Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:10, доклад
Экономическую информацию принято подразделять по двум признакам:
1) Функция управления
2) Уровень управления (по месту возникновения).
Правовое обеспечение включает в себя совокупность правовых норм (законов, стандартов, правил), регламентирующих создание и эксплуатацию информационных систем, права и обязанности пользователей, порядок использования получаемой информации, правила защиты информации от несанкционированного использования.
Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых при создании и эксплуатации использования ИС.
Основные тенденции развития ИС.
Развитие ИС тесно связано с экономическими отношениями, существующими в обществе. Так, стремление предприятий повысить эффективность производства стимулирует появление новых аппаратных и программных средств, удовлетворяющих требования заказчика. В свою очередь разработчики, создающие новые технологи, подталкивают пользователей к переходу на более совершенные системы.
За последние 40 лет в развитии ИС прошло несколько этапов: от централизованной архитектуры систем обработки шестидесятых-семидесятых годов до распределенных сетей ЭВМ девяностых годов и, наконец, возврата к централизации, но на более высоком уровне в наши дни.
Различают несколько поколений развития ИС (по Якубайтису):
1 поколение (60-70е годы)
ИС строились на базе центральных ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки данных».
Элементная база таких ЭВМ – транзисторы и интегральные схемы. Программное обеспечение строилось на основе операционной системы, разработано фирмой IBM (MVS, OS, DOS). Начало разработки пакетов прикладных программ для решения функциональных задач.
2 поколение (70-80е годы)
Характеризовалось развитием элементной базы, переход к большим интегральным схемам (БИС) и сверхбольшим интегральным схемам (СБИС). Это привело к некоторой децентрализации ИС на основе миникомпьютеров.
Наиболее популярные ЭВМ фирм DEC и VAX.
Появляются системы управления базами данных (СУБД).
3 поколение (80-90е годы)
Появление персональных ЭВМ и начало распределенной сетевой обработки данных. Появление выделенных файловых серверов, серверов печати.
4 поколение (с 90х годов)
Характеризуется иерархической организацией ИС, в которых распределенная обработка данных на нижних уровнях сочетается с централизованным управлением ресурсами на верхнем уровне.
Особенности ИС 4 поколения.
1) Модульное построение системы, предполагающее возможность перестройки архитектуры в рамках единого комплекса.
Реинжиниринг ИС – это возможность их перестройки с наименьшими экономическими затратами, приводящая к повышению производительности труда.
2) Экономия ресурсов системы за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии.
3) Наличие эффективных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль над функционированием сети и управлять информационными потоками.
Принято различать 3 типа моделей структуры ИС и поколения, которые условно называют:
-Большая модель;
-Средняя модель;
-Малая модель.
Особенностью большой модели является наличие сетей двух уровней:
- Множество локальных сетей, обеспечивающих пользователям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным ресурсам;
- Это множество локальных узлов концентрации, управления которыми осуществляется центральным узлом концентрации.
ЛУК ЦУК ЛУК
ЛУК
ЛС ЛС (локальная сеть)
ЛС
Основное отличие средней модели заключается в отсутствии ЦУК системы, его обязанности распределены между локальными серверами:
УК
УК УК
УК
ЛС ЛС
ЛС
Малая является составной частью средней модели. В ней сохранены локальные сети, а узел концентрации поддерживает их работу:
ЛС
ЛС ЛС
ПК
В качестве центральных ЭВМ вычислительных систем как правило используются многопроцессорные вычислительные системы высокой производительности (UNIX-сервер), позволяющие осуществлять распараллеленную обработку данных.
Существуют обстоятельства, позволяющие предположить создание в течение ближайших лет ИС с более сложной организационной структурой:
- резкое увеличение количества пользователей глобальных сетей (Internet), что приводит к ослаблению возможностей единого центрального сервера удовлетворять их запросам, поскольку пропускная способность сетей достигла зоны насыщения. Пути решения этой проблемы: увеличение центральных серверов в составе ИС, использование сотовых систем радиосвязи.
- возрастание роли технологий типа клиент-сервер, соединяющих станции клиента с серверами бизнес-приложений.
- повышение интеллектуальности программных средств и использование экспертных систем, систем динамического анализа данных, распределенных географических и мониторинговых систем.
Экспертные системы – это системы, основанных на моделях ИИ, описывающие не объект или процесс исследования, а поведение человека, управляющего этим объектом или процессом, т.е. модели знаний человека.
Программное обеспечение ИС.
В последние годы развитие ИТ привело к росту объемов продаж ПО. Так, в 2004 году в мире на покупку ПО было истрачено > 400 млрд. долларов. Имеются тенденции к ежегодному увеличению этой суммы на 20-25%.
Под ПО понимают совокупность программных и документальных средств, предназначенных для создания и эксплуатации систем обработки данных. В зависимости от функций, ПО разделяют на 2 вида:
1) Системное (базовое) ПО.
2) Прикладное ПО.
Системное предназначено для организации процесса обработки информации в ЭВМ и создает рабочую среду для прикладных программ.
Системное ПО тесно связано с архитектурой компьютера.
Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач пользователя.
В состав системного ПО принято включать 4 основных составляющих:
1. Обеспечивает взаимодействие между пользователем и ЭВМ. ОС загружает нужную программу пользователя в память, следит за ходом ее выполнения, контролирует за возникновением ошибок, дает указания пользователю. Различают ОС: однозадачные, многозадачные и сетевые.
В однозадачной в конкретный момент времени один пользователь работает с одной задачей.
В многозадачной используется режим разделения времени. В памяти находится несколько задач, а процессор разделяет ресурсы между ними.
Сетевые обеспечивают доступ пользователя к ресурсам локальных вычислительных сетей.
2. Сервисное предоставляет пользователям дополнительные услуги и расширяет возможности ОС.
К сервисному ПО относятся:
- оболочки;
- утилиты;
- антивирусные средства.
И оболочки, и утилиты предназначены для защиты данных от несанкционированного доступа, восстановления данных, архивации и т.д.
Различие между ними выражается в том, что оболочки – универсальные программы, а утилиты – специализированные. Функции оболочек направлены на работу с файлами и каталогами (поиск, просмотр, редактирование). Утилиты работают с дисками и файловыми системами.
Антивирусные средства предназначены для диагностики и уничтожения программ-вирусов.
3. Трансляторы подразделяются на:
- компиляторы;
- интерпретаторы;
- ассемблеры.
Компиляторы осуществляют трансляцию и выполнение программы раздельно во времени. Сначала программа преобразуется в набор объектных модулей на внутреннем языке ЭВМ, затем эти модули собираются в единую программу в виде исполняемого файла. Эта программа может выполняться многократно без повторной трансляции.
Интерпретаторы осуществляют пошаговую трансляцию и немедленное выполнение программы без сохранения ее на диске. Каждый раз требуется повторная трансляция исходного текста.
Ассемблеры являются языками низкого уровня и не требуют предварительной трансляции.
4. Программы тех. обслуживания являются средствами диагностики и обнаружения ошибок, осуществляют проверку работоспособности компьютера перед началом запуска системы.
Прикладное ПО работает под управлением системного ПО и служит для решения задач пользователей.
Различия между ППП и РПП заключается в том, что первые разрабатываются специализированными фирмами, а вторые пишутся пользователями для своих собственных нужд.
1. Среди программ общего назначения выделяют:
1) Редакторы (текстовые и графические) – предназначены для создания и изменения текстовой и графической информации. Осуществляют функции форматирования, выравнивания, поиска и замены выделенных объектов (фрагментов), проверки орфографии, печати и т.д.
2) Электронные таблицы – предназначены для хранения и обработки данных в упорядоченном виде – двухмерных или трехмерных таблиц. В двухмерной таблице каждому значению данных соответствует номер строки и столбца, соответствующий ячейке электронной таблицы. Данные в ячейках могут изменяться по заранее заданным формулам, задающим зависимость одних ячеек от других.
3)СУБД позволяют хранить данные в ЭВМ в специальной форме. Различают БД реляционные (табличные), сетевые и иерархические. В сетевых данные в виде графов (набор вершин, соединенных связями – ребрами). Иерархические в виде дерева.
СУБД позволяют изменять данные независимо от работы прикладных программ.
Проблемно-ориентированные предназначены для решения задач в конкретно-проблемной области (САПР, АССУ).
Методо-ориентированные пакеты ПП классифицируются в зависимости от вида используемых методов: математического моделирования, для научного исследования, статистики (экономические задачи), графические (ГИС, географические ИС).
Сетевые делятся на пакеты локальных сетей ЭВМ (внутри помещения), корпоративных (внутри предприятия) и глобальных (между предприятиями).