Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:34, реферат
Исторические вехи в истории современного искусства и технологии широко известны на западе и информацию о них можно легко найти в центрах медиа-искусства, публичных библиотеках, университетах и академиях искусства. В России эта важнейшая информация просто отсутствует, что при изучении влияния информационных технологий на искусство провоцируют трудности. Актуальность данной темы очевидна, т.к. и искусство и наука являются неотъемлемыми и необходимыми сферами в жизни каждого человека.
Введение 3
1 Проявление и роль информационных технологий в искусстве 4
2 Интернет-публикации классического и современного искусства
и формирование новой культурной среды в российском обществе 9
3 Проблемы влияния современных информационных технологий
на искусство 16
Выводы 17
Список использованной литературы 19
Введение
1 Проявление и роль информационных технологий в искусстве
2 Интернет-публикации классического и современного искусства
и формирование новой культурной среды в российском обществе
3 Проблемы влияния современных информационных технологий
на искусство
Выводы
Список использованной литературы
Исторические вехи в истории современного искусства и технологии широко известны на западе и информацию о них можно легко найти в центрах медиа-искусства, публичных библиотеках, университетах и академиях искусства. В России эта важнейшая информация просто отсутствует, что при изучении влияния информационных технологий на искусство провоцируют трудности. Актуальность данной темы очевидна, т.к. и искусство и наука являются неотъемлемыми и необходимыми сферами в жизни каждого человека.
Продолжает существовать проблема получения провинциальной публикой современной, объективной и оперативной информации по изобразительному искусству. Решить эту проблему в ближайшем будущем с помощью традиционных средств информации не представляется возможным. В качестве одного из выходов видится использование новых информационных технологий, которые в начале XXI в. становятся мощным фактором, влияющим на изменения социокультурной ситуации в России.
С середины 90-х годов русская провинция получила новый источник информации о культуре и искусстве в виде Интернета. Немалая заслуга в его распространении, в первую очередь в университетских центрах, принадлежит иностранным благотворительным организациям, в частности Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса) и образовательным программам Госдепартамента США. Их усилиями около 30 областных городов России получили возможность предоставлять бесплатные интернет-услуги преподавателям, студентам, работникам сферы культуры и искусства. Наибольшей известностью среди гуманитарной интеллигенции пользуются интернет-центры, существующие под эгидой Фонда Сороса в Нижнем Новгороде и Ярославле. Своей деятельностью они охватывают весь Волго-Окский регион и привлекают к сотрудничеству другие заинтересованные организации. Отметим, например, совместные проекты Ярославского интернет-центра и Ярославского областного художественного музея.
Данная работа имеет цель и задачи выяснить особенности влияния информационных технологий на искусство, рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки, продуктом которой являются новые технологии, на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства.
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.
На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.
Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография.
Очевидно, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.
Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» информационных технологий и использования новых методик в своих работах[1].
Тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства - одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере информационных технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства - еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.
В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства - цифровые искусства.
Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы - кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку - цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.
Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство - традиционное, которое именуется по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство - открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства - хэппенинг, перформанс.
Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий.
1. Интерактивность - возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.
2. Новые художественные средства.
3. Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.
Наиболее прогрессивным из направлений современного искусства сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.
WЕВ-дизайн и VJ-инг более всего близки салонному искусству, с которым, находят полное взаимопонимание и слияние. Как это свойственно для традиционного салонного искусства, web-дизайн и VJ-инг используют художественные средства, избегая концептуальной независимости и подчиняясь желаниям заказчика. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а коммуникациях.
Сетевое искусство сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Примечательно то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора/зрителя/участника.
Огромное влияние цифровые технологии оказали на музыку. Благодаря «цифре» возникла электронная культура («drum'n'bass», «хаос», «easy», «techno»), которая на протяжении уже четвертого десятилетия остается ведущей в сфере внеакадемичной музыки. Электронные средства сейчас являются мощным средство для синтеза любого музыкального направления, в том числе и классической академической музыки с современной. Так наиболее популярным является синтез рок и поп-музыки, в танцевальной музыке - это «ambient», «gothic dark wave» и «emo». Электроника здесь, как и в роке 60х и 70х придает звучанию психоделический оттенок. Частично из-за преобладания шумовых эффектов, сливающихся с гармонией, из-за средних и медленных темпов, а также ритмов в стиле фанк.
Сегодня цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии и критики. Особенно сильно это заметно в области масс-медиа. Телевидение все больше играет роль душеприказчика для человечества и ставит его в положение слуги нарастающего товарооборота. Оно активно ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе. В этой ситуации художники либо подыгрывают, либо пытаются сопротивляться, что так же является полезным тренажером для РR-стратегий.
В последнее время Интернет стал доступен не только жителям крупных городов, но и небольших населенных пунктов, в том числе в сельской местности. И здесь уже ведущая роль в процессе интернетизации принадлежит муниципальным властям и местным спонсорам. В последнее время этот процесс получил поддержку президента России, и уже на федеральном уровне начала реализовываться программа компьютеризации и интернетизации сельских школ. Осуществление этой программы значительно расширит возможности сельского населения в получении современной оперативной информации, в том числе и в сфере художественной культуры. Это особенно важно, так как именно сельские библиотеки всегда отличались скромностью фондов как в количественном, так и в качественном отношении. Десять лет назад село получало почти всю информацию об искусстве из публицистических журналов и лекций общества «Знание». А сейчас преподаватели изобразительного искусства и мировой художественной культуры все чаще обращаются за информационной поддержкой своих курсов к интернет-ресурсам.
В самостоятельной учебной и творческой работе студентов и школьников в провинции Интернет часто становится единственным источником информации об изобразительном и прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, так как, несмотря на относительную дороговизну, он все же дешевле, чем качественные альбомы репродукций, не говоря уже об оперативности доступа и отсутствии различного рода ограничений.
В настоящее время Сеть предоставляет довольно широкие возможности получения разнообразной текстовой и визуальной информации по классическому и современному искусству. Пользователь, владеющий английским языком, пусть даже на среднем уровне, может обратиться к ресурсам ЮНЕСКО, крупнейших западных музеев и частных галерей. Кроме того, существуют неплохие каталоги ресурсов по современному искусству, например, известный английский каталог «Adam» (http://www.adam.ac.uk), объединяющий информацию о более чем двух тысячах сайтах по искусству, архитектуре, дизайну, в том числе и о бесплатных ресурсах.
Многие международные арт-проекты также имеют интернет-версии. Не выходя из дома, можно ознакомиться с событиями крупнейших выставок и фестивалей актуального и классического искусства. Так, лишь единицы жителей русской провинции могли позволить себе роскошь побывать на экспозициях выставки работ классика поп-арта Энди Уорхола в Эрмитаже или Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, зато вход на сайт американского музея Уорхола был открыт для всех, и по нему можно составить представление о том, что показывали в крупнейших музеях России.
Относительно неплохо представлено сейчас в Интернете и российское художественное наследие. Здесь вновь следует отметить усилия крупнейших музеев, а также некоммерческой организации «Российская сеть культурного наследия» (http://www.rchn.org.ru) и спонсорскую поддержку сетевых проектов по культуре и искусству Фондом Сороса. Уже около двух лет существует интернет-проект «Картина недели», который выставил в сети более 100 шедевров мирового искусства (http//:www.centre.smr.ru/win/
Информация о работе Искусство и современные информационные технологии