Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 20:09, реферат
Краткий исторический экскурс. Основные понятия. Понятие информатики многозначно. Существует, по крайней мере, четыре содержательных понимания термина «информатика» [1]: наука, отрасль экономики, сфера человеческой деятельности, технологии (рис.1).
Термин «информатика» появился в начале 60-х гг. (1962 г.) практически одновременно во Франции (Ф. Дрейфус) и у нас в стране (А.А. Харкевич). В 1963 г. в журнале «Известия вузов. Электромеханика», № 11 была опубликована статья Ф.Е. Темникова «Информатика». В ней была сделана попытка определить состав интегральной науки об информации, как совокупность трех составных частей – теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Однако, впоследствии закрепился французский (более узкий) вариант трактовки термина «информатика» (от французского informatique), как науки об ЭВМ и их применении.
1) Есть математический слой (формализуемая средствами математики часть системы, объекта, процесса). Здесь математика выступает в роли языка для представления информации и описания процессов ее обработки. Например, алгебра отношений адекватно описывает реляционные БД (отсюда и название баз) (РБД). Методология нормализации отношений (разбиения таблиц) позволяет оптимизировать БД: сократить избыточность данных (сэкономить память), устранить возможные противоречия из-за хранения данных об одном и том же объекте в разных местах; позволяет описывать операции с таблицами (отношениями) БД – объединение, пересечение, разность, селекция, склеивание и т.д. Неформализуемый математикой «остаток системы» характеризует информатику как гуманитарную науку, в том смысле, что для его описания и представления информации используются методы и средства гуманитарных наук (семиотики, лингвистики, логики).
2) Есть модельный слой. В информатике аналогом идеальных физических моделей, составленных из «первичных идеальных объектов» (ПИО) (типа «материальная точка», «частица», «тело», «масса», «сила», «поле», «время», «скорость» и т.п.) являются информационные модели. Например, при создании РБД строят три типа моделей: инфологическую (это человеко-ориентированная модель данных, отражающая предметную область; представляется в виде т.н. ER-диаграмм «сущность-связь»; здесь используются свои ПИО – сущность (например, автомобиль), атрибут (например, тип, цвет), ключ, связь); даталогическую (она описывает логическую организацию данных на языке конкретной БД для доступа к ним по именам, а не по физическому расположению); физическую (описывает хранимые данные на физическом уровне: тип машинных данных, адресное расположение). Необходимость двух последних моделей связана с основным «экспериментальным прибором» – компьютером.
3) Есть экспериментальная часть. В информатике аналогом «приборов», эталонов, измерительных процедур являются т.н. исполнитель (ПК), шаблоны, формы, константы, интерфейс, методика работы с БД; вместо физического эксперимента выполняется вычислительный (компьютерный) эксперимент.
После «согласования теории с экспериментом», как и в любой естественной науке, создается новое знание (в рассмотренном примере – в виде теории БД).
Т.о., по структуре и процессу создания нового знания (раздела науки информатики) информатика может быть отнесена к естественным наукам.
Б) Сердцевина (ядро) теоретической информатики, основная творческая работа в ней связана именно с модельным слоем – созданием информационных моделей. Разумеется, математизация модели желательна, но не всегда возможна. В этом случае могут использоваться и не математические средства (лингвистические, логико-семиотические, графические и другие модели).
В)
Видно соотношение
Информатика – аспектная наука. Информатика как наука формируется на срезе естественных, технических и общественных наук (рис. 6), которые в свою очередь могут иметь
Естественные науки | Технические науки | Общественные науки | |||||||
Физика | … | … | Радиоэлектроника | … | … | Социология | … | … | |
Рис. 6. Место информатики в системе наук
теоретический и / или прикладной характер. Как видно из рисунка, информатику можно рассматривать в качестве одной из аспектных наук, изучающую любые системы как информационные. На образовательную информатику распространяется «закон двойного вхождения дисциплин»: она существует как самостоятельная дисциплина и входит как специальный подход в другие дисциплины. Особо близки исторически «родственные отношения» информатики с кибернетикой. Были даже попытки рассматривать информатику как кибернетику на современном этапе развития и ввести синтезированное научное направление информатика-кибернетика.
Обосновывалось это тем, что:
а) кибернетика и информатика развивались на единой технической базе – вычислительной технике и средствах связи и передачи данных;
б) основным предметом исследования в кибернетике является управление. Но управление невозможно без информации. Поэтому кибернетика объективно была вынуждена заниматься вопросами сбора, обработки и передачи информации.
Системный подход к информатике. Целый ряд работ философского плана позволяет говорить о возможности системного подхода к информатике. Он основан на философской концепции обусловленности информационных процессов уровнями организации материи (неорганический, биологический, социальный). Ввиду предельной общности такой подход обеспечиваетв перспективе целостное отображение информационной картины мира (ИКМ – форма систематизации научных знаний об информации). Информатика при этом рассматривается как наука об информации, информационных процессах и системах (ИС) любой природы. Такая гипотетическая информатика рассматривает ИС и их компоненты со всех точек зрения – научной (информация и информационные процессы), технической (средства реализации ИС, носители информации и обрабатывающие устройства), технологической, экономической, экологической (информационная безопасность и безопасность информации), и др. Задача такой информатики – обобщенное теоретическое описание различных информационных процессов и систем. При этом неизбежно вводятся в оборот множество связанных с базовым (информация) понятий: информационная система, энтропия, избыточность, разнообразие, виды информации, количественные и качественные характеристики информации и информационных процессов, алгоритм, знак, модель, управление и другие.
Системный подход
позволяет представить
Кругами и цифрами на рис.7 обозначены следующие группы (множества) информационных наук.
1) Информационно-биологические науки: генетика, неврология, рефлексология, биосемантика (изучает знаковую коммуникацию в животном мире) и др. Объектом этих наук является биологическая информация, предметом – различные аспекты биологической информации и информационных процессов. Это частные биологические науки.
2) Социально-коммуникативные науки: журналистика, научная информатика, педагогическая информатика, экономическая информатика, этносемиотика (изучает неязыковые знаки в человеческом обществе – позы, ритуалы, обряды), лингвосемиотика (изучает человеческие языки как знаковые системы), библиотековедение и др. Объектом этих наук является социальная информация, предметом – различные аспекты социальной информации и информационных процессов. Это частные общественные науки.
3) Информационно-технические науки: автоматика, телемеханика, телевидение, радиолокация, вычислительная техника, измерительная техника, техника радиосвязи и т.д. Объект этих наук – машинная информация, предмет – различные её аспекты. Это частные технические науки.
4) Синергетика
ИП: распространяет понятие
Общая для всей системы информационных наук теория информации, которую предстоит создать.
Предположительно, это обобщающая теория, обладающая кроме объяснительной, описательной и предсказательной функциями, набором особых функций: мировоззренческой (воздействует на научную картину мира); методологической (дает направления научного поиска); метатеоретической (уточняет предмет и границы конкретных наук); трансляционной (перенос знаний между конкретными дисциплинами); переводческой (общий язык для конкретных наук) и др. Вероятно, в её состав войдут в качестве частных: статистическая (Шенноновская) и алгебраическая (В.Д.Гоппа) теории информации, общенаучная теория информации (философский взгляд, методы информационного анализа), а также рациональные и общезначимые результаты других наук об информации (см. рис.2). Представляется, что основной проблемой для создания обобщающей теории информации, является поиск адекватного определения понятия информации – главного, стержневого первичного идеального объекта теории информации – и понимание его роли в физической картине мира.
Интегративные науки. Имеют в качестве объекта изучения два типа информации:
1-2. Социально-биологические науки (например, психология).
2-3. Социально-технические
науки, изучающие человеко-
1-3. Биотехнические науки (бионика, информационная биология, ...).
1-4, 2-4, 3-4
– синергетика информационных
процессов соответственно в
Очевидно,
что системный подход удобен для
определения места и
А. Computer Science (в буквальном переводе - вычислительная наука; США, Канада, страны Латинской Америки) – занимает область 3 на рисунке. Изучает процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем. Этим подчеркивается «компьютерная ориентация» предметной области науки. Предметом этой науки являются самые разные стороны программирования и использования ЭВМ, а также методы их конструирования и разработки ПО.
Б. Information Science (информационная наука; США). Занимает область 2-3 на рисунке. Изучает:
Ориентирована на оптимизацию социальных информационных систем, передающих се мантическую информацию (поэтому исследует проблемы смысла и значения, мыслительные процессы, проблемы восприятия информации), средства и методы оптимизации – ЭВМ, кибернетические и математические методы (поэтому рассматривают технологию машинной обработки информации, математическое моделирование, взаимодействие человек-ЭВМ и т.д.). Имеет интегративный характер, т.е. связана со многими дисциплинами (лингвистикой, математикой, логикой, психологией, кибернетикой, теорией познания, с ситемными исследованиями, системотехникой).
В. «Безбумажная информатика» Глушкова В.М. (область 3 на рисунке) – рассматривает обработку и хранение информации с помощью ЭВМ. Объект – автоматизированные информационные системы, их технические и логико-математические аспекты. Предмет – создание, эксплуатация и совершенствование ЭВМ и ПО.
Информация о работе Информатика как наука и как вид практической деятельности