История и государственная политика в области информационной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить существует ли в природе система, которая защитит информацию от взлома.
Задачи исследования:
• Определить, защищенность информации от взлома.
• Выявить проблемы информационной безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическое исследование
1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности
1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели.
1.3. Методика реализации политики безопасности
1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США
1.5. Стеганография и ее применение в информационной безопасности
1.6. Классы информационной безопасности
1.7. Информационная безопасность Российской Федерации
Приложение
Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 72.53 Кб (Скачать)

§ показатели, характеризующие  технологическую безопасность информационных систем;

§ требования, предъявляемые  к архитектуре ПС и БД для обеспечения  безопасности ИС;

§ ресурсы, необходимые для  обеспечения технологической безопасности ИС;

§ внутренние и внешние  дестабилизирующие факторы, влияющие на безопасность функционирования программных  средств и баз данных;

§ методы и средства предотвращения и снижения влияния угроз безопасности ИС со стороны дефектов программ и  данных;

§ оперативные методы и  средства повышения технологической  безопасности функционирования ПС и  БД путем введения в ИС временной, программной и информационной избыточности;

§ методы и средства определения  реальной технологической безопасности функционирования критических ИС.

Основываясь на полученных данных необходимо выработать стратегию  и тактику направленную на уменьшение факторов способных вызвать те или  иные деструктивные последствия.

Проблема информационной безопасности заключается в том, что любую систему можно взломать.

Терроризм, как выражение  крайнего экстремизма, основанное на различного рода разногласиях (как национального, так и транснационального масштаба) в политике, экономике, на религиозной  или криминальной почве, обсуждается  и осуждается давно. При современном  уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования  для совершения террористических действий. Во многих странах сегодня ведется  активная работа по анализу потенциальных  возможностей подобных проявлений и  выработке мер по борьбе с этим злом.

Терроризм - совокупность противоправных действий, связанных с покушениями  на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности  в обществе с целью получения  преимуществ при решении политических, экономических или социальных проблем.

Направления противоправных, злоумышленных действий на сетевой  среде с целью использования  их результатов для проведения террористических актов можно представить в  виде следующих:

· Разрушение инфраструктуры сети корпоративного, национального  или транснационального масштаба посредством  вывода из строя системы управления ею или отдельных подсистем.

· Несанкционированный (неправомерный) доступ к сетевой информации, охраняемой законом и носящей высокий  уровень секретности, нарушение  ее целостности, конструктивной управляемости  и защищенности.

Следует отличать террористические действия от действий террористов с  использованием сетевых ресурсов (в  том числе собственных в Интернет) в целях пропаганды своих взглядов, нагнетания обстановки страха, напряженности  и т. д.

Ущерб от террористических действий на сетевой среде связан:

· с человеческими жертвами или материальными потерями, вызванными деструктивным использованием элементов  сетевой инфраструктуры;

· с возможными потерями (в том числе гибелью людей) от несанкционированного использования  информации с высоким уровнем  секретности или сетевой инфраструктуры управления в жизненно важных (критических) для государства сферах деятельности;

· с затратами на восстановление управляемости сети, вызванными действиями по ее разрушению или повреждению;

· с моральным ущербом  как владельца сетевой инфраструктуры, так и собственного информационного  ресурса;

· с другими возможными потерями от несанкционированного использования  информации с высоким уровнем  секретности.

Отличие подходов к предотвращению и реагированию на действия в случае террористического характера целей  от других противоправных действий в  сетях общего пользования связано  с более высоким уровнем требований к безопасности систем, обусловленных  их назначением, целями и средой безопасности, и, соответственно, величиной издержек от подобных злоумышленных действий.

В качестве понятия, интегрирующего противодействия кибертерроризму, рассмотрим антитеррористическую информационную безопасность с тем, чтобы подчеркнуть  отличие от традиционной информационной безопасности.

Антитеррористическая информационная безопасность - совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер  и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести:

· к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя  системы управления ею или отдельных  ее элементов;

· к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий  уровень секретности, нарушению  ее целостности, конструктивной управляемости  и защищенности.

Основа антитеррористических действий с использованием сетевой  среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и  инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных  продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях  пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача.

Антитеррористическая информационная безопасность является важным пунктом  в информационной безопасности и  ему уделяется особое значение.

Угроза безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее.

По способам воздействия  на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным угрозам  относятся:

· несанкционированный доступ к информационным ресурсам;

· незаконное копирование  данных в информационных системах;

· хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз  данных;

· нарушение технологии обработки  информации;

· противозаконный сбор и  использование информации;

· использование информационного  оружия.

К программным угрозам  относятся:

· использование ошибок и "дыр" в ПО;

· компьютерные вирусы и  вредоносные программы;

· установка "закладных" устройств;

К физическим угрозам относятся:

· уничтожение или разрушение средств обработки информации и  связи;

· хищение носителей информации;

· хищение программных  или аппаратных ключей и средств  криптографической защиты данных;

· воздействие на персонал;

К радиоэлектронным угрозам  относятся:

· внедрение электронных  устройств перехвата информации в технические средства и помещения;

· перехват, расшифровка, подмена  и уничтожение информации в каналах  связи.

К организационно-правовым угрозам относятся:

· закупки несовершенных  или устаревших информационных технологий и средств информатизации;

· нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых  нормативно-правовых решений в информационной сфере.

Словарь терминов Гостехкомиссии определяет понятие угроз национальной безопасности России в информационной сфере следующим образом:

Угрозами  национальной безопасности России в  информационной сфере являются:

· стремление ряда стран  к доминированию в мировом  информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего  информационного рынка;

· разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним.

К мерам противодействия  указанным угрозам необходимо отнести:

· постановку и проведение научных исследований, направленных на получение методик исследования программного обеспечения и выявления  закладных устройств;

· развитие отечественной  индустрии в области создания и производства оборудования элементов  телекоммуникационных систем;

· минимизацию числа иностранных  фирм - поставщиков;

· координацию действий по проверке надежности указанных фирм;

· уменьшению номенклатуры поставляемого оборудования;

· переходу от поставок оборудования к поставкам комплектующих на элементарном уровне;

· установлению приоритета в использовании отечественных  средств защиты этих систем.

Существует много видов  угроз.

 

1.3. Методика реализации  политики безопасности

Первоочередными мероприятиями  по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· разработка и внедрение  механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции  правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· разработка и реализация механизмов повышения эффективности  государственного руководства деятельностью  государственных средств массовой информации, осуществления государственной  информационной политики;

· принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих  формирование общедоступных архивов  информационных ресурсов федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение  правовой культуры и компьютерной грамотности  граждан, развитие инфраструктуры единого  информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам  информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и  государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в  интересах федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;

· развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации;

· гармонизация отечественных  стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

Также существует система  обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена  для реализации государственной  политики в данной сфере.

Основными функциями системы  обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

·   разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·   создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

·   определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

·   оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;

·   координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·   предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;

·   развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;

·   проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·   организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

·   защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

·   обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;

·   осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

Компетенция федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация о работе История и государственная политика в области информационной безопасности