Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.
Введение………………………………………………………………..…………2
Основная часть.
Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………………………………..………25
Результаты опроса
Фонд «Общественное мнение»
Вместе с тем, медиаисследования показывают, что, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет, и многие телезрители переключаются на Интернет. Наиболее устойчивым кажется пока положение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и число радиослушателей. Так, согласно данным TNS Gallup Media за январь-март 2004 года продолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.
Вероятность того, что радиослушатели и телезрители могут переключиться на компьютеры, пугает некоторые телерадиокомпании, как пугало радиовещательные компании распространение телевидения в 50-х гг. Несмотря на огромные планы по превращению телевизора в телефон, домашний центр развлечений, магазин и средство общения, большинство экспертов сходится на том, что ни компьютер, ни телевизор не вытеснят друг друга; просто эти понятия, возможно, станут нераздельными или будет существовать несколько видов их комбинаций.
Статистика свидетельствует, что на Западе активно развивается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спутниковое телевидение – более 20 млн. семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров. В 2004 г. доходы от рекламы, продаж и подписки на интерактивное телевидение в США составили 20 млрд. долл.
Перспективы развития
интерактивного телевидения в России
в ближайшее время совершенно
иные. Социальные и технологические
условия ограничивают возможность
создать по-настоящему интерактивное
телевидение. Небольшая распространенность
Интернета в регионах сильно тормозит
процесс внедрения онлайновых опросов
в телевизионные продукты. Хотя обратную
связь с аудиторией через сеть
сейчас используют все телеканалы –
почти у всех есть форумы, где
зрителям предоставлена возможность
высказать свое мнение о программах
и ведущих. И это свидетельствует
о том, что российские телевизионные
компании обратили внимание на огромные
коммуникационные возможности Интернета.
Глава 2.
Функции Интернета
2.1.
Понятие функций
Интернета
Интернет – среда существования различных по типу коммуникаций[4].
Американский обществовед Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: служат контролю над окружающей действительностью; являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.
Названные универсальные
функции коммуникаций присущи и
Интернет. Вместе с тем историческое
развитие СМИ привело к формированию
в их деятельности целого ряда специфических
функций, выполнение которых неизбежно
находилось под влиянием социально-политической
и экономической ситуации в конкретных
странах, расширения технологических
возможностей для производства и
распространения информации. Например,
функция СМИ как каналов
Исследования должны помочь профессионалам Сети и ее пользователям извлечь лучшее из ее потенциальных возможностей. «Технологии хороши или плохи в зависимости от нашего их использования. Они суть продолжение нас самих»[5].
Функции СМИ
в Интернете, с одной стороны,
сохраняют присущее всем СМИ содержание.
А с другой стороны, приобретают
специфику, свойственную данной медийной
среде.
2.2.
Коммуникативная
функция Интернета
Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.
Коммуникация
посредством Интернет устроена таким
образом, что на одном полюсе действует
профессиональный производитель информации,
а на другом всегда остается массовый
субъект – заранее
В силу анонимности
разворачивается царство
Интернет-технология
делает коммуникацию трансграничной.
Общение перестает быть привязанным
к местоположению общающихся. На этой
основе Интернет может выполнять
социально-креативную функцию, то есть
формировать новые общности с
единой информационной базой и общим
ценностно-нормативным
В условиях Интернета
аудитория может участвовать
в производстве и обмене информацией,
в том числе и между собой.
Аудитория перестает (если захочет)
быть только получателем сообщений.
Однако здесь использование
В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.
Анализируя коммуникативную
функцию Интернет, следует различать
понятия «интерактивность» и
«обратная связь». Первое шире второго.
Обратная связь – это реакция,
отклик субъекта на информационное воздействие.
Именно в этом качестве в Интернет
пока чаще всего используется функция
«форум». Да и показатели посещаемости
тоже выступают в роли обратной связи:
свидетельствуют о том, заинтересовались
ли сайтом и его контентом пользователи.
Интерактивность же предполагает и
другие возможности: контроля пользователя
над содержанием (запрос, оценка), участия
в его формировании через постановку
проблем для освещения и
Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей.
Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.
Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можно различить каналы массовой информации, построенные по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу. Американский исследователь выделяет три уровня интерактивности:
1. двухсторонняя;
2. реактивная, или
квазиинтерактивная
3. полностью
интерактивная коммуникация, где
все субъекты коммуникации
Наследуя обретенные
традиционными СМИ формы
2.3.
Информационная функция
Интернета
В соответствии
с общей природой СМИ информация
в интернет-каналах открыта
Как отмечалось, равная доступность ресурсов – одна из ключевых проблем социологических исследований и практического развития Интернета. Оптимисты надеются, что Сеть облегчит достижения равенства для ранее ущемленных групп. Однако пока новое цифровое неравенство воспроизводит и даже усугубляет ранее сложившееся положение вещей.
Информация в Интернет обладает рядом специфических черт. К ним относятся:
· оперативность, т.е. нацеленность на освещение, прежде всего, текущих событий;
· освещение жизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса;
· универсальность, или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный;
· жанрово-видовое разнообразие материалов[7].
Не сложившиеся
еще отношения юридической и
моральной ответственности
На основе информационной функции СМИ способны выполнять и
функцию формирования повестки дня, или фокусирования общественного внимания. В Интернете этот процесс затрудняется, во-первых, колоссальным ростом количества ресурсов (диверсификацией), среди которых каждый пользователь может выбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, присущей ему возможностью быстрого обновления контента вплоть до режима реального времени. Предстоит исследовать, к каким социальным последствиям приведет невиданное доселе разнообразие и темп обновляемости информации в Сети, возможность для каждого пользователя определять свой маршрут, что способствует дроблению, демассификации аудитории. Не потеряет ли из-за этого общество возможность поддерживать единую информационную, а вместе с тем и культурно-ценностную базу? К этому ведет и асинхронность (неодновременность) получения информации пользователями. Газеты, радио, телевидение своими периодическими выходами как бы устраивают для аудитории «сеансы», выпуски рассчитаны на более или менее одновременное восприятие, в Сеть же каждый входит в удобное для себя время (характерно, что создатели сайтов, в отличие от офлайновых коллег, не утруждают себя объявлениями о периодичности и моментам обновления контента, пользователь приходит к этому знанию в результате собственной практики).
Единая информационная
платформа – условие для
Принципиально
новые возможности для
По исследованиям
традиционных СМИ известно, что использование
различных знаковых и изобразительно-
Исследователям еще предстоит описать, измерить, понять, как влияет на функцию информирования и гипертекстуальность. Здесь есть и вовсе не исследованный ракурс: как используется это качество в более широких рамках – при взаимодействии традиционных СМИ и их интернет-ресурсов. По крайней мере, эффект расширения контента здесь наблюдается. Однако наиболее заметно пока здесь явление кросс-промотирования: линки отсылают к тем он- и офлайновым источникам, с которыми сайты связаны «родственными» или партнерскими отношениями.
Информация о работе Интернет как способ коммуникации и связи