Информатизация образования сегодня и завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только

Содержание

Введение 3
Понятие и причины информатизации образования 4
Цели и задачи информатизации образования 6
Основные направления информатизации в образовании 10
Этапы информатизации 13
Тенденции развития, концептуальные принципы развития информатизации образования 17
Заключение 20
Литература 21

Работа содержит 1 файл

информатизация образования.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Брянский государственный  университет

Имени академика  И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Финансово-экономический  факультет

Кафедра АИСиТ

 

 

 

Проверил:

профессор

Елисеева  Елена Владимировна

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу  «Социальная информатика»

на тему: «Информатизация образования сегодня и завтра»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса 3 группы

Сухова  Светлана

 

 

 

 

Брянск 2010 

План

 

Введение 3

Понятие и причины информатизации образования 4

Цели и задачи информатизации образования 6

Основные направления информатизации в образовании 10

Этапы информатизации 13

Тенденции развития, концептуальные принципы развития информатизации образования 17

Заключение 20

Литература 21

 

 

 

Введение

 

В современном  информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению  и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним  из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в  сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые  не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит  самим жить и работать в этой новой  среде.

В России, как и во многих других странах  мирового сообщества все большее  внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается  как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. 

Понятие и причины информатизации образования

 

Информатизация образования представляет собой область научно-практической  деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Под информатизацией  образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению  информационно-коммуникационных технологий:

  1. в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества, повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
  2. в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
  3. в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

  1. стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
  2. функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
  3. дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

 

 

 

Цели и задачи информатизации образования

 

Цели  информатизации образования

В концепции  информатизации высшего образования Российской Федерации (1993г.) было объявлено, что стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. за счет подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой  информационной культуры мышления путем  индивидуализации образования.

Эта цель информатизации образования, по своей  сути, является долгосрочной и потому продолжает сохранять свою актуальность.

Глобальная  цель информатизации сферы образования  является многофакторной и включает в себя целый ряд целей и подцелей.

Сегодня главная цель информатизации состоит  в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного  общества.

Цели:

  1. интеграция ИКТ в образование;
  2. обеспечение свободного доступа к информации всех участников образовательного процесса;
  3. обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания, развития учащихся;
  4. рациональное использование ИКТ для обеспечения профессиональной деятельности, повышения квалификации педагога, руководителя, специалиста службы сопровождения.

Информатизация образования способствует достижению следующих подцелей:

  1. повышению качества образования;
  2. увеличению степени доступности образования;
  3. повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);
  4. интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

 

 

Задачи информатизации образования:

1) повышение качества подготовки  специалистов на основе использования  в учебном процессе современных  информационных технологий;

2) применение активных методов  обучения, повышение творческой  и интеллектуальной составляющих  учебной деятельности;

3) интеграция различных видов  образовательной деятельности (учебной,  исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий  обучения к индивидуальным особенностям  обучаемого;

5) разработка новых информационных  технологий обучения, способствующих  активизации познавательной деятельности  обучаемого и повышению мотивации  на освоение средств и методов  информатики для эффективного  применения в профессиональной  деятельности;

6) обеспечение непрерывности и  преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий  дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического  обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий  обучения в процесс специальной  профессиональной подготовки специалистов различного профиля;

10) разработка новых принципов  и методов представления, обработки  данных и знаний;

11) обеспечение массового доступа  к единой системе баз данных  и информационных ресурсов сферы  образования России для всех  групп пользователей.

Основной задачей информатизации  является создание базы информатизации:

    1. Информационная база, в которую входят:
  1. универсальные средства обработки информации;
  2. общие методы решения информационных задач;
  3. методики использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
    1. Материально-техническая база, основу ее составляет компьютеризация, которая хотя и рассматривается как очень важный компонент информатизации, но наряду с остальными техническими средствами: аудио, видео и мультимедиа, средства телекоммуникаций.
    2. Научно-методологическая база рассматривается в двух аспектах:
  4. использование ИКТ в образовательной деятельности;
  5. создание информационных и образовательных ресурсов.

 

  В результате информатизации будет создана образовательно-информационная среда, которая будет способна инициировать механизмы выдачи достоверной, своевременной и качественной информации, обеспечит расширение спектра образовательных и информационных услуг, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и повышение качества образования.

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная  информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и затратную  задачу. Но именно она позволяет  системе образования коренным образом  модернизировать свой технологический  базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные  и традиционные учебные материалы  должны гармонично дополнять друг друга  как части единой образовательной  среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению  педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными  методами. 

Процесс информатизации образования, поддерживая  интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует  разработку подходов к использованию  потенциала ИТ для развития личности обучаемого, повышения уровня его  креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию  поиска решений как учебных, так  и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, связей между ними.

 

Основные направления информатизации в образовании

 

 

    Основными направлениями  развития информатизации национальной системы образования должны являться:

  1. Информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании.
  2. Получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной "информационной культуры".
  3. Создание информационной инфраструктуры сферы образования.
  4. Информатизация процессов управления образованием.
  5. Информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования.
  6. Оснащение сферы образования современными информационно-вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой.
  7. Создание и развитие современной системы дистанционного образования.
  8. Содержание и методология преподавания знаний, умений и навыков по информационным технологиям общего назначения (информатика) от начального до послевузовского образования и обеспечения преемственности в развитии знаний, умений и навыков на всех этапах непрерывного образования;
  9. Исследование проблем обеспечения всех видов безопасности обучаемых в условиях использования ИТ и компьютерной техники.

Информация о работе Информатизация образования сегодня и завтра