Классификация экономической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:10, доклад

Описание работы

Экономическую информацию принято подразделять по двум признакам:
1) Функция управления
2) Уровень управления (по месту возникновения).

Работа содержит 1 файл

Виды экономической информации.doc

— 106.50 Кб (Скачать)


Виды экономической информации.

 

              Экономическую информацию принято подразделять по двум признакам:

1) Функция управления

2) Уровень управления (по месту возникновения).

 

              В свою очередь по функциям управления экономическая информация подразделяется на плановую, учетную, нормативно-справочную и отчетно-статистическую.

 

1) Плановая (директивная) включает в себя плановые значения производственных показателей, контрольные цифры и показатели бизнес планирования на будущие периоды (год, квартал, месяц и сутки).

 

2) Учетная отражает фактические значения экономических показателей за некоторый период времени. В качестве учетной информации может выступать: информация оперативного учета продукции, бухгалтерского учета, финансового учета.

              Например, для предприятия учетной информацией является количество единиц продукции, выпускаемой за смену (к оперативному учету), зарплата за изготовление единицы продукции (бухучет), себестоимость изготовления единицы (фин. учет).

 

3) Нормативно-справочная содержит основные нормативные показатели, связанные с производственным процессом. К ним относятся: технологические нормативы изготовления изделий, узлов и деталей, стоимостные нормативы, тарифы и расценки, справочные данные по поставщикам и потребителям продукции.

              Количество нормативных показателей и справочных данных может достигать нескольких сотен тысяч для среднего предприятия и нескольких миллионов для крупного. Поэтому производительность информационных систем должна удовлетворять возможностям хранения и поиска этой информации. Для этой цели разрабатываются и используются специальные программные средства: БД, хранилища данных, витрины данных, информационно-поисковые системы.

 

4) Отчетно-статистическая информация отражает результаты практической деятельности предприятия с целью передачи их внешним органам (налоговая инспекция, управление статистикой, страховые фонды).

 

Классификация экономической информации по уровням управления состоит в определении входной и выходной информации.

Входная – это информация, поступающая извне на предприятие или в подразделение (цех) и используемая, как первичная для решения производственных задач и для достижения целей управления.

Выходная – это информация, поступающая из предприятия или из одного подразделения в другое.

Одна и та же информация может являться входной для одного подразделения (потребителя) и выходной для другого (поставщика).

 

Введение в информационно-поисковую систему.

 

Информационный поиск – это направление исследований, изучающие вопросы поиска документов, обработки результатов поиска и ряд смежных вопросов (классификации, кластеризации).

Информационно-поисковая система (ИПС) – комплекс программ, обеспечивающих избирательный отбор по заданным признакам документов.

Гипертекстовая ИС – это совокупность гипертекстовых документов, гиперссылок, образующих гипертекстовое хранилище данных.

Документ – целостная единица информации, хранимая в гипертекстовой коллекции данных.

Гиперссылка – это ссылка документа на некоторый документ или на его часть (контекстная ссылка) и служит для организации связей в гипертекстовой коллекции данных.

Запрос пользователя – это выражение, задаваемое пользователем для характеристики интересующей его информации.

Релевантность информации – это соответствие информации интересам пользователя.

Релевантный документ – это документ, информационное содержимое которого соответствует интересам пользователя.

Нерелевантный документ – документ, информационное содержимое которого не соответствует интересам пользователя.

Степень релевантности – это количественная оценка соответствия документа интересам пользователя. Может быть определена самим пользователем или либо в автоматическом режиме поисковой системы. Для эффективности определения результатов поиска выделим 3 понятия:

1) Точность поиска – это отношение числа релевантных документов к числу общих документов.

2) Общность поиска – отношение к общему числу документов в коллекции.

3) Скорость обработки запроса – время обработки поисковой системы одного запроса пользователя.

 

Методы поиска можно разделить на 2 группы:

1) Библиографический поиск (поиск по каталогам).

Основной недостаток – это необходимость проведения значительного объема работ по созданию каталогов.

2) Тематический поиск (поиск по тексту).

Вариант ориентирован на нахождение документов по запросу пользователя, и поиск осуществляется по содержимому документа.

Недостатком является сложность автоматической интерпретации содержания текста документа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация поиска документа

 

 

 

 

 

 

 

 

              обработка запросов                                      обработка запроса на 

              на поиск документа                                      поиск документа

                                         

              заполнение полей                                       индексирование документа

              учетной карточки

документа

 

 

 

 

 

 

 

Модели информационного поиска

 

1) Теоретика множественной модели основана на теории множеств.

2) Вероятностные модели.

3) Алгебраические модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-поисковые системы (ИПС).

 

 

 

 

             

                            . . . . . . . . . . . . . . .    

                            . . . . . . . . . . . . . . .                                                           (подсистема обработки

                            . . . . . . . . . . . . . . .                                                   запросов пользователя)

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная система.

 

              Термин «система» может употребляться в двух смыслах:

1) Как свойство объекта, состоящее в том, что все его элементы определенным образом упорядочены, работают согласовано и каждый из них выполняет свою функцию, приводящую к осуществлению общей цели;

2) Это объект с определенным образом упорядоченной внутренней структурой.

 

              Каждая система включает в себя следующие компоненты:

1) Структура системы – это перечень составных частей (элементов) системы и связей между ними.

2) Перечень функций системы (определяют ее назначение и основные цели).

Например: функция контроля, управленческая функция.

3) Технические характеристики и ограничения. В них определяются параметры отдельных компонентов системы и граничные значения характеристик, которые должны быть достигнуты в ходе ее эксплуатации.

 

Каждая система должна обладать свойствами:

              1. Свойство целостности – это свойство определяет согласованность целей и назначения системы с техническими характеристиками и ограничениями, накладываемыми на ее компоненты.

              2. Свойство делимости. Означает, что каждая из составных частей системы (подсистемы) должна функционировать самостоятельно, как отдельная система.

 

Выделение отдельных подсистем из общей системы называется декомпозицией и используется на этапе ее разработки, анализа и внедрения.

              Информационная система представляет собой систему телекоммуникаций, осуществляющую сбор, обработку и хранение информации с целью предоставления ее различным категориям пользователей.

              Эффективность информационной системы определяется ее способностью предоставлять каждому пользователю ту информацию, которая необходима для осуществления ее задач.

 

 

 

Классификация информационных систем.

 

1. С точки зрения степени автоматизации выделяют:

              - автоматизированные;

              - неавтоматизированные;

              - автоматические;

В автоматических системах все функции управления осуществляются без участия человека.

В автоматизированных системах часть функций выполняется компьютером, часть – человеком.

Неавтоматизированные – все под руководством человека, даже работа систем.

 

2. По областям их применения.

              Выделяют следующие области применения информационных систем, имеющие свою специфику:

 

1) АСНИ (Автоматизированные Системы Научных Исследований).

              Предназначены для автоматизации деятельности научных работников, управления экспериментами и обработки статистической информации.

Особенностью этих систем является то, что они работают с физическими процессами и явлениями, отражающими объективные законы внешнего мира.

Большей частью АСНИ – автоматические системы.

 

2) САПР (Системы Автоматизации Проектирования).

              Предназначены для автоматизации труда инженеров – проектировщиков и разработчиков новой техники. Это системы осуществляют инженерные расчеты, связанные с определением технических параметров изделий, разработку графической документации (схем и чертежей), моделирования проектируемых объектов и систем.

              Большей частью САПР – автоматизированные системы.

 

3) АСОУ (Автоматизированные Системы Организационного Управления).

              Предназначены для автоматизации функций административного персонала на предприятиях и в организациях (банки, торговые предприятия, гостиницы и т.д.).

 

4) АСУТП (Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами).

              Предназначены для автоматизации технологических процессов в промышленности (машиностроение, энергетика, металлургия и т.д. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и состав информационных систем (ИС).

 

Под информационной системой будем понимать комплекс программных и аппаратных средств, предназначенных для информационного обслуживания и управления деятельностью предприятий и учреждений.

Типовыми операциями обработки данных в ИС являются:

1) Сбор данных, их регистрация и хранение.

2) Передача данных на различные уровни управления.

3) Обработка данных и формирование отчетной документации.

Конфигурация аппаратных средств ИС образует структуру, включающую в себя персональные ЭВМ, серверы, локальные и корпоративные сети, периферию ввода-вывода данных.

              Различают несколько режимов функционирования ИС.

1. Пакетный режим (используется в системах, когда для большого числа входящей информации используются типовые операции ее обработки). Такой режим используется в системах статистической отчетности, налоговых органах, банковских учреждениях. Недостатком такого режима является обособленность пользователя системы от процесса обработки.

2. Интерактивный режим. Предусматривает обмен сообщениями между системой и пользователем в процессе обработки информации. Пользователь, анализируя поступающие данные, формирует управляющие воздействия для ввода в систему.

3. Режим реального времени. Используется для управления быстро протекающими процессами, где пользователь на протяжении всего процесса обработки информации непосредственно участвует в нем.

              Примеры: системы, работающие на РЦБ, биржевые системы, системы управления тех. процессами.

             

Состав ИС.

 

              Все ИС включают в себя компоненты, которые называются видами обеспечения. В состав этих компонентов входит программное обеспечение, информационное, техническое (аппаратное), правовое и лингвистическое обеспечение.

              Программное обеспечение – это совокупность программных средств, в состав которых входят общие системные (базовые) средства и прикладные программные продукты.

              Системное ПО включает в себя средства, которые служат для организации типовых процедур функционирования, контроля и диагностики, а также организации пользовательского интерфейса, где под интерфейсом понимаются средства обеспечения диалога между пользователем и ПК.

              Прикладное программное обеспечение – это совокупность программ, осуществляющих решение функциональных задач пользователя.

              В свою очередь, прикладные программные средства бывают универсальными и специализированными. Универсальные носят тиражируемый характер и являются общедоступными для всех категорий пользователей (текстовые редакторы, СУБД, языки программирования и т.д.). Специализированные предназначены для решения частных задач, обусловленных спецификой деятельности пользователя.

             

Информационное обеспечение – совокупность методов и средств, позволяющих организовать работу пользователя с системой.

              Сюда относятся инструкции, описания программ, описания форм входных и выходных документов, описание типов данных, структур БД, систем кодирования и т.д.

              Техническое (аппаратное) обеспечение – это комплекс аппаратных (вычислительных) средств, включающих средства сбора и регистрации данных, ввода-вывода, средства связи и др.

Информация о работе Классификация экономической информации