Информатизация образования сегодня и завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только

Содержание

Введение 3
Понятие и причины информатизации образования 4
Цели и задачи информатизации образования 6
Основные направления информатизации в образовании 10
Этапы информатизации 13
Тенденции развития, концептуальные принципы развития информатизации образования 17
Заключение 20
Литература 21

Работа содержит 1 файл

информатизация образования.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Под новыми информационными технологиями понимаются все технологии, использующие современные технические информационные средства (аудио, видео, компьютер и компьютерные обучающие программы, электронная почта, Internet и WEB-технологии).

Очень распространенным мнением среди специалистов в  области образования является то, что использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе - это единственное, что необходимо для модернизации образования. Однако именно в образовании важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Это означает, что в основе выбора технологий обучения должен быть анализ содержания учебных курсов, степени активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения.

Поэтому важнейшим этапом внедрения информационных технологий в обучение является выявление  дидактических условий, способствующих внедрению ИТ.

Дидактические условия внедрения ИТ - это педагогически  упорядоченное состояние субъект-объект-субъектной среды, реализующей интегрированные  цели обучения, возникшей в результате инновационной деятельности педагогического  коллектива, способствующей качественному  изменению уровня профессиональной подготовки учащихся на основе внедрения  в образовательный процесс ИТО. К ним относятся:

    1. Наличие в образовательных учреждениях современных технических средств, позволяющих реализовать информационные технологии обучения (компьютеры и их локальные сети, средства мультимедиа, локальные - на CD ROM - базы данных и необходимые педагогические программные средства).
    2. Достаточный уровень компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием современных информационных технологий.
    3. Готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТ.
    4. Создание интегрированных учебных курсов предметов, адекватных новым целям образования и происходящему в обществе процессу информатизации.

Ориентация  на современные информационные технологии объясняется реализацией следующих  положений:

  1. в принципах обучения - модульность; обучение «до результата»; вариативность траектории и времени обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности учащегося;
  2. в формах и методах обучения - активные методы, возможность дистанционного обучения; индивидуализация обучения;
  3. в методиках контроля и управления образовательным процессом - распределенный контроль по модулям; оперативный и объективный контроль; корректировка индивидуальных программ по результатам контроля; переход к автоматизированным системам управления обучением;
  4. в средствах обучения - компьютерные программы, тренажеры, электронные энциклопедии, базы данных, информационные поисковые системы, мультимедиа-среды.

 

Этапы информатизации

 

Информатизация  отечественного образования началась в 1985 году (с государственной реформы образования 1984г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие - "компьютерная грамотность". Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В информатизации образования можно выделить следующие  этапы:

  1. 1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации. Этап можно назвать этапом "компьютеризации", основными результатами которого стали:
    1. введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;
    2. начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;
    3. оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой;
    4. Создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей.
  2. 1993 - 1998 гг. На втором этапе, с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.
  3. 1998 - 2001 гг. Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года.

Развитию и реализации разработанной  концепции помешал экономический  кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента  начали развиваться тенденции децентрализации  в сфере образования, в том  числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться  региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков  и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны  различных фондов и т.д.

Только в 2001 г. в связи с постепенным  выходом из кризиса государство  вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

  1. 2002 г. - по н.в. В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

В 2005 г. в  рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном  уровне проект "Образование". Направления, основные мероприятия и параметры  приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом  Совета при Президенте Российской Федерации  по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

Хотя  информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются  направления, концепции и программы  на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений информатизации образования результаты, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди  них по-прежнему остаются следующие:

  • создание глобальной информационной инфраструктуры образования;
  • разработка действенной нормативно-правовой базы;
  • создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;
  • создание информационно-аналитической системы управления образованием;
  • разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;
  • создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;
  • подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

На сегодняшний  день одним из основных направлений  информатизации отечественного образования  остается формирование информационной культуры. Однако это направление требует более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако в современном информационном обществе информационную культуру следует рассматривать как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества; как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Поэтому решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования.

Анализ  современных направлений развития процесса информатизации образования  показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего  научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и  постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также  эффективная поддержка этого  взаимодействия со стороны государственной  власти и органов местного самоуправления. 

Тенденции развития, концептуальные принципы развития информатизации образования

 

В настоящее  время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие  тенденции:

1) формирование системы непрерывного  образования как универсальной  формы деятельности, направленной  на постоянное развитие личности  в течение всей жизни;

2) создание единого информационного  образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств  и методов обучения, ориентированных  на использование информационных  технологий;

4) синтез средств и методов  традиционного и компьютерного  образования;

5) создание системы опережающего  образования.

 

 

К концептуальным принципам, обеспечивающими реализацию процесса информатизации сферы образования  относятся:

    1. Принцип системности. В соответствие с этим принципом цель процесса информатизации образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию, а с ними и на историческую траекторию России.
    2. Принцип инвариантности - независимость, инвариантность относительно выбора того или иного варианта реформы системы образования, который является, прежде всего, выбором в политических, экономических и управленческих сферах.
    3. Принцип "точки опоры". Информатизация - не мода, не кампания и не одна из многих временных социальных программ. Она - инфраструктура, несущая конструкция, точка опоры, на которой можно строить самые различные образовательные, научные, социальные проекты.
    4. Принцип "критической массы". Здесь более уместна метафора "цепной реакции". Если "критическая масса" не достигнута, то положительные обратные связи не начинают работать в полную силу. Если же "критическая масса" достигнута, то возникает качественно новый режим процесса информатизации.
    5. Принцип направляемого развития. Невозможно указывать отдельным школам, кафедрам или ВУЗам, что им надлежит делать и какие средства готово вложить в данное начинание минобразование РФ.

Такой подход приводит к другим методам управления. Один из них - это информационное управление, под которым понимается создание информационных потоков для участников процесса информатизации сферы образования, которые облегчают решение учебных, научных, экономических и административных задач.

    1. Принцип самовоспроизводства. При этом схема самовоспроизводства выглядит следующим образом. Педагогические ВУЗы готовят учителей для общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для поступления в ВУЗы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры. Специалисты по информатике создают новые информационные технологии и проекты, развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и информационной культуры педагогические ВУЗы используют для подготовки учителей для общеобразовательных школе и т.д. 

Заключение

 

Перед системой образования на всех ее уровнях возникают поистине гигантские задачи, которые не могут быть решены без всесторонней информатизации образования. С одной стороны, кризисное развитие российского общества тяжело отражается на его образовательном потенциале, на материально-технической базе системы образования, ее кадрах, на состоянии научно-методического обеспечения, информационных ресурсах. Но, с другой стороны, информатизация образования создаст невиданные ранее возможности для решения проблем сохранения и приумножения образовательного потенциала.

 

Литература

 

  1. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования. М., "Системы и средства информатики", вып. 8, "Наука. Физматлит", 1996, с. 27-38.
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с. - С. 178 - 181.
  3. Государственный образовательный стандарт. Направления и специальности профессионального образования: Сборник нормативных актов / Мин.образования России. - М., 2000.
  4. Иванников А.Д., Ижванов Ю.Л.. Создание единого информационного пространства системы образования./ Лекция - доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998,-12 с.
  5. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М., Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997, 52 с.
  6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. /Проблемы информатизации высшей школы, № 3- 4, 1998. - 322 с.
  7. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.). М. 1994, 120 с.
  8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (утверждена 31 марта 1994 г.). М., "Информрегистр", 1996, 40 с.
  9. Концепция ФЦП "Развитие единой образовательной информационной системы на 2001-5г." - ГНИИ ИТТ, 2001.
  10. Нуждин В.Н. Информатизация и качество образования. М., "Проблемы информатизации высшей школы", № 4, 1995, с. 5-1.
  11. Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994-1995 гг. Министерство образования Российской Федерации. -М., 1993. - 34с.
  12. Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
  13. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - N 2. - С. 5-13.

Информация о работе Информатизация образования сегодня и завтра