Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:50, контрольная работа
Цель данной работы – изучить особенности использования интернет-технологий в области государственного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «электронного правительства»;
2. Обоснование необходимости создания «электронного правительства»;
3. Характеристика правительственной программы «Электронная Россия»;
4. Характеристика
Введение
Современный подход к государственному управлению основан на том, что государство обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы, есть акционеры и одновременно клиенты - граждане, которые заинтересованы, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с данным подходом государство, подобно крупной корпорации, обязано стремиться удовлетворять интересы, прежде всего своих акционеров, а с этой целью - повышать собственную эффективность, точно так же, как корпорация должна повышать капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.
В последнее время много говориться об электронном правительстве. На Западе использование Интернета органами управления рассматривается сейчас, как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти, вот почему к популярным в Интернете обозначениям «B» и «C», то есть business - бизнес и customer - потребитель, давно использующимся во всяких сочетаниях (B2B, B2C...), теперь прибавилось новое - «G» то есть government - правительство. Сооружение «электронного правительства» заняло в планах политиков и интеграторов прочное место. Многие ожидают, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволит все быстро оптимизировать: снизить издержки на содержание государства, ускорить взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами-акционерами. Один из самых главных аргументов в пользу «электронного правительства», который приводят его сторонники, - повышение прозрачности власти за счет перехода на новый уровень обратной связи, как с гражданами, так и с бизнесом.
Цель данной работы – изучить особенности использования интернет-технологий в области государственного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть
сущность понятия «
2. Обоснование
необходимости создания «
3. Характеристика
правительственной программы «
4. Характеристика
Глава 1. Электронное правительство как составляющая часть новой экономики
Электронное
правительство представляет собой
использование информационно-
обеспечение
более полного доступа к
содействие
гражданскому участию в государственной
жизни путем создания возможностей
для более удобного взаимодействия
с чиновниками через
повышение
подотчетности правительства
поддержку выполнения целей развития путем уменьшения времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами, а также путем обеспечения сельских и других периферийных общин информационно-коммуникационной инфраструктурой;
Область проявления электронного правительства не ограничивается богатыми странами. На самом деле, сегодня часто передовой опыт использования Интернета в государственном управлении принадлежит развивающемуся миру: ИКТ все чаще используют для рационализации административной системы и приближения ее к людям, которым она служит.
Недавно программа infoDev Всемирного банка оказала Центру демократии и технологий (г. Вашингтон) поддержку в составлении справочника по электронному правительству. Целью данной инициативы было предложить чиновникам и другим заинтересованным лицам из стран с переходной экономикой и развивающихся государств подробное руководство, в котором впервые собран обширный перечень моделей электронного правительства и тематических ресурсов.
Справочник основан на успешном опыте стран с переходной экономикой и развивающихся государств. Он представляет собой “карту” (а фактически, подборку “карт”) для политиков, которые будут использовать электронное правительство как инструмент реформ.
Электронное
правление не будет реализовано,
если правительство только купит дополнительные
компьютеры и создаст веб-сайт. Это позволит
лишь автоматизировать часть административной
деятельности и вывести ее из “бумажного
мира”. Скорее, электронное правление
является процессом трансформации правительства;
он требует: а) планирования; б) политической
воли и устойчивого потока необходимых
ресурсов. Ни покупка более продвинутых
технологий, ни автоматизация сложных
процедур сами по себе не могут повысить
эффективность государственного управления
или уровень общественного участия в государственной
жизни. Технологические инновации не изменят
менталитет бюрократов, которые не рассматривают
гражданина в качестве потребителя услуг
правительства или как участника процесса
принятия политических решений.
1.1 Три стадии электронного правления
Процесс
электронного правления можно разделить
на три стадии. Эти стадии не зависят
одна от другой, при этом для начала
одной из стадий необязательно завершение
другой. Но такая разбивка представляет
собой систему для осмысления
целей электронного правительства.
Стадия 1: публичность
Использование ИКТ для расширения доступа к правительственной информации.
Стратегии проведения этой стадии электронного правления сильно разнятся по своим содержанию и форме, но, как правило, страны с переходной экономикой могут начать его с публикации правительственной информации в Интернете. В первую очередь там можно разместить законы, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные.
Обеспечение
гражданам и бизнесу свободного доступа
к правительственной информации без необходимости
посещать государственные учреждения,
стоять в длинных очередях или давать
взятки может стать революционным достижением
для стран, где значительны неэффективность
бюрократии и высокий уровень коррупции.
Одним из элементов данной стадии может
быть создание правительственного веб-портала
(например, такого, как у правительства
Мексики), предоставляющего доступ к разным
веб-сайтам и информационным ресурсам
“через одно окно”.
Стадия 2: участие
Расширение гражданского участия в государственном управлении.
Данная
стадия электронного правления может
также включать в себя создание форумов
с участием граждан и представителей
правительства (наподобие созданного
правительством Армении), где люди могут
обмениваться своими идеями, повышать
свою осведомленность в тех или иных вопросах
и создавать возможности для активной
деятельности, которая не имеет дистанционных
ограничений.
Стадия 3: онлайн-трансакции
Предоставление
государственных услуг в онлайн-режиме.
Правительства
могут расширить свое присутствие
в Интернете, создавая такие веб-сайты,
которые дают пользователям возможность
проводить трансакции в онлайн-режиме.
Точно так же как частный сектор
в развивающихся странах
В прошлом государственные услуги, такие, как регистрация земельных участков или продление действия водительских прав, требовали долгих ожиданий, ссор с всесильными бюрократами и иногда взяток. Новации в области доступности, примерами которых могут послужить Интернет-киоски общественного пользования в торговых центрах Бразилии или доставляемые правительством в сельские районы Индии портативные компьютеры, соединяют электронное правительство с самыми обособленными уголками развивающихся стран.
Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать ИКТ для предоставления услуг, заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, правительства могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.
Отличным
примером такого опыта служит работающая
в Сеуле система выдачи разрешений
в онлайн-режиме, позволяющая гражданам
подавать заявления на разные разрешения
через Интернет и отслеживать
процесс хождения поданных документов
по инстанциям, сокращая при этом потребность
в количестве поездок по государственным
учреждениям и понижая возможности бюрократов
по получению взяток.
1.2 Преобразование государственного управления
Электронное
правительство предполагает преобразование
порядка взаимоотношений правительства
и общества. Этот процесс не быстр и не
прост. Он требует последовательной стратегии,
начиная с оценки регуляторной среды в
стране и способности населения использовать
новые технологии. Потенциальные возможности
экономии средств и сокращения персонала
не должны стать главным мотивом проведения
реформ по внедрению электронного правительства,
– справедливо утверждает Д. Демпси. Хотя
они часто и являются ценным результатом
реформ, намного чаще выгоды получают
предприятия и граждане, пользующиеся
усовершенствованными системами, инвестиции
в которые сделало правительство. Чтобы
осознать все выгоды от самих преобразований,
правительства должны разработать модель
взаимоотношений с основными заинтересованными
лицами (компаниями, торговыми ассоциациями,
учеными и неправительственными организациями),
ставящую во главу угла интересы гражданина.
Без вклада этих действующих лиц даже
те проекты в сфере электронного правительства,
которые направлены на изменение внутренних
процессов, могут оказаться провальными,
поскольку граждане вряд ли станут пользоваться
системой, которая не учитывает их потребности.
Поскольку не существует одной шаблонной стратегии по внедрению электронного правительства на любой случай, Д. Демпси выделяет пять основополагающих элементов процесса преобразований:
Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления. Поэтому государственным деятелям, отвечающим за разработку соответствующих проектов, необходимо вначале изучить порядок работы той функции, которую они намерены оснастить ИКТ.
Электронное правительство требует сильного политического лидерства. Чтобы добиться перехода к электронному правительству, на всех уровнях системы власти должны быть такие избираемые и назначаемые государственные служащие, которые понимают важность новой технологии, осознают общую цель государственной политики и настроены активно проводить реформы.
Учитывая условие жесткой ограниченности ресурсов, правительствам необходимо расставить среди программ приоритеты, дабы средства на выполнение наиболее важных из них были доступны постоянно. Для этого потребуются, артикуляция четких целей программ в области электронного правительства и построение маршрута достижения этих целей.
Правительствам нужно будет опробовать новый порядок взаимоотношений, как между государственными учреждениями, так и в рамках партнерств с частным сектором и неправительственными организациями ради обеспечения качества и доступности электронного правительства.
Успешность
инициатив в сфере электронного
правительства зависит от участия
граждан. Поэтому очень важной предпосылкой
являются усилия по стимулированию гражданского
участия. Сама концепция электронного
правительства ориентирована на
интересы гражданина. Электронное правительство
не является простым механизмом сокращения
издержек или повышения эффективности.
Глава 2. Практически аспекты реализации правительственной программы «Электронная Россия»
В России принята Федеральная целевая программа “Электронная Россия”, нацеленная на формирование новой экономики и рассчитанная на 2002-2010 годы. До 2010 года планируется потратить на программу 76 млрд. рублей. В 2002 году на программу было потрачено 600 млн. рублей, в 2003 году – 1,61 млрд. рублей, в 2004 году было выделено около 1,7 млрд. руб., в 2005 году – 2,2 млрд. руб.
Информация о работе Интернет и его использование в государственном управлении