Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:55, реферат
Изучение теории. Проведение исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования.
Исследовательский проект состоит из двух частей:
I) Теоретическая.
Направления исследования:
1. Теоретические основы технократического общества
2. Проблемы зависимости человека компьютером.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 3
Введение. 5
1. Где кончается привычная реальность и начинается виртуальная? Дополняет ли компьютер «базовую» реальность или ломает её?. 6
1.1. Чем отличается виртуальный мир от мира человеческих фантазий? 7
1.2. Каковы основные механизмы воздействия виртуальной реальности на психику человека? 8
2 Основные причины «ухода» ребенка в виртуальный мир 8
2.1. Почему компьютерные игры имеют такую притягательность, причем не только для детей, но и для взрослых? 9
2.2. Позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера 10
3. Заключение 11
Библиографический список использованной литературы и Интернет ресурсов. 11
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Научно-исследовательская работа
на VIII городской Слёт
научных обществ обучающихся образовательных учреждений
города Нижневартовска
«Клуб фанатов в компьютерном классе»
Автор:
Шнягина Екатерина Игоревна 9 «В» класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 34
Руководитель:
Шестопалова Ольга Александровна
учитель информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 34
Нижневартовск 2012г.
Оглавление
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. 5
1. Где кончается привычная реальность и начинается виртуальная? Дополняет ли компьютер «базовую» реальность или ломает её?. 6
1.1. Чем отличается виртуальный мир от мира человеческих фантазий?
1.2. Каковы основные механизмы воздействия виртуальной реальности на психику человека? 8
2 Основные причины «ухода» ребенка в виртуальный мир 8
2.1. Почему компьютерные игры имеют такую притягательность, причем не только для детей, но и для взрослых? 9
2.2. Позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера
3. Заключение
Библиографический список использованной литературы и Интернет ресурсов. 11
«Современная проблема технократического общества»
Шнягина Екатерина Игоревна
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск Муниципальная средняя бюджетное
общеобразовательная школа № 34 9 В класс
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
I. Подготовительный этап. Определение темы и ее актуальности, цели, задач и проблемы исследования.
В настоящее время в обществе достаточно большое внимание уделяется проблеме распространения наркотиков и увеличению числа людей, особенно молодежи, попадающих в наркотическую зависимость. Общество наконец-то встрепенулось. Об этом начали говорить и писать. Но в то же время, очень мало кто из людей (в основном, только специалисты в области психиатрии) начинают осознавать и изучать другую форму зависимости, не менее затягивающую и не менее страшную, чем наркотики, - зависимость человека от компьютерных технологий.
Основная идея проекта проанализировать и обобщить материал по данной тематике, в связи с тем, что наши дни понятие технократия и ее проблемы актуальна.
Целью моей работы - является исследование проблем технократического общества.
Исходя из моей цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1.
2.
3. Привлечь внимание аудитории к проблеме.
II. Планирование.
Определение источников информации. Подбор и изучение научной литературы. Знакомство с системой библиографического поиска тематической литературы. Составление библиографического списка используемой литературы. Ознакомление с современными источниками информации (Интернет-ресурсы, периодические научные и научно популярные издания).
Библиография и Интернет ресурсы:
[1 Тереза Оранж , Луиза О'Флинн, Н. Щаблова . Медиадиета для детей. Руководство для родителей. Как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр. 2007г
[3] С. Краснова, Н. Казарян, В. Тундалева, Е. Быковская, О. Чапова, М. Носатова. Как справиться с компьютерной зависимостью. 2008 г.
[4] Интернет-источники.
III. Исследование. Формирование результатов и выводов
Изучение теории. Проведение исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования.
Исследовательский проект состоит из двух частей:
I) Теоретическая.
Направления исследования:
1. Теоретические основы технократического общества
2. Проблемы зависимости человека компьютером.
II) Практическая.
Исследование применения векторов:
в информатике;
в обществознании;
Методики исследования:
Исследование привычной реальности и виртуальности.
Исследование методов решения проблемы общества
Исследование негативных эффектов взаимодействия человека и компьютера.
Выводы по результатам исследования:
В связи с развитием компьютерной техники и программного обеспечения появилась возможность создавать все более реалистичные компьютерные игры, воздействующие не только на зрительные органы, но и на слуховые, а также, не за горами, и на обонятельные и осязательные.
По данным социологических исследований в период максимальной увлеченности, такие люди могут играть по 30-50 часов в неделю, а продолжительность игры может быть до 14-18 часов. После прохождения «пика», количество времени, проведенное за игрой, падает до 20-30 часов в неделю, а продолжительность одной игры длится не более 4-5 часов. Причем период максимальной увлеченности может длиться месяцами, а последующая фаза – годами. Такие люди, практически выпадают из социума. Они живут своей виртуальной жизнью, в которой нет места нормальным человеческим потребностям, за исключением физиологических, практически отсутствуют социальные контакты, а о какой-то внутренней духовной жизни говорить вообще не приходится. Постепенно человек превращается в машину-животное, бездушного кибера, который реагирует только на компьютерные раздражители и на потребности своего тела. Созданный нами информационный буклет, может оказать нам активную помощь при подготовке к итоговым и приемным испытаниям. Также будет способствовать развитию и обогащению нашей информационной культуры, а значит общечеловеческой культуры.
IV. Защита работы
Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов.
Результаты исследования были представлены:
на уроках информатики и общества;
на школьной научно - практической конференции.
«Современная проблема технократического общества»
Шнягина Екатерина Игоревна
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск Муниципальная средняя бюджетное
общеобразовательная школа № 34 9 В класс
Введение.
Большое распространение в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества. Они в той или иной мере отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире. В наше время велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального производства, в удовлетворении многих потребностей людей. Все большее значение приобретает научно-технический прогресс в развитии городского и сельского быта, а также в материальном обеспечении функционирования политической и духовной сфер общественной жизни.
Наряду с всесторонним и объективным анализом проблем современной научно-технической революции имеют место односторонние толкования, превращение сегодняшней науки и техники не только в доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин "технократия" происходит от греческого techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство). Они составляют целое направление в развитии современной социальной философии, получившее название технологического детерминизма.
ТЕХНОКРАТИЯ (греч.) – в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности.
1. Где кончается привычная реальность и начинается виртуальная? Дополняет ли компьютер «базовую» реальность или ломает её?
Виртуальная реальность, как понятие, уже давно вошла в общеупотребительный язык. Ее фактическим проявлением в нашей жизни служат «отключившиеся» от всего подростки, полностью сосредоточившиеся на компьютерном мониторе и сложнейшие программные среды, созданные для решения производственных и бизнес-задач. Для большинства молодых людей понятие виртуальной реальности связывается с «киношными» образами фантастических фильмов и литературных произведений. Полный ответ на вопрос займет сотни страниц и вряд ли будет исчерпывающим. Так что я постараюсь лишь его обозначить.
Во-первых, по сути своей, виртуальная реальность – это родная сестра других реальностей: реальности фантазии, реальности театрального сценического действия, реальности игры. Человеку свойственно пытаться уходить от основной физической, базовой реальности и стремиться создавать какие-то свои, особые реальности. Читая книгу, смотря фильм, человек отрывается от базовой реальности и уходит (кто глубоко, а кто поверхностно) в особый мир. Так что ничего кардинально нового, такого, что принципиально изменяло бы закономерности человеческой психики, виртуальная реальность не приносит. Да, несомненно, она специфична, она связана с компьютерными интерфейсами, программные среды влияют на ее характеристики, но она была, есть и будет неотъемлемо человеческой. И все нынешние проблемы виртуальной реальности – это старые как мир проблемы человека.
Во-вторых, обсуждение этих проблем оставляет за границами ту реальность, которую нельзя отнести к чистой виртуальности, поскольку она лишь частично является виртуальной. Эта так называемая «смешанная реальность» представляет собой огромный пласт повседневной жизни, связанный с взаимодействием человека с компьютерными устройствами. Водитель пользующийся GPS-навигатором, пользователь, размещающий на карте google фотографии реальных объектов, подросток, идущий по улице и одновременно набирающий SMS-сообщения как раз и являются субъектами такой реальности.
Может показаться, что подобные рассуждения относятся к области схоластических околонаучных рассуждений. Но ведущие мировые корпорации (например, известная Nokia) многие годы тратят колоссальные бюджеты на исследование и разработку специальных сервисов, предназначенных именно для смешанных реальностей
1.1. Чем отличается виртуальный мир от мира человеческих фантазий?
Можно было бы сказать, что в фантазиях человек свободен, а в виртуальном мире – нет. Но это не совсем точно. В фантазиях человек ограничен степенью своей креативности и культурного развития. А в виртуальных мирах человек свободен, во-первых, в выборе одного мира из многих, а во-вторых, он свободен в рамках той свободы, которую ему предоставляет выбранный мир.
С развитыми виртуальными мирами сталкиваются в настоящее время преимущественно любители многопользовательских ролевых компьютерных игр. Для участников социальных сетей виртуальный мир – это сегмент общения с товарищами и знакомыми, который, как правило, дополняет «живое» общение. Для девушек и юношей, скучающих перед монитором служебного компьютера – это возможность заняться «веб-серфингом» и скоротать время до окончания рабочего дня. Для сотрудников, обеспечивающих дистанционную переподготовку персонала в рамках автоматизированных систем (как, например «Прометей») – это повседневная работа с электронной почтой, тестированием и т.п.
Все перечисленное выше – очень разные ситуации с психологической точки зрения. Их объединяет лишь специфика коммуникационного канала.
1.2. Каковы основные механизмы воздействия виртуальной реальности на психику человека?
Правильнее было бы говорить о том, КТО воздействует на людей в виртуальной реальности.
Действительно, у самой виртуальной реальности есть ряд фундаментальных эффектов, которые воздействуют на человека – о них мы упоминали ранее.
Но главное для человека, который вошел в Интернет – осознавать, что в момент подключения его персонального компьютера к сети, он сразу становиться мишенью для многих агентов и субъектов влияния.
Киберпространство, как и остальные социальные пространства, является ареной действия самых разных политических, экономических, религиозных сил.
Политики хотят, чтобы за них голосовали; бизнес хочет, чтобы покупали его товары; конфессии хотят привлечь новых верующих, интернет-провайдеры хотят, чтобы люди «сидели» в сети круглосуточно. Весь потенциал манипулятивных технологий используется в этой борьбе. Манипулятивные риски виртуальности весьма индивидуальны. Они сильно зависят от личностных особенностей человека. То, что для одних типов характера является не значимым, для других – может стать исходной точкой разрушения личности.