Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:34, реферат
Исторические вехи в истории современного искусства и технологии широко известны на западе и информацию о них можно легко найти в центрах медиа-искусства, публичных библиотеках, университетах и академиях искусства. В России эта важнейшая информация просто отсутствует, что при изучении влияния информационных технологий на искусство провоцируют трудности. Актуальность данной темы очевидна, т.к. и искусство и наука являются неотъемлемыми и необходимыми сферами в жизни каждого человека.
Введение 3
1 Проявление и роль информационных технологий в искусстве 4
2 Интернет-публикации классического и современного искусства
и формирование новой культурной среды в российском обществе 9
3 Проблемы влияния современных информационных технологий
на искусство 16
Выводы 17
Список использованной литературы 19
Основные отечественные культурные ресурсы представляет портал «Музеи России» (http://www.museum.ru), содержащий информацию о более чем 3 тыс. музеях и галереях, а также имеющий каталог нескольких сотен музейных сайтов и CD. Регистрация для авторов и владельцев сайтов по искусству и культуре в каталоге «Музеев России» осуществляется на благотворительной основе. Портал входит в число наиболее известных российских интернет-порталов, и доступ ко всему массиву его информации бесплатен и неограничен. По данным администраторов портала, с момента его открытия в 1996 г. его ресурсами воспользовались более 1 млн человек.
Информационная служба «Музеев России» (http://www.news. museum.ru) с 1997 г. рассылает еженедельники «МР-Лист» и «МР-Проф.», подписка на которые свободна и бесплатна. Рассылка осуществляется по электронной почте, что позволяет пользоваться ее услугами даже тем, кто имеет строго ограниченный трафик в Интернете. Названные интернет-издания содержат информацию о крупнейших культурных событиях, проходящих и планирующихся в Москве, С.-Петербурге и провинции, постоянно расширяется их корреспондентская сеть в регионах. Из рассылки можно узнать также о вновь зарегистрированных ресурсах каталога «Музеев России» со ссылкой на каталожный адрес.
В процесс формирования художественной среды в Рунете активно включились и провинциальные музеи. Большинство из них быстро оценили удобство сетевой пропаганды своих коллекций и привлечения посетителей с помощью Интернета (так, в настоящее время Рыбинский музей-заповедник осуществляет проект полного представления своего художественного собрания в Сети). Некоторые музеи пошли на создание интернет-сообществ по региональному признаку, что способствует более полноценному и системному представлению в Сети культуры исторических областей и территорий России (см., например, объединенный сайт 12 музеев Подмосковья — http://www.museum.ru/museum/
Правда, массовый оптимизм музейщиков по поводу «безграничных» возможностей Интернета, существовавший еще два-три года назад, сейчас сменился более спокойным и прагматичным отношением к Сети как к одному из инструментов в работе. Были здраво оценены и реальные препятствия в виде высокой стоимости хостинга вновь создаваемых музеями ресурсов, недостатка специалистов по веб-дизайну и технической поддержке проектов и т. д. Тем не менее начатая работа довольно активно продвигается. Об этом свидетельствуют еженедельно публикуемые обширные списки вновь зарегистрированных ресурсов в каталоге «Музеев России». А наличие собственного сайта в сети для большинства музеев стало уже своего рода правилом хорошего тона, хотя никаких официальных требований со стороны государственных органов в этом отношении не существует[3].
Развитие и наполнение ресурсов по искусству в Рунете находится в русле мировой общественно значимой тенденции укрепления «домашней культуры», в процессе развития которой происходит так называемая духовная «приватизация» отдельной личностью общечеловеческих культурных ценностей. Отечественный исследователь этой проблемы Т. Майстрович считает, что компьютер создает предпосылки креативного, созидательного мышления и участия каждого человека в формировании мировой культурной среды, причем творческой лабораторией и центром общения должна стать отдельная квартира 5. Эта тенденция особенно важна в социокультурном контексте российской провинции, где домашний очаг традиционно является средоточием духовной жизни личности, нередко заменяя собой все формы культурного существования. Перенос центра культурного общения в частную квартиру в маленьких провинциальных городках, где уже десять лет не работают кинотеатры, недостает хороших музеев, выставочных залов и библиотек, произошел давно. И задача Интернета — соединить этот центр в единую систему с другими ему подобными. А для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности такая форма культурного творчества в провинции является сейчас оптимальной, если не единственно доступной. Создания в провинциальных городах, а тем более в селах условий для культурного и творческого досуга инвалидов придется ждать, вероятно, еще не один десяток лет. Поэтому подобное направление работы становится актуальным для региональных интернет-сообществ, где постепенно накапливается положительный опыт. Например, в Нижегородском музейном центре создан виртуальный проект школы искусств и ремесел для детей с ограничениями в жизнедеятельности, им предоставлен бесплатный доступ к базам данных культурного наследия Нижегородской области (http://www.museum. nnov.ru).
В связи с указанными тенденциями специалистов в области изобразительного искусства и преподавателей культурологических и искусствоведческих дисциплин не может не волновать проблема качества интернет-ресурсов. Подавляющее большинство из них — это или рекламно-информационные сайты с минимумом полезных сведений и небрежно обработанными визуальными материалами, или так называемые «рефераты». Такое хаотическое состояние культурных ресурсов объясняется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, многие из «серьезных» искусствоведов и арт-критиков так и не смогли пока преодолеть недоверчивое отношение к размещению своих публикаций в Сети. Среди ученых и публицистов до сих пор широко распространено мнение, что издания на бумажных носителях лучше защищены от интеллектуального пиратства, чем тексты, вывешенные в Интернете.
Во-вторых, специалисты неоднократно отмечали полную безответственность авторов и держателей существующих профессиональных, полупрофессиональных и любительских культурных и арт-ресурсов, преобладание в их среде рекламно-развлекательной и презентационной мотивации. Никаких эстетических и этических канонов и традиций в этой сфере не существует. Многие качественные по содержанию ресурсы небрежно и примитивно оформлены, а иногда виртуозное дизайнерское оформление скрывает бессодержательность.
В-третьих, в Интернете сейчас процветают дилетантизм и плагиат, когда любой случайный человек может легко удовлетворить свои «творческие» амбиции, пусть даже и нарушая чьи-то авторские права и правила научной и издательской этики[4].
Распространение устаревшей, некачественной, неточной или даже заведомо ложной информации о памятниках и явлениях мирового и отечественного искусства в русской провинции может иметь самые негативные последствия. Известный консерватизм и доверие к печатному слову, в том числе и воспроизведенному на экране монитора, присущи в нашей глубинке даже большей части высокообразованных людей. Положение усугубляется сложностью или невозможностью проверки полученных сведений, о чем мы уже упоминали.
Современная компьютерная техника, следует отметить, в силу объективных ограничений технических возможностей, не позволяет также передать верные представления о визуальных объектах. Порой даже репродукции в старых журналах точнее воспроизводят подлинник, чем самые качественные электронные копии. Произведения изобразительного искусства на экране монитора выглядят более четкими в деталях, яркими по цвету, приобретают не свойственные им в натуре выразительные качества. Нередко это приводит к тому, что человек, воспитанный в новой «экранной» культуре, не может, а часто и не хочет общаться с «живой» живописью, графикой, прикладным искусством. При встрече с ними он испытывает даже некоторое разочарование, своего рода культурный шок.
Важно также отметить, что при общении с произведением искусства на веб-сайте возникает иллюзия «близости», невозможная в музее или на выставке, когда зритель находится среди других людей. Однако этот кажущийся комфорт восприятия может обернуться появлением суррогатного видения искусства, рождением имитационной художественной культуры целого поколения жителей российской провинции, не бывающих в больших национальных музеях, зато активно просиживающих ночи перед экраном компьютера. И разрушить этот стереотип представления о «настоящем» искусстве будет почти невозможно, так как у большинства его носителей в течение жизни может так и не случиться встреча с подлинником.
Наконец, новая медиасреда сама является особым пространством существования искусства. Пространством, не предъявляющим никаких претензий к реальному месту жительства, не требующим мастерской (получение или покупка помещения, специально приспособленного для творчества художника, — еще одна извечная проблема провинциального города), а также не нуждающимся в дорогих материалах, местах хранения готовых работ и выставочных площадях. Современное сетевое искусство (Net Art), применяющее для создания произведений различные интернет-технологии, казалось бы, специально придумано для художника, работающего в провинциальном городе или поселке. Для создания полноценного нетартовского объекта необходимы компьютер с подключением к сети и владение одной из специализированных программ, в том числе и на базе программы, позволяющей создавать html-объекты. Помощь в освоении новой художественной среды начинающим сетевым художникам сейчас предлагают различные организации. Среди недавно появившихся следует особо отметить зарегистрированный «Музеями России» сайт «Web Art», в рамках которого работает постоянно действующий форум по сетевому искусству (http://www.museum.ru/w949).
В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.
Первая - это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством информационных технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.
Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.
Идентифицировать искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности палочек и нолей или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, - это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для НТР, но и для всего 20-го века и в особенности модернизма с его построением «виртуальных» утопий в «реале». Вот и искусство, после информационного взрыва, возвращается из утопического Сиона к реальности, от которой некогда отвернулось.
Художник информационных технологий в России до сих пор является маргиналом не только в обществе, как вообще любой художник, но и в локальной области современного искусства. Он напоминает не революционера, несущего в массы просвещение, как ему бы хотелось, а «одинокого муэдзина на технологическо - философском минарете» там же[5].
Итак, рассмотрев взаимодействие искусства и технологий, выяснилось, что влияние информационных технологий на искусство неоспоримо. В результате влияния технологий на искусства образовался феномен цифровых искусств, или арт-медиа, для которых характерна интерактивность, элитарность, новые художественные средства, формы и жанры. Наиболее распространенными видами цифрового искусства являются видео-арт, сетевое искусство, анимация.
Неоднозначной остается проблема оценки данного влияния. Специалисты в области искусства и культуры разделились на два лагеря - тех, кто приемлет данное влияние и считает медиа-искусства шагом в развитии, перспективным направлением, и тех, кто не приемлет, оценивая медиа-искусство как деградацию. Остается отметить, что данная проблема борьбы консерваторов и новаторов типична для любого этапа культурной эволюций.
То, что Интернет по мере развития и распространения будет оказывать все более серьезное влияние на формирование новой культурной среды русской провинции, несомненно. Это влияние, как мы определили, имеет две тенденции: положительную и отрицательную.
С одной стороны, распространение Интернета и его насыщение разнообразными артресурсами должно способствовать выравниванию культурного уровня населения страны. Это будет иметь серьезные последствия для либерализации не только эстетических, культурных, социальных, но также и идеологических и политических взглядов людей.
С другой стороны, существует опасность формирования превратного представления о художественном процессе, суррогатного «экранного» эстетического идеала, препятствующего нормальному общению с художественными памятниками и ведущего к изменению индивидуального и массового сознания. В результате может появиться новая «виртуализированная» провинциальная культура, не менее оторванная от столичной, чем прежняя. В ней старые недостатки, отсталость и стереотипность, будут замещены новыми, еще более распространенными и укорененными, чем прежние. А современность и «продвинутость» этой культуры будут иллюзией, поддерживаемой верой в глобальное могущество сетевых технологий.
Развитию социокультурных процессов в этой сфере по пессимистическому сценарию может способствовать наблюдающаяся тенденция удешевления компьютерной техники, которая к тому же относится к «товарам длительного пользования» и статусным престижным предметам быта, в сочетании с прямо противоположной тенденцией к росту цен на услуги транспорта, книги, печатные СМИ и входные билеты в музеи и выставочные залы. В то же время оздоровление экономики и ее сбалансированность будут способствовать утверждению более прагматичного отношения населения провинции к Интернету как одному из многих источников художественной информации и одной из многих технологических возможностей творчества в современном мире.
Информация о работе Искусство и современные информационные технологии