Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
Первое направление – применение вычислительной техники для выполнения числовых расчетов, которые трудно или невозможно было выполнить вручную.
Второе направление использования средств вычислительной техники было связано с созданием автоматизированных информационных систем, представляющих собой программно – аппаратный комплекс, функции которого состояли в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнения специфических преобразований информации и предоставлении необходимых данных пользователю.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Глава 1. Базы данных и СУБД…………………………………………..5
- Понятие банка данных, базы данных и СУБД…………………..5
- Функции СУБД……………………………………………………6
- Модели данных, поддерживаемые СУБД………………………10
- Области применения баз данных в экономике…………………14
2. Глава 2. Обзор наиболее популярных СУБД………………………….15
- Microsoft Access…………………………………………………..15
- Visual Fox Pr………………………………………………………23
Выводы и предложения…………………………………………………….25
Список использованной литературы
Приложения
Иерархическая БД состоит из упорядоченного набора деревьев; более точно, из упорядоченного набора нескольких экземпляров одного типа дерева. Тип дерева состоит из одного "корневого" типа записи и упорядоченного набора из нуля или более типов поддеревьев (каждое из которых является некоторым типом дерева). Тип дерева в целом представляет собой иерархически организованный набор типов записи. Пример схемы иерархической БД представлен на Табл.1
Здесь «Отдел» является для «Начальник» и «Сотрудники», а «Начальник» и «Сотрудник» – потомки «Отдел». Между типами записи поддерживаются связи.
База данных с такой схемой могла бы выглядеть таким образом (показан один экземпляр дерева) как представлено наТабл.2
Все экземпляры данного типа потомка с общим экземпляром типа предка называются близнецами. Для БД определен полный порядок обхода - сверху вниз, слева направо.
Примерами типичных операторов манипулирования иерархически организованными данными могут быть следующие:
Найти указанное дерево БД (например, отдел 310);
Перейти от одного дерева к другому;
Перейти от одной записи к другой внутри дерева (например, от отдела - к первому сотруднику);
Перейти от одной записи к другой в порядке обхода иерархии;
Вставить новую запись в указанную позицию;
Удалить текущую запись.
Автоматически поддерживается целостность ссылок между предками и потомками. Основное правило: никакой потомок не может существовать без своего родителя. Заметим, что аналогичное поддержание целостности по ссылкам между записями, не входящими в одну иерархию, не поддерживается. В иерархических системах поддерживалась некоторая форма представлений БД на основе ограничения иерархии.
Сетевая модель данных является расширением иерархической модели. В иерархических структурах запись-потомок должна иметь только одного родителя; в сетевой структуре данных потомок может иметь любое число родителей. Сетевые модели – это достаточно сложные структуры, состоящие из «наборов» – поименованных двухуровневых деревьев. «Наборы» соединяются с помощью «записей – связок», образуя цепочки и т.д. Типичные операции в сетевой модели: найти следующую запись данного типа и сделать её текущей, извлечь запись в буфер прикладной программы для обработки, заменить в записи значения указанных элементов данных, запомнить запись из буфера в базе. При разработке сетевых моделей было придумано множество «маленьких хитростей», позволяющих увеличить производительность СУБД, но существенно усложнивших последние. Прикладной программист должен знать массу терминов, изучить несколько внутренних языков СУБД, детально представлять логическую структуру базы данных для осуществления навигации среди различных экземпляров, наборов, записей и т.п.
Простой пример сетевой БД представлен на Табл.3
Манипулирование данными могут быть следующими:
Найти конкретную запись в наборе однотипных записей (инженера Сидорова);
Перейти от предка к первому потомку по некоторой связи (к первому сотруднику отдела 310);
Перейти к следующему потомку в некоторой связи (от Сидорова к Иванову);
Перейти от потомка к предку по некоторой связи (найти отдел Сидорова);
Создать новую запись;
Уничтожить запись;
Модифицировать запись;
Включить в связь;
Исключить из связи;
Переставить в другую связь и т.д.
Еще одной из распространенных в последнее время моделей является объектно-ориентированная модель, которая базируется на концепциях:
объекта и идентификатора объекта;
атрибутов и методов
классов
иерархии и наследования классов.
Каждый объект имеет состояние и поведение. Состояние объекта – набор значений его атрибутов. Поведение объекта – набор методов (программный код), оперирующих над состоянием объекта. Взаимодействие между объектами производится на основе передачи сообщений и выполнении соответствующих методов. Множество объектов с одним и тем же набором атрибутов и методов образует класс объектов. Объект должен принадлежать только одному классу. Операция – это функция (или преобразование), которую можно применять к объектам данного класса. Каждой операции соответствует метод – реализация этой операции для объектов этого класса. Между объектами можно устанавливать зависимости по данным. Объекты какого либо класса наследуют, например, методы, допустимые для этого класса.
В настоящее время наиболее распространены реляционные модели данных. Эта модель базируется на теоретико-множественном понятии отношения. Такая модель данных позволяет строить БД, которые воспринимаются пользователем только как таблицы.
Нужные данные отыскиваются СУБД на внешних запоминающих устройствах по физической модели данных. С помощью этой модели СУБД дает возможность программам и пользователям осуществлять доступ к хранимым данным лишь по их именам, не заботясь о физическом расположении этих данных. Физические модели баз данных определяют способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживаются на физическом уровне.
Области применения баз данных в экономике
Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия ли учреждения.
База данных необходима для предоставления профессиональной информации для экономистов и бизнесменов. Необходима для индивидуальных и коллективных пользователей. Например банк для выдачи кредита клиенту запрашивает информацию о благонадежности и кредитоспособности этого клиента.
База данных обеспечивает получение общих или детализированных отчетов по итогам работы; обеспечивает получение информации, критической по времени, без существенных задержек; выполняет точный и полный анализ данных. Она применяется на предприятиях, хозяйствах бухгалтерией, отделом кадров, планово – финансовым отделами, аналитическими отделами.
В настоящее время слаженная работа в экономической отрасли без применения баз данных не возможна.
Глава 2. Обзор наиболее популярных СУБД.
Microsoft Access
В мире существует множество систем управления базами данных, например: Microsoft Access, Microsoft Visual Fox Pro, Microsoft Visual Basic. Одной из главных черт этих пакетов являются их большие возможности интеграции, совместной работы и использования данных, так как данные пакеты являются продуктами одного производителя, а также используют сходные технологии обмена данными. Эти программы имеют возможности визуального проектирования интерфейса пользователя, то есть разработчик из готовых фрагментов создает элементы интерфейса, программирует только их изменения в ответ на какие-либо события.
Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access.
Основные преимущества Microsoft Access: знаком многим конечным пользователям и обладает высокой устойчивостью данных, прост в освоении, может использоваться непрофессиональным программистом, позволяя ему легко и просто создавать базы данных, вводить в них информацию, обрабатывать запросы и формировать отчеты. К сожалению, встроенная система помощи недостаточно понятно объясняет начинающему пользователю порядок работы, поэтому возникает необходимость в пособии.
Чаще всего запросы в Microsoft Access создаются автоматически, и пользователю не приходится самостоятельно их создавать. Если необходимо создание запроса, являющегося основой формы или отчета, необходимо использовать мастер форм или мастер отчетов. Они служат для создания форм и отчетов. Если отчет или форма основаны на нескольких таблицах, то с помощью мастера также создаются их базовые инструкции SQL. При желании инструкции SQL можно сохранить в качестве запроса.
Чтобы упростить создание запросов, которые можно выполнить независимо, либо использовать как базовые для нескольких форм или отчетов, необходимо пользоваться мастерами запросов. Мастера запросов автоматически выполняют основные действия в зависимости от ответов пользователя на поставленные вопросы. Если было создано несколько запросов, мастера можно также использовать для быстрого создания структуры запроса.
Наиболее часто используемым запросом является запрос на выборку. Запрос на выборку возвращает данные из одной или нескольких таблиц, а также результаты, которые при желании пользователь может изменить (с некоторыми ограничениями). Также можно использовать запрос на выборку, чтобы сгруппировать записи для вычисления сумм, средних значений, пересчета и других действий. Для получения примеров запросов на выборку, для получения дополнительных сведений о создании запросов необходимо нажать кнопку.
Запрос на изменение - это запрос, который за одну операцию вносит изменения в несколько записей. Существует четыре типа запросов на изменение: на удаление, на обновление и добавление записей, а также на создание таблицы.
Запрос на удаление - удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. Например, запрос на удаление позволяет удалить записи о товарах, поставки которых прекращены или на которые нет заказов. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.
Для получения дополнительных сведений о создании запросов на удаление записей необходимо нажать кнопку.
Запрос на обновление записей вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Например, на 10 процентов поднимаются цены на все молочные продукты или на 5 процентов увеличивается зарплата сотрудников определенной категории. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.
Для получения дополнительных сведений о создании запроса на обновление записей необходимо нажать кнопку.
Запрос на добавление добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц. Например, появилось несколько новых клиентов, а также база данных, содержащая сведения о них. Чтобы не вводить все данные вручную, их можно добавить в таблицу «Клиенты». Запрос на добавление также полезен при выполнении следующих действий:
- добавление полей на основе условий отбора. Например, необходимо добавить имена и адреса клиентов с очень крупными заказами.
- добавление записей, если некоторые поля из одной таблицы не существуют в другой. Например, в демонстрационной базе данных «Борей» таблица «Клиенты» содержит 11 полей. Пусть требуется добавить записи из другой таблицы с полями, соответствующими 9 из 11 полям таблицы «Клиенты». Запрос на добавление добавит данные в совпадающие поля и пропустит остальные.
Запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц. Запрос на создание таблицы полезен для выполнения следующих действий:
- создание таблицы для экспорта в другую базу данных Microsoft Access. Например, требуется создать таблицу, содержащую несколько полей из таблицы «Сотрудники», а затем экспортировать эту таблицу в базу данных, используемую отделом кадров.
- создание отчетов, содержащих данные, соответствующие определенному моменту времени. Например, 15 мая 2007 года необходимо напечатать отчет об объеме продаж, сделанных в первом квартале, основанный на данных, содержащихся в базовой таблице на 9:00 A.M. 1 апреля 2007 г. Отчет, основанный на запросе или инструкции SQL, выбирает из таблиц самые последние данные (данные на 15 мая 2007г.), а не записи на указанный момент времени. Чтобы получить данные на 9:00 A.M. 1 апреля 2007г. необходимо разработать запрос на создание таблицы, в котором требуемые записи отбираются в зависимости от указанного момента времени и помещаются в новую таблицу. Затем в качестве основы для отчета следует использовать эту таблицу, а не запрос:
- создание резервной копии таблицы.
- создание архивной таблицы, содержащей старые записи. Например, можно создать таблицу, сохраняющую все старые заказы, прежде чем удалить их из текущей таблицы «Заказы».
- повышение быстродействия форм и отчетов, базирующихся на многотабличных запросах или инструкциях SQL. Например, требуется вывести на печать несколько отчетов, базирующихся на запросе, включающем пять таблиц, в котором рассчитываются общие итоги. Чтобы ускорить процесс, разработайте запрос на создание таблицы, извлекающий необходимые записи и сохраняющий их в одной таблице. Затем на базе этой таблицы создайте отчет или укажите ее в инструкции SQL как источник записей для формы или отчета. Это позволит обойтись без повторных запусков запроса для каждого отчета. Однако следует помнить, что после выполнения запроса на создание таблицы данные в этой таблице не изменяются.
Различают запрос перекрестный и запрос с параметрами. В перекрестном запросе отображаются результаты статистических расчетов (такие как суммы, количество записей и средние значения), выполненных по данным из одного поля таблицы. Эти результаты группируются по двум наборам данных, один из которых расположен в левом столбце таблицы, а второй - в верхней строке. Для получения примера перекрестного запроса необходимо нажать кнопку . Для получения дополнительных сведений о создании перекрестного запроса с помощью мастера нажмите кнопку . Для получения дополнительных сведений о самостоятельном создании перекрестного запроса необходимо нажать кнопку.
Информация о работе Использование баз данных и СУБД для обработки экономической информации