе и обучающих программ. Активный диалог в обучающей программе – диалог между учеником и компьютером. Интерактивный  диалог допускает ситуации, когда  в пределах определенной темы ученик ставит перед компьютером вопрос и получает разумный ответ или  уточняющие вопросы. Таким образом, возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при  изучении русского языка в школе. Выбор зависит от целей и задач  урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в  исследовательских целях (при написании докладов, рефератов). Использование новых информационных технологий позволяет решать важные задачи. И среди первых мы бы выделили повышение интереса к урокам, в том числе русского языка (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).

Еще одной распространенной программой является программа «Русская надежда». Неграмотность многих старшеклассников - одна из актуальных проблем современной  школы. Полагается, что для ее решения  необходимо индивидуализировать процесс  обучения русскому языку в старших  классах. Для осуществления этой цели была разработана компьютерно-аудиальную программа, основой которой стали  тщательно отобранные тексты диктантов. Созданная программа дает возможность  учителю выбрать для каждого  ученика отдельный текст, насыщенный такими орфограммами и пунктограммами, в которых учащийся сделал больше всего ошибок в диагностической контрольной работе. Использование программы не требует проведения урока русского языка в компьютерном классе. Для ее работы необходим один компьютер, который расположен на столе учителя. Система одновременно отправляет разные диктанты на индивидуальные беспроводные наушники учеников. Таким образом, учитель может управлять процессом со своего рабочего стола. Эффективность разработанной программы обеспечивается подготовленной дидактической средой. Программа содержит более 200 контрольных диктантов на все правила орфографии и пунктуации. Тексты диктантов-адаптированные отрывки из художественных произведений классической и современной русской литературы. Результативность работы учащихся достигается путем специальной структуризации учебного материала. Тексты диктантов распределены по четырем разделам: 1)Орфография; 2) Пунктуация; 3)Обобщающие диктанты по отдельным темам; 4) Комплексные диктанты. В разделах «Орфография» и «Пунктуация» диктанты расположены по степени сложности тем. Дифференциация контроля реализуется благодаря разделению диктантов на три уровня сложности: базовый, повышенный и высокий. Базовый уровень рассчитан на учащихся, имеющих подготовку по русскому языку в объеме программы средней школы. Грамматические конструкции в таких диктантах простые, не осложненные большим количеством обособленных членов предложения. Повышенный уровень ориентирован на старшеклассников, успешно изучивших курс русского языка в средней школе, знающих все исключения из правил и обладающих способностью переносить заученные формулировки в живую ткань языка или имеющих «чувство языка», т.е. способность интуитивного следования языковым нормам. Тексты высокого уровня сложности предельно насыщены орфографическими и пунктуационными трудностями. Они могут быть использованы для углубленного изучения русского языка. В каждой теме обязательно присутствуют диктанты на все три уровня сложности. Чтение диктантов тщательно продумано и рассчитано: соблюдены все необходимые паузы, каждое предложение повторяется по три раза: первый раз - для внимательного прослушивания, чтобы учащиеся смогли вникнуть в смысл предложения, что поможет им правильно расставить знаки препинания, а также вычленить все предстоящие сложности, второй раз - для записи, третий раз - для проверки. Весь текст читается вначале урока для прослушивания, чтобы создать у учащихся целостное восприятие текста, и в конце урока - для самопроверки. Запись одного диктанта четко рассчитана на урок 40-45 минут. При диктовке особенно отмечаются сложные случаи написания словарных слов: такие слова диктор четко проговаривает. Проверка работ осуществляется в традиционной форме, так как ни одна компьютерная программа не в состоянии учесть при оценке все нюансы так, как это сделает учитель. Следовательно, роль учителя при использовании этой технологии по-прежнему остается приоритетной. Учитель является организатором учебной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Другим преимуществом созданной программы считается наличие развернутого электронного журнала оценок. Проверив диктант, учитель заносит ошибки ученика в классификационную таблицу и выставляет оценку, которая автоматически переносится в виртуальный классный журнал. Постепенно у каждого ученика формируется свой индивидуальный «языковой архив», в котором накапливаются результаты за письменные работы по русскому языку. Таким образом, можно проследить общую картину развития умений и навыков ученика и выработать дальнейший индивидуальный план работы для их совершенствования.  Созданная технология по контролю правописных умений и навыков «Русская надежда» имеет целый ряд преимуществ перед традиционными методами обучения и контроля, а именно:

Информация о работе Компьютерные программы