Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:55, реферат
Изучение теории. Проведение исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования.
Исследовательский проект состоит из двух частей:
I) Теоретическая.
Направления исследования:
1. Теоретические основы технократического общества
2. Проблемы зависимости человека компьютером.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 3
Введение. 5
1. Где кончается привычная реальность и начинается виртуальная? Дополняет ли компьютер «базовую» реальность или ломает её?. 6
1.1. Чем отличается виртуальный мир от мира человеческих фантазий? 7
1.2. Каковы основные механизмы воздействия виртуальной реальности на психику человека? 8
2 Основные причины «ухода» ребенка в виртуальный мир 8
2.1. Почему компьютерные игры имеют такую притягательность, причем не только для детей, но и для взрослых? 9
2.2. Позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера 10
3. Заключение 11
Библиографический список использованной литературы и Интернет ресурсов. 11
2.Основные причины «ухода» ребенка в виртуальный мир
Наступает время полового созревания и реализации себя как личности. Сразу проявляется старый комплекс в виде: «А вдруг у меня ничего не получится? А вдруг меня будут ругать или надо мной будут смеяться?» Подобные мысли сразу же “зажимают” человека. Он не дает сам себе совершать поступки, в которых он мог бы проявиться. Но человек не может постоянно находиться в “зажатом” состоянии. Ему нужна “отдушина”. Начинается неосознанный поиск психологической компенсации.
Компьютерные игры дают прекрасную возможность для этого. Однажды сыграв в какую-то игру и достигнув какого-то результата, человек получает удовлетворение, как от “реализации” своих способностей, так и от осознания того, что он – не никчемность, он на что-то годен. Это, во-первых. Во-вторых, даже если бы он и проиграл в игре, то всегда есть возможность переиграть и за поражение тебя никто не упрекнет, т.е. при такой “реализации“ своих желаний и допускании ошибок, комплекс не проявляется. И в третьих, т.к. компьютерные игры очень популярны, то есть возможность пообщаться с такими же игроками, рассказать о своих достижениях и получить, если не восхищение, то признание. Человек находит среду, в которой он чувствует себя значимым.
Даже в насквозь, казалось бы, компьютеризированной Америке в педагогических работах обсуждаются ограничения на использование компьютеров в обучении. Не только по медицинским показаниям. Не каждый ребенок может обучаться с помощью компьютера.
Что же касается ситуации в нашей стране, то практически все составляющие реформы образования, которая сейчас реализуется, разрабатывались если не в обстановке секретности, то с абсолютным игнорированием мнения педагогического сообщества, как академического, так и педагогов массовой школы.
В ближайшие годы использование компьютера в обучении станет массовым не только в старших классах, но и в начальной школе. Но компьютерные технологии слишком глобальны по своему воздействию на ребенка, чтобы их можно было ограничить лишь обучением. Последствия этой инновации для младших школьников совершенно неочевидны, и наверняка будут сопряжены с массой негативных эффектов.
2.1. Почему компьютерные игры имеют такую притягательность, причем не только для детей, но и для взрослых?
Обычная детская игра – обособленная реальность. Компьютерная игра – вдвойне обособленная реальность.
Игра может быть как способом «символического освоения реальности» для детей, так и способом ухода от этой реальности для взрослых.
Современные компьютерные игры, в основном, являются ловушкой для тех, кто хочет спрятаться от жизненных сложностей. Разработчики компьютерных игр фактически закладывают в них механизмы формирования аддикции, и противостоять этому сложно.
Игровые продукты стали фактором глобальной социализации. Воздействие их в большей степени негативно, чем позитивно. Государство, по крайней мере, наше, этой проблемы не видит. В западном мире, правда, эта проблема обсуждается и решается, но, увы – не кардинально. Например: есть списки игр, не рекомендованных для детей и подростков; существуют законы, обязывающие детские учреждения и библиотеки защищать детей и подростков от негативного контента.
2.2. Позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера
Изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и компьютера. Компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.
Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
1. развитие логического, прогностического и оперативного мышления;
2. усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;
3. адекватная специализация познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти;
4. повышение самооценки и уверенности в себе;
5. формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.
Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
1. снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (например, использование функции "Проверка орфографии", "математические действия" и т.п. способствуют редукции элементарных школьных знаний);
2. при длительной работе с компьютером - снижение гибкости познавательных процессов;
3. чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры с компьютером порождают зависимое поведение;
4. деформация личностной структуры;
5. деструктивные формы поведения.
Механизм усиления зависимости засчет повышения уровня тревожности
1. Заключение
Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности. Компьютерные устройства во всем своем многообразии окружают нас повсюду: на работе, в школе, на улице, дома. Компьютер и компьютерные среды оказывают глубокое воздействие на человеческую личность, однако аспекты этого влияния все еще остаются глубоко не изученными. Игровая и компьютерная аддикция буквально захватила молодое поколение россиян, став «чумой XXI века», но эта болезнь также не осознается обществом в достаточной степени. Тотальное и победоносное нашествие компьютерных технологий на среднюю, а теперь уже и на младшую школу сопровождается практически полным отсутствием в СМИ объективной информации о влиянии компьютерных устройств и виртуальных сред на детскую психику.
Работа над этим проектом дала мне множество интересной, достоверной и актуальной информации, я многое узнала о компьютерном прогрессе, о плюсах и минусах компьютерных технологий.
Библиографический список использованной литературы и Интернет ресурсов.
[1 Тереза Оранж , Луиза О'Флинн, Н. Щаблова . Медиадиета для детей. Руководство для родителей. Как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр. 2007г
[3] С. Краснова, Н. Казарян, В. Тундалева, Е. Быковская, О. Чапова, М. Носатова. Как справиться с компьютерной зависимостью. 2008 г.
[4] Интернет-источники.
4