Под новыми
информационными технологиями понимаются
все технологии, использующие современные
технические информационные средства
(аудио, видео, компьютер и компьютерные
обучающие программы, электронная почта,
Internet и WEB-технологии).
Очень распространенным
мнением среди специалистов в
области образования является то,
что использование компьютерных
и телекоммуникационных технологий
в учебном процессе - это единственное,
что необходимо для модернизации образования.
Однако именно в образовании важна не
информационная технология сама по себе,
а то, насколько ее использование служит
достижению собственно образовательных
целей. Это означает, что в основе выбора
технологий обучения должен быть анализ
содержания учебных курсов, степени активности
обучаемых, их вовлеченности в учебный
процесс, конкретных целей и ожидаемых
результатов обучения.
Поэтому
важнейшим этапом внедрения информационных
технологий в обучение является выявление
дидактических условий, способствующих
внедрению ИТ.
Дидактические
условия внедрения ИТ - это педагогически
упорядоченное состояние субъект-объект-субъектной
среды, реализующей интегрированные
цели обучения, возникшей в результате
инновационной деятельности педагогического
коллектива, способствующей качественному
изменению уровня профессиональной
подготовки учащихся на основе внедрения
в образовательный процесс ИТО.
К ним относятся:
- Наличие в образовательных учреждениях современных технических средств, позволяющих реализовать информационные технологии обучения (компьютеры и их локальные сети, средства мультимедиа, локальные - на CD ROM - базы данных и необходимые педагогические программные средства).
- Достаточный уровень компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием современных информационных технологий.
- Готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТ.
- Создание интегрированных учебных курсов предметов, адекватных новым целям образования и происходящему в обществе процессу информатизации.
Ориентация
на современные информационные технологии
объясняется реализацией следующих
положений:
- в принципах обучения - модульность; обучение «до результата»; вариативность траектории и времени обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности учащегося;
- в формах и методах обучения - активные методы, возможность дистанционного обучения; индивидуализация обучения;
- в методиках контроля и управления образовательным процессом - распределенный контроль по модулям; оперативный и объективный контроль; корректировка индивидуальных программ по результатам контроля; переход к автоматизированным системам управления обучением;
- в средствах обучения - компьютерные программы, тренажеры, электронные энциклопедии, базы данных, информационные поисковые системы, мультимедиа-среды.
Этапы информатизации
Информатизация
отечественного образования началась
в 1985 году (с государственной реформы
образования 1984г.), когда было принято
исключительно важное правительственное
решение о направлении в сферу образования
нескольких тысяч первых советских персональных
ЭВМ и о введении в средних школах общего
курса основ информатики и вычислительной
техники. В общественное сознание начало
входить новое понятие - "компьютерная
грамотность". Оно означало владение
навыками решения задач с помощью ЭВМ,
а также понимание основных идей информатики
и роли информационных технологий в развитии
общества.
В информатизации
образования можно выделить следующие
этапы:
- 1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации. Этап можно назвать этапом "компьютеризации", основными результатами которого стали:
- введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;
- начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;
- оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой;
- Создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей.
- 1993 - 1998 гг. На втором этапе, с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.
- 1998 - 2001 гг. Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года.
Развитию и реализации разработанной
концепции помешал экономический
кризис, который разразился в стране
в августе 1998 г. С этого момента
начали развиваться тенденции децентрализации
в сфере образования, в том
числе и в процессах информатизации:
разрабатываются и начинают реализовываться
региональные и даже локальные (вплоть
до рамок отдельных учебных заведений)
программы информатизации образования.
Финансирование этих программ было отдано
на откуп самих разработчиков
и осуществлялось из различных источников:
местные бюджеты, внебюджетные средства
организаций, поддержка со стороны
различных фондов и т.д.
Только в 2001 г. в связи с постепенным
выходом из кризиса государство
вновь приступает к целенаправленной
деятельности по информатизации образования.
С этого времени финансирование
принимает конкурсный характер.
- 2002 г. - по н.в. В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.
В 2005 г. в
рамках приоритетных национальных проектов
был выдвинут на государственном
уровне проект "Образование". Направления,
основные мероприятия и параметры
приоритетного национального проекта
"Образование" были утверждены президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных
проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005
г.).
Хотя
информатизация образования развивается,
разрабатываются и реализуются
направления, концепции и программы
на разных уровнях (от федерального до
уровня образовательного учреждения),
по ряду направлений информатизации
образования результаты, заявленные
в предыдущих концепциях, достигнуты
только частично в силу разных причин.
Наиболее важными работами среди
них по-прежнему остаются следующие:
- создание глобальной информационной инфраструктуры образования;
- разработка действенной нормативно-правовой базы;
- создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;
- создание информационно-аналитической системы управления образованием;
- разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;
- создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;
- подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.
На сегодняшний
день одним из основных направлений
информатизации отечественного образования
остается формирование информационной
культуры. Однако это направление требует
более комплексного и интегрированного
подхода, так как в большинстве концепций
информатизации образования информационная
культура понимается узко профессионально
- как профессиональная характеристика
современного специалиста в области применения
информационно-коммуникационных технологий
в своей профессиональной деятельности.
Однако в современном информационном
обществе информационную культуру следует
рассматривать как степень сформированности
человека для органичного вхождения в
информационное общество, в пространство
культуры этого общества; как достигнутый
уровень организации информационных процессов;
степень удовлетворения людей в информационном
общении; уровень эффективности создания,
сбора, хранения, переработки, передачи,
представления и использования информации,
обеспечивающий целостную картину мира,
предвидение последствий принимаемых
решений. Поэтому решение проблемы формирования
информационной культуры представляется
одной из важнейших в ходе модернизации
и информатизации отечественного образования.
Анализ
современных направлений развития
процесса информатизации образования
показывает, что его рациональная
организация в интересах дальнейшего
научно-технического, социально-экономического
и духовного развития общества представляет
собой сложнейшую и весьма актуальную
научно-организационную и социальную
проблему. Для решения этой проблемы
необходимы скоординированное и
постоянное взаимодействие специалистов
образования и науки, а также
эффективная поддержка этого
взаимодействия со стороны государственной
власти и органов местного самоуправления.
Тенденции развития, концептуальные
принципы развития информатизации образования
В настоящее
время в развитии процесса информатизации
образования проявляются следующие
тенденции:
1) формирование системы непрерывного
образования как универсальной
формы деятельности, направленной
на постоянное развитие личности
в течение всей жизни;
2) создание единого информационного
образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств
и методов обучения, ориентированных
на использование информационных
технологий;
4) синтез средств и методов
традиционного и компьютерного
образования;
5) создание системы опережающего
образования.
К концептуальным
принципам, обеспечивающими реализацию
процесса информатизации сферы образования
относятся:
- Принцип системности. В соответствие с этим принципом цель процесса информатизации образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию, а с ними и на историческую траекторию России.
- Принцип инвариантности - независимость, инвариантность относительно выбора того или иного варианта реформы системы образования, который является, прежде всего, выбором в политических, экономических и управленческих сферах.
- Принцип "точки опоры". Информатизация - не мода, не кампания и не одна из многих временных социальных программ. Она - инфраструктура, несущая конструкция, точка опоры, на которой можно строить самые различные образовательные, научные, социальные проекты.
- Принцип "критической массы". Здесь более уместна метафора "цепной реакции". Если "критическая масса" не достигнута, то положительные обратные связи не начинают работать в полную силу. Если же "критическая масса" достигнута, то возникает качественно новый режим процесса информатизации.
- Принцип направляемого развития. Невозможно указывать отдельным школам, кафедрам или ВУЗам, что им надлежит делать и какие средства готово вложить в данное начинание минобразование РФ.
Такой подход
приводит к другим методам управления.
Один из них - это информационное управление,
под которым понимается создание информационных
потоков для участников процесса информатизации
сферы образования, которые облегчают
решение учебных, научных, экономических
и административных задач.
- Принцип самовоспроизводства. При этом схема самовоспроизводства выглядит следующим образом. Педагогические ВУЗы готовят учителей для общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для поступления в ВУЗы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры. Специалисты по информатике создают новые информационные технологии и проекты, развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и информационной культуры педагогические ВУЗы используют для подготовки учителей для общеобразовательных школе и т.д.
Заключение
Перед системой образования на всех ее
уровнях возникают поистине гигантские
задачи, которые не могут быть решены без
всесторонней информатизации образования.
С одной стороны, кризисное развитие российского
общества тяжело отражается на его образовательном
потенциале, на материально-технической
базе системы образования, ее кадрах, на
состоянии научно-методического обеспечения,
информационных ресурсах. Но, с другой
стороны, информатизация образования
создаст невиданные ранее возможности
для решения проблем сохранения и приумножения
образовательного потенциала.
Литература
- Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования. М., "Системы и средства информатики", вып. 8, "Наука. Физматлит", 1996, с. 27-38.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с. - С. 178 - 181.
- Государственный образовательный стандарт. Направления и специальности профессионального образования: Сборник нормативных актов / Мин.образования России. - М., 2000.
- Иванников А.Д., Ижванов Ю.Л.. Создание единого информационного пространства системы образования./ Лекция - доклад.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
1998,-12 с.
- Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М., Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997, 52 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. /Проблемы информатизации высшей школы, № 3- 4, 1998. - 322 с.
- Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.). М. 1994, 120 с.
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (утверждена 31 марта 1994 г.). М., "Информрегистр", 1996, 40 с.
- Концепция ФЦП "Развитие единой образовательной информационной системы на 2001-5г."
- ГНИИ ИТТ, 2001.
- Нуждин В.Н. Информатизация и качество образования. М., "Проблемы информатизации высшей школы", № 4,
1995, с. 5-1.
- Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994-1995 гг. Министерство образования Российской Федерации. -М., 1993.
- 34с.
- Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. -
1998. - N 2. - С. 5-13.