Для достижения этого требуется
:повысить эффективность использования
информационной инфраструктуры в интересах
общественного развития, консолидации
российского общества, духовного
возрождения многонационального народа
Российской Федерации;
Усовершенствовать систему
формирования, сохранения и рационального
использования информационных ресурсов,
составляющих основу научно-технического
и духовного потенциала Российской
Федерации;
Обеспечить конституционные
права и свободы человека и
гражданина свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом,
получать достоверную информацию о
состоянии окружающей среды;
обеспечить конституционные
права и свободы человека и
гражданина на личную и семейную тайну,
тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
на защиту своей чести и своего
доброго имени;
Укрепить механизмы правового
регулирования отношений в области
охраны интеллектуальной собственности,
создать условия для соблюдения
установленных федеральным законодательством
ограничений на доступ к конфиденциальной
информации;
Гарантировать свободу массовой
информации и запрет цензуры;
не допускать пропаганду
и агитацию, которые способствуют
разжиганию социальной, расовой, национальной
или религиозной ненависти и
вражды;
Обеспечить запрет на сбор,
хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица
без его согласия и другой информации,
доступ к которой ограничен федеральным
законодательством.
Вторая составляющая национальных
интересов Российской Федерации
в информационной сфере включает
в себя информационное обеспечение
государственной политики Российской
Федерации, связанное с доведением
до российской и международной общественности
достоверной информации о государственной
политике Российской Федерации, ее официальной
позиции по социально значимым событиям
российской и международной жизни,
с обеспечением доступа граждан
к открытым государственным информационным
ресурсам.
Для достижения этого требуется:
укреплять государственные
средства массовой информации, расширять
их возможности по своевременному доведению
достоверной информации до российских
и иностранных граждан;
Интенсифицировать формирование
открытых государственных информационных
ресурсов, повысить эффективность их
хозяйственного использования.
Третья составляющая национальных
интересов Российской Федерации
в информационной сфере включает
в себя развитие современных информационных
технологий, отечественной индустрии
информации, в том числе индустрии
средств информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечение потребностей
внутреннего рынка ее продукцией
и выход этой продукции на мировой
рынок, а также обеспечение накопления,
сохранности и эффективного использования
отечественных информационных ресурсов.
В современных условиях только на
этой основе можно решать проблемы
создания наукоемких технологий, технологического
перевооружения промышленности, приумножения
достижений отечественной науки
и техники. Россия должна занять достойное
место среди мировых лидеров микроэлектронной
и компьютерной промышленности. Для достижения
этого требуется: развивать и совершенствовать
инфраструктуру единого информационного
пространства Российской Федерации.
Развивать отечественную
индустрию информационных услуг
и повышать эффективность использования
государственных информационных ресурсов;
Развивать производство в Российской
Федерации конкурентоспособных
средств и систем информатизации,
телекоммуникации и связи, расширять
участие России в международной
кооперации производителей этих средств
и систем. Обеспечить государственную
поддержку отечественных фундаментальных
и прикладных исследований, разработок
в сферах информатизации, телекоммуникации
и связи. Четвертая составляющая
национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере
включает в себя защиту информационных
ресурсов от несанкционированного доступа,
обеспечение безопасности информационных
и телекоммуникационных систем, как
уже развернутых, так и создаваемых
на территории России. В этих целях
необходимо: повысить безопасность информационных
систем, включая сети связи, прежде
всего безопасность первичных сетей
связи и информационных систем федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной
и банковской сфер. Сферы хозяйственной
деятельности, а также систем и
средств информатизации вооружения
и военной техники, систем управления
войсками и оружием, экологически опасными
и экономически важными производствами.
Интенсифицировать развитие
отечественного производства аппаратных
и программных средств защиты
информации и методов контроля за
их эффективностью; обеспечить защиту
сведений, составляющих государственную
тайну. Расширять международное
сотрудничество Российской Федерации
в области развития и безопасного
использования информационных ресурсов,
противодействия угрозе развязывания
противоборства в информационной сфере.
Состояние информационной безопасности
Российской Федерации и основные
задачи по ее обеспечению
За последние годы в
Российской Федерации реализован комплекс
мер по совершенствованию обеспечения
ее информационной безопасности.
Начато формирование базы
правового обеспечения информационной
безопасности. Приняты Закон Российской
Федерации "О государственной
тайне", Основы законодательства Российской
Федерации об Архивном фонде Российской
Федерации и архивах, федеральные
законы "Об информации, информатизации
и защите информации", "Об участии
в международном информационном
обмене", ряд других законов, развернута
работа по созданию механизмов их реализации,
подготовке законопроектов, регламентирующих
общественные отношения в информационной
сфере.
Осуществлены мероприятия
по обеспечению информационной безопасности
в федеральных органах государственной
власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации,
на предприятиях, в учреждениях и
организациях независимо от формы собственности.
Развернуты работы по созданию защищенной
информационно-телекоммуникационной
системы специального назначения в
интересах органов государственной
власти. Успешному решению вопросов
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации способствуют
государственная система защиты
информации, система защиты государственной
тайны, системы лицензирования деятельности
в области защиты государственной
тайны и системы сертификации
средств защиты информации. Вместе
с тем анализ состояния информационной
безопасности Российской Федерации показывает,
что ее уровень не в полной мере соответствует
потребностям общества и государства.
Современные условия политического и
социально-экономического развития страны
вызывают обострение противоречий между
потребностями общества в расширении
свободного обмена информацией и необходимостью
сохранения отдельных регламентированных
ограничений на ее распространение.
Противоречивость и неразвитость
правового регулирования общественных
отношений в информационной сфере
приводят к серьезным негативным
последствиям. Так, недостаточность
нормативного правового регулирования
отношений в области реализации
возможностей конституционных ограничений
свободы массовой информации в интересах
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов граждан, обеспечения
обороноспособности страны и безопасности
государства существенно затрудняет
поддержание необходимого баланса
интересов личности, общества и государства
в информационной сфере. Несовершенное
нормативное правовое регулирование
отношений в области массовой
информации затрудняет формирование на
территории Российской Федерации конкурентоспособных
российских информационных агентств и
средств массовой информации. Необеспеченность
прав граждан на доступ к информации,
манипулирование информацией вызывают
негативную реакцию населения, что
в ряде случаев ведет к дестабилизации
социально-политической обстановки в
обществе.
Закрепленные в Конституции
Российской Федерации права граждан
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, тайну переписки
практически не имеют достаточного
правового, организационного и технического
обеспечения. Неудовлетворительно
организована защита собираемых федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления данных о физических
лицах (персональных данных). Нет четкости
при проведении государственной
политики в области формирования
российского информационного пространства,
развития системы массовой информации,
организации международного информационного
обмена и интеграции информационного
пространства России в мировое информационное
пространство, что создает условия
для вытеснения российских информационных
агентств, средств массовой информации
с внутреннего информационного
рынка и деформации структуры
международного информационного обмена.
Недостаточна государственная поддержка
деятельности российских информационных
агентств по продвижению их продукции
на зарубежный информационный рынок. Ухудшается
ситуация с обеспечением сохранности
сведений, составляющих государственную
тайну.
Серьезный урон нанесен кадровому
потенциалу научных и производственных
коллективов, действующих в области
создания средств информатизации, телекоммуникации
и связи, в результате массового
ухода из этих коллективов наиболее
квалифицированных специалистов. Отставание
отечественных информационных технологий
вынуждает федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления при
создании информационных систем идти
по пути закупок импортной техники
и привлечения иностранных фирм,
из-за чего повышается вероятность
несанкционированного доступа к
обрабатываемой информации и возрастает
зависимость России от иностранных
производителей компьютерной и телекоммуникационной
техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным
внедрением зарубежных информационных
технологий в сферы деятельности
личности, общества и государства, а
также с широким применением
открытых информационно-телекоммуникационных
систем, интеграцией отечественных
информационных систем и международных
информационных систем возросли угрозы
применения "информационного оружия"
против информационной инфраструктуры
России. Работы по адекватному комплексному
противодействию этим угрозам ведутся
при недостаточной координации
и слабом бюджетном финансировании.
Недостаточное внимание уделяется
развитию средств космической разведки
и радиоэлектронной борьбы.
Сложившееся положение дел
в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
требует безотлагательного решения
таких задач, как: разработка основных
направлений государственной политики
в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, а
также мероприятий и механизмов,
связанных с реализацией этой
политики; развитие и совершенствование
системы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, реализующей
единую государственную политику в
этой области, включая совершенствование
форм, методов и средств выявления,
оценки и прогнозирования угроз
информационной безопасности Российской
Федерации, а также системы противодействия
этим угрозам; разработка федеральных
целевых программ обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации; разработка
критериев и методов оценки эффективности
систем и средств обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации, а также сертификации
этих систем и средств; совершенствование
нормативной правовой базы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации, включая механизмы реализации
прав граждан на получение информации
и доступ к ней, формы и способы
реализации правовых норм, касающихся
взаимодействия государства со средствами
массовой информации; установление ответственности
должностных лиц федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, юридических
лиц и граждан за соблюдение требований
информационной безопасности; координация
деятельности федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, предприятий, учреждений
и организаций независимо от формы
собственности в области обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации. Развитие научно-практических
основ обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
с учетом современной геополитической
ситуации, условий политического
и социально-экономического развития
России и реальности угроз применения
"информационного оружия".
Разработка и создание
механизмов формирования и реализации
государственной информационной политики
России. Разработка методов повышения
эффективности участия государства
в формировании информационной политики
государственных телерадиовещательных
организаций, других государственных
средств массовой информации; обеспечение
технологической независимости
Российской Федерации в важнейших
областях информатизации, телекоммуникации
и связи, определяющих ее безопасность,
и в первую очередь в области
создания специализированной вычислительной
техники для образцов вооружения
и военной техники. Разработка современных
методов и средств защиты информации,
обеспечения безопасности информационных
технологий, и прежде всего используемых
в системах управления войсками и
оружием, экологически опасными и экономически
важными производствами; развитие и
совершенствование государственной
системы защиты информации и системы
защиты государственной тайны. Создание
и развитие современной защищенной
технологической основы управления
государством в мирное время, в чрезвычайных
ситуациях и в военное время; расширение
взаимодействия с международными и зарубежными
органами и организациями при решении
научно-технических и правовых вопросов
обеспечения безопасности информации,
передаваемой с помощью международных
телекоммуникационных систем и систем
связи; обеспечение условий для активного
развития российской информационной инфраструктуры,
участия России в процессах создания и
использования глобальных информационных
сетей и систем; создание единой системы
подготовки кадров в области информационной
безопасности и информационных технологий.
Общие методы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации
Общие методы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации разделяются на правовые,
организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации относится разработка
нормативных правовых актов, регламентирующих
отношения в информационной сфере,
и нормативных методических документов
по вопросам обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации. Наиболее
важными направлениями этой деятельности
являются: внесение изменений и дополнений
в законодательство Российской Федерации,
регулирующее отношения в области
обеспечения информационной безопасности,
в целях создания и совершенствования
системы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, устранения
внутренних противоречий в федеральном
законодательстве противоречий, связанных
с международными соглашениями, к
которым присоединилась Российская
Федерация, и противоречий между
федеральными законодательными актами
и законодательными актами субъектов
Российской Федерации. А также в
целях конкретизации правовых норм,
устанавливающих ответственность
за правонарушения в области обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации; законодательное разграничение
полномочий в области обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, определение
целей, задач и механизмов участия
в этой деятельности общественных объединений,
организаций и граждан.