Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:43, контрольная работа
Если назначается специальный человек для контроля за чистотой
исходной информации, то найдется
изобретательный идиот, который придумает способ, чтобы неправильная информация прошла через этот контроль.
Постулат Трутмена по программированию (8, с.69).
Один из пионеров Интернет-рекламы в России Тимофей Бокарев поместил на своем сайте различные материалы относительно рекламы во Всемирной Паутине (советы, примеры, методику рекламирования), И вот в книжном издательстве “Познавательная книга плюс” выходит в свет “внешне ничем не примечательное” сочинение Антона Высоткина “Реклама в Internet”, пишет А.Гаврилов и утверждает, что 54% текста этой книги представляют собой просто перепечатанные страницы сайта Т.Бокарева с минимальными исправлениями (2, с.9).
Т.Бокарев обиделся, пишет автор статьи, и в результате не только 100 тысяч пользователей Рунет ( российской сети) узнали об этом плагиате, но и в Московский арбитражный суд был подан соответствующий иск. Юристы говорят, что подобный иск стал возможным только в конце 90-х гг. ХХ века, когда Интернет превратился из простого средства развлечения в так называемую бизнес-среду. Словом, технологические новшества требуют принятия этических кодексов и превентивных мер против криминальных действий не только в сфере компьютеров, но и в обыденной жизни (1).
Термин “киберпространство” (cyberspace) впервые сочинил американский писатель-фантаст Уильям Гибсон в 1984 г. Сегодня этот термин употребляется тогда, когда идет речь о месте, “где происходят все социальные контакты через компьютерные сети” (12, с.97). В своем научно-фантастическом романе “Невромансер”[5]. У.Гибсон охарактеризовал киберпространство следующим образом: “Согласованная галлюцинация, испытываемая ежедневно миллиардами законопослушных операторов в каждой стране” (20, с.61). Термин “согласованный” (consensual) используется в физиологии для обозначения ответа на возбуждение либо произвольным, либо непроизвольным движением. Исполнительный директор популярной американской локальной сети “Канал 4000” Джайсон Примут применил термин Гибсона в 1998 г. в своей статье “Киберпространство: Согласованная галлюцинация” (20, с.61-66).
Дж. Примут описывает виртуальное сообщество “друзей”, которые никогда не встречались в реальном мире, а узнали друг друга в онлайновом режиме, стали онлайновыми личностями и фактически ведут онлайновое существование. Люди теперь могут иметь “онлайновых друзей” на других континентах столь же легко, как становятся хорошими друзьями соседи, живущие на одной улице. И это приводит к “кризису идентичности” (20, с.64). В виртуальном мире вы можете при помощи фантазии и воображения создать для “онлайнового друга” любой собственный имидж. В этой сфере теперь процветает бахвальство, каждый виртуальный собеседник старается наградить себя привлекательными и даже сверхъестественными качествами. Это напоминает частные объявления в газете, где люди преувеличивают свои возможности и лгут, чтобы показаться более импозантными и благообразными. Разница лишь в том, что с автором объявления в газете вы способны встретиться de facto, а “виртуальный друг” может запросто оказаться шалящим в Интернете школьником или несколькими людьми в образе одной личности. Вот почему “онлайновые группы” предпочитают встречаться только в киберпространстве. Так что если ваш “chat-friend” описывает себя как длинноногую красотку с вьющимися каштановыми волосами, которые на солнце отсвечивают золотом, остерегайтесь обмана.
Киберэтика (cyberethics) имеет дело с будущими компьютерными технологиями, с качеством жизни, с этическими и социальными проблемами, связанными с киберпространством и обществом всемирной компьютерной сети (networked society) (21). В кибернетике прежде всего решается вопрос, что представляет собой киберпространство - “среду” или “место”. Если ответ склоняется в сторону “места”, то возникает еще один вопрос, касающийся компьютерных технологий. Спрашивается, на что они похожи - на прессу, на обычные записывающие устройства или на телевидение?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникает масса связанных с ним проблем этического характера. Если речь идет о свободе слова и печати, то в случаях нарушения таковых говорят о клевете, диффамации, лживой рекламе, краже интеллектуальной собственности, нарушениях права на частную жизнь, сквернословии, порнографии и пр.
Керрик Харвей из университета Джорджа Вашингтона считает, что цифровые технологии, как правило, предоставляют устрашающие возможности нарушения прав человека. Взять хотя бы детскую порнографию в Интернете. Таковая создается без использования “физических объектов”. Но если защищены один или несколько “физических детей”, которых не используют для создания порно-сайтов, то вся остальная масса пользователей (в том числе и дети) от знакомства с этими сайтами не могут быть защищены. В результате возникает вышеприведенный этический вопрос, но в более усложненном виде: “Что же такое киберпространство - средство или цель, место или среда?” (20, с.74).
Если киберпространство больше всего напоминает “физическое место”, то следует разработать новый кодекс в рамках киберэтики, чтобы определить как права, так и обязанности и ответственность пользователей Всемирной Паутины, - и тех, кто занимается виртуальным бизнесом, и тех, кто практикует виртуальные знакомства. Если же киберпространство воспринимается как среда, а не как место, то его можно рассматривать лишь как коммуникационный канал, а не как социальную структуру (20, с.67-90).
Сборник “Электронная система сообщения с помощью сигналов: Слухи, репутация и репортажи в новой онлайновой окружающей среде” (20) приводит множество случаев изменения привычных процессов получения информации в связи с тем, что демократическая природа Интернета становится опасной и для экономики, и в целом для общества. Ведь киберпространство пока беззащитно от хакеров, взломщиков, а также любителей распространять ложную информацию, клевету и порнографию. Так, в феврале 2000 г. киберпреступниками (или одним киберпреступником) были заблокированы на несколько часов три провайдерские компьютерные компании.
Кибернетический век в научной литературе именуют также “цивилизацией третьей волны” и, рассуждая об этой цивилизации и расхваливая ее достоинства, ученые вынуждены признавать, что у нее существует целый ряд отрицательных моментов: автоматизация и стандартизация человека, лавинность информации, элитарность знания, усиление властных функций благодаря знаниям, исчезновение многих профессий, усиление взаимозависимости людей, уязвимость больших систем, а также так называемый “компьютерный синдром”, т.е. “риск утраты связи человека с действительностью и забвения критериев реальности происходящего” (9, с.144).
Закончим обзор сообщением о том, что в английских школах детям начали преподавать основы компьютерной этики, ибо в последнее время стало появляться слишком много вирусов и вредительских программ, авторы которых сидят еще на школьной скамье.
Список литературы
1. Ван Дюн Дж. Роль человеческого фактора в совершении преступлений в сфере компьютеров // Компьютеризация общества и человеческий фактор: Реф.сб. - М, 1988. - С.202-218.
2. Гаврилов А. Как размножаются ежики // Независ. газ. Ex libris. - М., 1999. - № 43(115). - 4 ноября. - С.9.
3. Галина М. Интернет, ядерная бомба и клонирование// Лит. газ. - М., 2000. - № 1-2 (5772). - 1-12 января. - С.10.
4. Галинская И.Л. Компьютерная этика. - М., 1986. - 12 с.
5. Галинская И.Л. Компьютерная этика и компьютерное право в США и Австралии. - М., 1989. - 32 с.
6. Галинская И.Л. Как украсть миллион. Этика и психология компьютерной жизни. // Гармония. - М., 1991. - С.41-43.
7. Галинская И.Л. Экологическая этика и взаимоотношение “человек - животный мир” // Человек: образ и сущность. Ежегодник. Биосфера, ноосфера и экология. - М., 1999. - С.81-89.
8. Законы Мэрфи. - М., 1997. - 76 с.
9. Кононов И.А. Человек в информационно-техническом обществе // Филос. и педагогич. антропология. - Екатеринбург; Нижневартовск, 1998. - С.144-166.
10. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7/0 и Delphi. - СПб., 1998. - 234 с.
11.Чумаков В. Схватка в Паутине: Шимомура прощает Кевина // Лит. газета. - М., 2000. - 26 янв. - 1 февр. - С.7-8.
12. Computerization and controversy: Value conflicts a. social choices/ - San Diego etc., 1996 - XXIV, 961 p.
13. Floridi L. Information ethics: On the philosophical foundations of compu-ter ethics. –http://www.yahoo. com (e-mail: Luciano.Floridi.@philosophy.
14. Flynn E.P. Issues in medical ethics. - Kansas City , 1997. - 384 p.
15.Forester T., Morrison P. Computer ethics: Cautionary tales and ethical dilemmas in computing. - Cambridge , 1994. - 2nd ed. - X, 347 p.
16.Johnson D.G. Computer ethics. - Englewood Cliffs (N.J.), 1985. - XI, 110 p. - (2nd. ed., 1994).
17. Metaphilosophy. - Oxford , 1985. - Vol. 16. - N 4. - 318 p.
18. Law, computer science and artificial intelligence. - Exeter , 1998. - X,
265 p.
19.Spinello R.A. Ethical aspects of information technology. - Englewood Cliffs (NJ), 1995. - XI, 226 p.
20. The electronic grapevine: Rumor, reputation, a. reporting in the new on-line environment. - Mahwah (N.J.), 1998. - VI, 199 p.
21. Tavani H.T. Cyberethics and the future of computing // Computers and soc. - N.Y., 1996. - Vol.26. - N 2. - P. 22-29, 42-86.
[1] Автономная этика - признание особых, независимых от действительности, внутренних законов духа, которыми определяется нравственное начало; гетерономная этика - выведение нравственности из независящих от воли субъекта причин, отвергаемое Кантом.
[2] Домен - специальный код, показывающий, к какой именно локальной сети подключен пользователь Интернета. Домены бывают тематические и государственные. Доменные имена “.com, . edu, .gov, . org” означают коммерческие фирмы, учебные заведения, правительственные и государственные учреждения, организации. Доменные имена “.ru, . .de, .fr, .uk, .us, “ означают домены стран - Россия, Германия, Франция, Великобритания, США и т.д.
[3] Host-computer, mainframe - компьютер, выполняющий роль главной ЭВМ вычислительного центра. Такие компьютеры применяются в больших учреждениях и крупных коммерческих фирмах.
[4] Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - М., 1957. - С.326.
[5] Gibson W. Neuromancer. - N.Y., 1984. - 298 p.
Информация о работе Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика