Интерактивные технологии, используемые в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 –2015 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» особое место отводится развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, ее профессиональной мобильности [1].
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Содержание

Введение с.3-4
1.Информатизация образования с.5-8
2.Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности с.8-10
3.Использование программы Power Point и Course Lab с.10-14
Заключение с.15-16
Список литературы с.17
Приложение

Работа содержит 1 файл

ааа2.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                  с.3-4 

1.Информатизация образования                                                   с.5-8

2.Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности                                                                                    с.8-10

3.Использование программы Power Point и Course Lab                с.10-14

Заключение                                                                                       с.15-16

Список литературы                                                                          с.17

Приложение                                                                                     с.18

 

Введение

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 –2015 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» особое место отводится развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, ее профессиональной мобильности [1].

Непременным условием повышения эффективности  управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и  адаптивностью к внешним воздействиям. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией  и вычислительной техникой.

Информационные  технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе, с применением  вычислительной техники. В прошедшее  время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения  для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения  информации. Спецов по компьютерной технике  и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ —  это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации  труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации  и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной  подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического  обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационная  технология (ИТ) базируется и зависит  от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения, а программное обеспечение  реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных  сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

В конце  ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём  в век информации и коммуникаций»  не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение  всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки  информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением  общества в век компьютерных технологий появилась возможность более  эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить  и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек  вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к  организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной роли информации в  общественном развитии и огромные темпы  роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности.

 

 

Информатизация образования

 

Как было сказано выше, отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное  общество» и «информатизация  общества».

Информационное  общество – это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества» [7;5].

Общество  можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [7;5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём  выступают не материальные, а идеальные  факторы – знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

  • увеличение роли информации в жизни общества;
  • рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;
  • создание глобального информационного пространства.

Информатизация  общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда. Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими  и экономическими процессами, а также  качественными изменениями в  развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что  необходимо совершенно иное направление  развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность  обучения.

Все большую  силу набирает демократизация, компьютеризация  и гуманизация образования, свободный  выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Основные  задачи информатизации образования

С появлением в процессе образования такой  составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

  • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также  важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать  опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку  знания и навыки, полученные в процесс  е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

Как говорилось выше, примером критерия классификации  ИТ может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.

В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. Командный  интерфейс - предполагает выдачу на экран  приглашения для ввода команды. WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель). SILK - (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Операционные  системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские. Однопрограммные - SKP, MS DOS и др. Они  поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации. Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать  диалоговую и пакетную технологии обработки  информации. Многопользовательские - (сетевые  операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную  обработку в сетях, а также  диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.

Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время  в экономических информационных системах (ЭИС).

Информационная  технология включает в себя системы  автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может  быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.

Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности

Прорыв  в области ИКТ, происходящий в  настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного  обеспечения научно-исследовательской  деятельности. Можно выделить несколько  возможностей использования информационных технологий:

  1. для поиска литературы

а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);

  1. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
  2. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
  3. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
  4. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
  5. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
  6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
  7. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

Неотъемлемой  частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий  хранить и пересылать сообщения  между пользователями. В настоящее  время разработаны технологии гипертекста  и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и  безбумажной (сетевая технология, современная  оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Информационные  технологии классифицируются по степени  типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим  средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой  на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем , например, при  работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

Также существует классификация технологий и связанных  с ними информационных систем по виду ставящихся перед ними, для решения  задач, и по виду запускаемых процессов  обработки различной информации. Данная классификация состоит из двух основных этапов. Первый этап начинается с шестидесятых годов прошлого века и заканчивается в семидесятые  годы прошлого века. За это десятилетие  информационные технологии только начали развиваться. Первые шаги в обработке  информации. Для этого использовались специальные вычислительные центры. Вся информация использовалась в режиме коллективного использования.

Второй  этап стал рождением полноценных  информационных технологий, основной целью которых в то время было решение всевозможных стратегических задач. Этот этап начался с восьмидесятых  годов и идет и по сей день, пока не появиться революционной  разработки или слишком не изменяться цели и задачи информационных технологий, открывающих новый этап в совершенствовании  этой сферы деятельности человека.

Еще одна классификация посвящена техническому обеспечению, используемому для  информационных технологий. Первый этап связан с решением трудностей с обработкой огромных, по тем временам, объемов  данных, в сложных условиях, когда  производительности и аппаратных ресурсов не хватает. Второй этап это массовое появление у пользователей ЭВМ  серии IBM/360. Третий этап возвестил о  превращении компьютера в инструмент непрофессионального пользователя.

Информация о работе Интерактивные технологии, используемые в учебном процессе