Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора.
При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.
Введение 3
1 Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития. 4
2 Структура систем, основанных на знаниях. 18
2.1 Категории пользователей экспертных систем. 18
2.2 Подсистема приобретения знаний. 18
2.3 База знаний. 19
2.4 Подсистема вывода. 21
2.5 Диалог с экспертной системой. Объяснение. 26
3 Стратегии управления выводом. 30
3.1 Разработка стратегии управления выводом. 30
3.2 Повышение эффективности поиска. 30
3.3 Представление задач в пространстве состояний. 32
4 Методы поиска в пространстве состояний. 35
Заключение 44
Список литературы 45
В экспертных системах первого поколения знания представлены следующим образом:
1)
знаниями системы являются
2)
методы представления знаний
позволяли описывать лишь
3)
модели представления знаний
ориентированы на простые
Представление знаний в экспертных системах второго поколения следующее:
1) используются не поверхностные знания, а более глубинные. Возможно дополнение предметной области.
2)
ЭС может решать задачи
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.[1]
Медицинская диагностика
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний, благодаря чему может применяться и в других областях медицины.
Прогнозирование
Прогнозирующие
системы предсказывают
Планирование
Планирующие
системы предназначены для
Интерпретация
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система - HASP/SIAP. Она определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.
Контроль и управление
Системы, основанные на знаниях, могут применяться в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия, и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.
Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах
В
этой сфере системы, основанные на знаниях,
незаменимы как при ремонте механических
и электрических машин (автомобилей, дизельных
локомотивов и т.д.), так и при устранении
неисправностей и ошибок в аппаратном
и программном обеспечении компьютеров.
Обучение
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается по мере возрастания степени квалификации играющего. Одной из наиболее интересных обучающих ЭС является разработанная Д.Ленатом система EURISCO, которая использует простые эвристики. Эта система была опробована в игре Т.Тревевеллера, имитирующая боевые действия. Суть игры состоит в том, чтобы определить состав флотилии, способной нанести поражение в условиях неизменяемого множества правил. Система EURISCO включила в состав флотилии небольшие, способные провести быструю атаку корабли и одно очень маленькое скоростное судно и постоянно выигрывала в течение трех лет, несмотря на то, что в стремлении воспрепятствовать этому правила игры меняли каждый год.
Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию).
Существует ряд прикладных задач, которые решаются с помощью систем, основанных на знаниях, более успешно, чем любыми другими средствами. При определении целесообразности применения таких систем нужно руководствоваться следующими критериями. [5]
1. Данные и знания надежны и не меняются со временем.
2.
Пространство возможных
3. В процессе решения задачи должны использоваться формальные рассуждения. Существуют системы, основанные на знаниях, пока еще не пригодные для решения задач методами проведения аналогий или абстрагирования (человеческий мозг справляется с этим лучше). В свою очередь традиционные компьютерные программы оказываются эффективнее систем, основанных на знаниях, в тех случаях, когда решение задачи связано с применением процедурного анализа. Системы, основанные на знаниях, более подходят для решения задач, где требуются формальные рассуждения.
4.
Должен быть по крайней мере
один эксперт, который
В
таблице 1 приведены сравнительные
свойства прикладных задач, по наличию
которых можно судить о целесообразности
использования для их решения ЭС.[6]
Применимы | Неприменимы |
Не могут быть построены строгие алгоритмы или процедуры, но существуют эвристические методы решения. | Имеются эффективные алгоритмические методы. |
Есть эксперты, которые способны решить задачу. | Отсутствуют эксперты или их число недостаточно. |
По своему характеру задачи относятся к области диагностики, интерпретации или прогнозирования. | Задачи носят вычислительный характер. |
Доступные данные “зашумлены”. | Известны точные факты и строгие процедуры. |
Задачи решаются методом формальных рассуждений. | Задачи решаются процедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. |
Знания статичны (неизменны). | Знания динамичны (меняются со временем). |
Таблица
1. Критерий применимости ЭС.
В целом ЭС не рекомендуется применять для решения следующих типов задач:
- математических, решаемых обычным путем формальных преобразований и процедурного анализа;
-
задач распознавания,
- задач, знания о методах, решения которых отсутствуют (невозможно построить базу знаний).
Даже лучшие из существующих ЭС, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.[10]
1.
Большинство ЭС не вполне
2.
Вопросно-ответный режим,
3. Навыки системы не возрастают после сеанса экспертизы.
4. Все еще остается проблемой приведение знаний, полученных от эксперта, к виду, обеспечивающему их эффективную машинную реализацию.
5.
ЭС не способны обучаться, не
обладают здравым смыслом.
6.
ЭС неприменимы в больших
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8.
Имеет смысл привлекать ЭС
только для решения
9.
Человек-эксперт при решении
Системы, основанные на
Преимущества ЭС перед человеком - экспертом.
Системы, основанные на
1. У них нет предубеждений.
2. Они не делают поспешных выводов.
3. Эти системы работают, систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.