Интерактивные технологии, используемые в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 –2015 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» особое место отводится развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, ее профессиональной мобильности [1].
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Содержание

Введение с.3-4
1.Информатизация образования с.5-8
2.Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности с.8-10
3.Использование программы Power Point и Course Lab с.10-14
Заключение с.15-16
Список литературы с.17
Приложение

Работа содержит 1 файл

ааа2.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

 

 

 

Использование программы Power Point и Course Lab

Практика  показала, что даже педагоги с невысоким  уровнем владения компьютером могут  эффективно иллюстрировать лекционный материал слайдами, созданными в программе Power Point. Использование слайдов позволяет  значительно облегчить образовательный  процесс в плане уменьшения фактических  объемов, отводимых на хранение и  размещение наглядного материала и  организации деятельности конкретного  студента в ходе учебной работы. Это особенно актуально при проведении лекционных занятий, когда преподавателю  необходимо, работая с потоком  студентов, создать максимальные условия для того, чтобы вся учащаяся группа восприняла и усвоила информацию.

Программа Power Point доступна и удобна в использовании. К сожалению, применение на занятиях созданных в данной программе  презентаций бывает неэффективным, приводит к тому, что усвоение материала  студентами не только не возрастает, но даже в ряде случаев снижается. Очень  часто после лекций, проведенных с использованием мультимедийных средств, обучающиеся жалуются на головную боль, переутомление. Анализируя сложившуюся ситуацию, мы выяснили: разрабатывая презентации, преподаватели не всегда учитывают особенности восприятия человеком информации, что неблагоприятно влияет на течение учебного процесса.

Так, овладение  информацией проходит в несколько  этапов:

1) восприятие,

2) осмысление,

3) запоминание,

4) воспроизведение,

5 использование.

Причем  на осмысление полученной порции информации у человека уходит порядка трех минут. Быстрая смена кадров презентации  приводит к тому, что, воспринимая  картинку, студент не успевает ее осмыслить, а впоследствии запомнить, воспроизвести  и использовать. Также отсутствие достаточного количества времени для  осмысления информационного кадра  приводит к тому, что нервная система  студента перевозбуждается и запредельное торможение препятствует усвоению не только конкретного слайда, но и тех слайдов, которые будут демонстрироваться преподавателем в дальнейшем.

Необходимо  отметить, что за три минуты человек может воспринять и осмыслить только семь новых целостных объектов. В качестве объекта, например, может выступать слово. То есть, если студенты в ходе трех минут будут воспринимать страницу текста, эффект будет таким же, как если сразу после показа один слайд сменить другим. Для того чтобы происходило полноценное восприятие информации, преподавателю необходимо постепенно вводить объекты (не более семи за раз), представленные на слайде, используя эффекты анимации. Нужно помнить, что презентация не заменяет лектора, а только служит средством обучения, помогает уточнить лекционный материал, проиллюстрировать его, расставить акценты. Поэтому при создании электронной презентации педагог должен научиться выделять ключевые слова и основополагающие понятия, которые будут представлены на слайде и которые лектор объяснит, даст им развернутое определение.

Еще одной  проблемой применения электронных презентаций при организации учебного процесса является использование цветов фона, объектов и шрифта без учета специфики психологии восприятия человека. Так, например:

– светло-желтые буквы плохо воспринимаются на светло-зеленом  фоне;

– курсивный  шрифт воспринять сложнее, чем обычный;

– отсутствие интервала между строками, превышающего высоту букв, требует сильного напряжения при чтении;

– многоцветие  отвлекает и раздражает;

– большое  количество анимационных эффектов сбивает  учебную доминанту и приводит к необходимости прилагать особые усилия для удержания внимания на изучаемом материале и т. д. 

Помимо  электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, в образовательном процессе вуза эффективно использование возможности программы Course Lab, которые при конструировании образовательного процесса гораздо шире, чем возможности программы Power Point. Это связано с тем, что конструирование в педагогической области предполагает анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Соответственно, технология конструирования педагогического процесса представляет собой единство технологии конструированиясодержания, материальных, или материализованных, средств и деятельности [5].

При разработке электронных учебных материалов работа в обеих заданных программах во многом схожа, но Course Lab, в силу больших возможностей программирования, позволяет расширить обучающие возможности и перейти от создания презентаций к созданию электронных учебников с использованием гипертекста, определяющего интерактивность обучающего процесса, тестов для внешнего контроля и самоконтроля студентами усвоенного материала и прочих мультимедийных возможностей.

Структура учебного курса, созданного в программе Course Lab, комбинируется из модулей и разделов. Модуль, представляя собой основную структурную единицу иерархии курса, состоит из последовательности слайдов. Слайд является интерактивной страницей, включающей в себя учебный материал, упражнения и тесты. Он раскрывает определенную мысль или конкретный вопрос. В структуру слайда входят кадры (до 40 штук). На кадрах размещается информация заданного модуля, при этом, в отличие от слайда, кадр не является самостоятельной единицей. При конструировании модулей используются специальные слайды: слайд-заставка, обложка и мастер-слайд. Обложка модуля – это слайд, который выводится на экран после слайда-заставки. Мастер-слайд представляет собой шаблон, поверх которого создаются слайды модуля. Этот слайд содержит общие, повторяющиеся на всех страницах объекты. При разработке модуля можно использовать один или несколько мастер-слайдов.

Электронный учебник в программе Course Lab выстраивается на основе технологии программированного обучения. Программированное обучение – это один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, в которой учебный материал разбивается на шаги (этапы). Выполнение каждого этапа контролируется путем специального проверочного задания. Усвоение материала является условием перехода от одного шага к другому [6].

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное общество диктует свои правила, оно  требует, чтобы образование, если оно  хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему  образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных  учреждений) использование ИКТ в  процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема – большинство  учителей в наших школах были воспитаны  не в такой насыщенной информацией  среде, как сейчас. Не все умеют  и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между  тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И  без принятия мысли о том, что  современное образование невозможно без использования ИКТ учитель  не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему  во «взрослой» жизни. Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения  и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

Информационная  технология – это совокупность процессов, благодаря которым возможны сбор, хранение обработка и другие взаимодействия над информацией. Классификация  ИТ необходимо для правильной оценки и применения информационных технологий в различных сферах жизни общества.

В первой главе было дано определение информационным технологиям, а так же их составных частей (информации и технологии), были охарактеризованы цели, методы и средства информационных технологий. Кроме того были определены факторы, влияющие на классификацию, как влияние режимом обработки данных, режимов эксплуатации и эффективности работы.

Во второй главе были охарактеризованы составляющие ИТ, определены виды обеспечений и  охарактеризованы свойства информационных технологий.

В третьей  главе были охарактеризованы различные  классификации информационных технологий, как классификация по типу интерактивности, классификация по области применения и по степени использования компьютеров, классификация средств компьютерной техники, классификаций, используемые в Экономических Информационных Системах и другие.

 

Список  литературы

 

  1. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. – М.: Весь мир, 2000. – 200 с.
  2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10
  3. Гордиенко Г. А. Система тестовых технологий на уроках истории и обществознания // Учитель. – 2007. - № 3. – с. 9-10
  4. Горина М. В. Информационные технологии на уроках русского языка // Учитель. – 2007. - № 5. – с. 11-15
  5.        Педагогика: учеб. пособие для студентов / под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд. М.: Шк. 5.пресса, 2002. С. 347.Педагогические технологии: учеб. пособие для судентов пед. специальностей / под ред. В. С. Кукушина. Ростов-н/Д: Март, 2002. С. 146–174; Морева Н. А. Педагогика среднегопрофессионального образования. М.: Академия, 1999. С. 105; Ситаров В. А. Дидактика. М.:Академия, 2002. С. 280–289.

 

  1. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  2. Кораблёв А. А. Сила. Второй закон Ньютона // Школа. – 2006. - №2. – с. 31-33
  3. Пименова И. М. Слайд-фильм по обществознанию «Человек. Индивид. Личность» // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 16-17
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
  5. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2. – с .162-166

 

Приложение  1.

 

ИКТ применяемые в высшей школе  России

 

Название ИТ

Англоязычное название

Сокращенное название

1

Электронный учебник

electronic textbook

c-tbook

2

Мультисредовая система

multimedia system

CD-sys

3

Экспертная система

experts system

ex.sys

4

Электронный библиотечный каталог

electronic library

e-libr

5

Банк данных

database

db

6

Электронная почта

electronic mail

e-mail

7

Голосовая электронная почта

voice mail

v-mail

8

Электронная доска объявлений

bulletin system

BS

9

Система телеконференций

teleconference

t-conf

10

Автоматизированная система управления научными исследованиями

Computer research system

aided CAR

11

Автоматизированная система организационного управления

Management information system

MIS

12

Настольная электронная типография

dest-top publishing

d.t.-publ


 


Информация о работе Интерактивные технологии, используемые в учебном процессе