Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:08, доклад
Сегодня в научной литературе существует чрезвычайно разнообразная трактовка понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход». Наиболее остроумно, на наш взгляд, на эту тему высказался известный психолог Б.Д. Эльконин: «Компетентностный подход — это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел»1. Не ставя целью развитие дискуссии терминологического свойства, приведем лишь несколько мнений по этому поводу. Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция — это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция — это знания, а компетентность — умения (действия). В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию2.
Умение грамотно
и «бескровно» внедрить в компании
«правила игры», оптимизирующие затраты
времени всех сотрудников компании, составляет
еще одну важную компетентность топ-менеджера.
Однако тайм-менеджмент не является панацеей.
В нашей тренинговой практике нередки
случаи, когда руководители убеждены в
том, что сотрудники неправильно организуют
рабочее время, а в процессе тренинга выясняется,
что проблема заключается не в тайм-менеджменте,
а в неэффективной организации бизнес-процессов
или хаотичных коммуникациях. Однако заметим,
что такая проблема, по крайней мере, легко
выявляется с помощью техник тайм-менеджмента.
Как известно, в
повседневной деятельности руководителю
приходится, помимо решения большого
количества задач, помнить о ключевых
договоренностях, встречах и поручениях,
быстро находить необходимую информацию.
Чтобы концентрироваться на наиболее
важных задачах, работающих на стратегические
цели компании, топ-менеджер должен правильно
организовать выполнение рутинных дел,
чтобы на них тратилось минимум времени.
Это реализуется посредством делегирования
задач и оптимизации работы секретариата.
При наличии информационно-технологической
компетентности руководителя (это пятая
компетентность) данная задача значительно
упрощается за счет внедрения инструментов
тайм-менеджмента на распространенных
офисных программах (таких, как Outlook/Lotus
Notes).
Рис. 1. Взаимодействие
топ-менеджера с секретариатом8
Схема взаимодействия
топ-менеджера и секретариата, при
которой минимизируются затраты
времени руководителя на рутинные операции,
представлена на рис. 1.
Весь поток
входящей информации, поступающей сотруднику
секретариата, фиксируется им на основе
«Регламентов работы секретариата»9 в
единой системе Outlook/ Lotus Notes. Руководитель
в удобное ему время обращается
к единой системе, просматривает
информацию по звонкам, встречам, поручениям
и дает обратную связь секретариату, внося
соответствующие изменения. Все внесенные
изменения сотрудники секретариата сразу
же видят в единой системе, что дает им
возможность соответственно подтвердить
или нет встречу, напомнить о выполнении
поручения, организовать совещание и др.
Как известно, контакты
— это валюта бизнеса. В программах
Microsoft Outlook/Lotus Notes есть специальный раздел
для хранения контактной информации.
Секретари, получая новые визитки
от руководителя, сразу вбивают их данные
в раздел «Контакты». Правила фиксирования
информации при этом должны быть определены
«Регламентом обработки и хранения контактной
информации». Результатом данной деятельности
является формирование базы контактов
руководителя и минимизация времени на
поиск необходимого контакта. Кроме того,
в подобной базе, как правило, присутствует
весь бэкграунд по контакту: при каких
обстоятельствах познакомились, что обсуждали
и наметили, какие документы направляли
и т.д.
Если в компании
принят стандарт планирования времени
в календаре Microsoft Outlook/Lotus Notes, то руководитель
при назначении совещания с ключевыми
сотрудниками, время которых весьма недешево
для компании, может, открыв их календари,
назначить оптимальное время совещания
с учетом занятости всех участников. Весьма
полезной оказывается разработка «Регламента
планирования рабочего дня руководителя»,
с помощью которого секретари, не отрывая
руководителя лишний раз, оптимизируют
его рабочее время, организуют необходимые
встречи, обеспечат необходимый отдых.
Умение отдыхать
и способность творить
Да-да, именно отдых.
И с этим связана шестая ключевая
компетенция — способность к
управленческому ортобиозу. Ортобиоз
(гр. orthos — прямой, правильный + bios —
жизнь) — здоровый, разумный образ жизни.
Не секрет, что в связи с ростом профессиональных
нагрузок, увеличением числа решаемых
задач, постоянными переработками и переутомлением,
стрессами и недосыпанием профессия менеджера
стала одной из наиболее рискованных и
опасных для здоровья. В конце XX в. в японском
языке даже появился новый термин «синдром
Кароши»10 обозначающий смерть от переутомления
на рабочем месте. А пару лет назад появился
еще один термин — «дауншифтинг» (downshifting)
— переход с высокооплачиваемой работы,
но связанной с постоянными стрессами
и выгоранием, на низкооплачиваемую работу,
но спокойную, не требующую колоссального
напряжения сил. По сути, это выбор между,
с одной стороны, доходом и стрессом, а
с другой — душевным комфортом за меньшее
вознаграждение. Дауншифтер — это человек,
дошедший «до ручки» (нервные срывы, депрессия,
обострение хронических болезней, когда
не помогают медикаменты и не в радость
сама жизнь). Отметим, что дауншифтинг
не появляется в компании в одночасье,
а, по сути, провоцируется установками
топ-менеджмента. В качестве примера приведем
тренинг, посвященный теме переработок.
Мы высказали достаточно твердую позицию
о неэффективности для компании постоянных
переработок сотрудников, поскольку они
не успевают восстанавливаться, постепенно
выходят из ресурсного состояния, и эффективность
их работы неуклонно снижается. Мы предложили
организовывать рабочее время таким образом,
чтобы уходить с работы вовремя и полноценно
отдыхать. Во время кофе-брейка к нам подошел
топ-менеджер, присутствовавший на тренинге,
и попросил изменить акценты: «Вместо
того чтобы рассматривать оптимизацию
работы с точки зрения ее выполнения в
более короткие сроки, давайте будем акцентировать
многократное увеличение доходов при
таком же многократном увеличении временных
затрат». Вот и весь управленческий ортобиоз!
Однако, надо сказать,
в настоящее время в бизнесе
наблюдаются весьма серьезные позитивные
сдвиги. Так, в ряде компаний приняты
корпоративные стандарты, регламентирующие
время задержки на работе: для менеджеров
— не более одного часа, для рядовых
сотрудников — не более получаса. Даже
(правда, это пока, скорее, исключение из
правил) вводятся физкультпаузы подобно
производственной гимнастике, которая
была в советское время и, увы, которую
в основном игнорировали работники.
Как отмечалось
ранее, все в компании зависит
от топ-менеджера, поэтому мы акцентируем
внимание на формировании у него способности
не только правильно и эффективно
отдыхать самому, но и интегрировать
грамотный отдых в систему
корпоративной культуры. В противном
случае — «загнанных лошадей пристреливают,
не правда ли?»
Наконец, седьмой, важнейшей компетенцией является способность топ-менеджера к поиску нестандартных, нетривиальных решений. Сегодня эта черта отнюдь не обязательно должна быть врожденной. Существуют технологии поиска новых, необычных решений. Например, это широко известные в кругу технических специалистов, но малоизвестные в управленческих кругах технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также ТРТЛ (теории развития творческой личности)11. На самом деле, способность к поиску новых решений неразрывно связана со способностью к обучению и переобучению вообще. А последняя еще в начале 90-х годов прошлого века была признана американскими специалистами наиболее важной компетенцией любого современного человека.
Об участии
вузов в формировании ключевых компетенций
В какой же мере топ-менеджерами осознается потребность в формировании названных профессиональных компетенций? Судя по наличию большого числа предложений по оказанию образовательных услуг, выложенных в Интернете, спрос на программы формирования soft skills (life skills) весьма высок. В крупных компаниях этот спрос удовлетворяет корпоративный университет с помощью либо внутренних, либо внешних ресурсов. В небольших компаниях таких внутренних ресурсов просто нет. Поэтому в компании осуществляются следующие действия:
формируется
запрос на те или иные
находятся провайдеры (не вузы!), оказывающие требуемые образовательные или консалтинговые услуги;
осуществляется ознакомление с пакетом предложений провайдеров и при необходимости проводится тендер;
организуется
проведение обучения и
В большинстве
своем обучение проводится для топ-менеджеров,
менеджеров среднего звена и специалистов
заинтересованных подразделений.
Обратим внимание на возрастной состав участников обучающих семинаров: в большинстве своем это молодые менеджеры, недавно окончившие вуз. Однако, если данные компетенции объективно необходимы и пользуются спросом, вуз может обеспечить их формирование непосредственно во время прохождения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования или создать образовательный продукт, предназначенный для корпоративных университетов, и организовать продвижение этого продукта на данном сегменте рынка. В последнем случае необходимо создать образовательные альянсы вуза с корпоративными университетами различных компаний. Отметим, что предметом взаимодействия являются не только краткосрочные программы, но и программы второго высшего образования, в том числе МВА, а также обучение руководителей компаний в аспирантуре вуза. Практика показывает, что данные образовательные потребности достаточно распространены, но они не могут быть удовлетворены ни корпоративными университетами, ни тем более образовательными структурами, действующими на рынке.
Заключение
Таким образом, к числу ключевых компетенций топ-менеджера мы относим:
умение работать
с целями и ценностями
способность
к эффективным внешним и
умение точно
подбирать ключевых
Важнейшими компетенциями
руководителя, которые напрямую связаны
с вопросами обеспечения
Завершая рассмотрение
ключевых компетенций топ-менеджера,
способствующих повышению
Информация о работе Компетентность и компетенции в специальности "Менеджмент"