Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 20:09, реферат
Краткий исторический экскурс. Основные понятия. Понятие информатики многозначно. Существует, по крайней мере, четыре содержательных понимания термина «информатика» [1]: наука, отрасль экономики, сфера человеческой деятельности, технологии (рис.1).
Термин «информатика» появился в начале 60-х гг. (1962 г.) практически одновременно во Франции (Ф. Дрейфус) и у нас в стране (А.А. Харкевич). В 1963 г. в журнале «Известия вузов. Электромеханика», № 11 была опубликована статья Ф.Е. Темникова «Информатика». В ней была сделана попытка определить состав интегральной науки об информации, как совокупность трех составных частей – теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Однако, впоследствии закрепился французский (более узкий) вариант трактовки термина «информатика» (от французского informatique), как науки об ЭВМ и их применении.
Н.М. Закарлюк
(г. Нижний Тагил, Нижнетагильская социально-педагогическая академия)
Краткий исторический экскурс. Основные понятия. Понятие информатики многозначно. Существует, по крайней мере, четыре содержательных понимания термина «информатика» [1]: наука, отрасль экономики, сфера человеческой деятельности, технологии (рис.1).
Термин «информатика» появился в начале 60-х гг. (1962 г.) практически одновременно во Франции (Ф. Дрейфус) и у нас в стране (А.А. Харкевич). В 1963 г. в журнале «Известия вузов. Электромеханика», № 11 была опубликована статья Ф.Е. Темникова «Информатика». В ней была сделана попытка определить состав интегральной науки об информации, как совокупность трех составных частей – теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Однако, впоследствии закрепился французский (более узкий) вариант трактовки термина «информатика» (от французского informatique), как науки об ЭВМ и их применении.
Все же
первоначально под информатикой
у нас понимали науку, связанную,
прежде всего, с научной или научно-
Несмотря
на доминирующую роль вычислительной
техники (ВТ) в развитии информатики
конца 20 века сегодня уже немыслимо
простое отождествление информатики
с теорией и практикой
Попытки определить информацию и информатику делаются постоянно. Диапазон подходов и предложений весьма широк, включая весьма экзотические, связанные, например, с духовно-религиозной трактовкой природы информации и информационного взаимодействия во вселенной. Предлагаются новые наименования – информология, информономия, информациология, информатистика, инфотроника, информатология, информодинамика (рис. 2). Причина их появления заключается в разной трактовке базового понятия - информации. Пока наиболее распространены термины «информатика» и «computer science» (последний – в англоязычных странах), существенно различающиеся по своему содержанию.
Приведем наиболее характерные определения информатики, данные ведущими российскими и зарубежными специалистами в этой области.
Приведем наиболее характерные определения информатики, данные ведущими российскими и зарубежными специалистами в этой области.
К компонентам
информатики часто относят «
Различные представления о структуре информатики. Для подробного представления существующих взглядов на информатику, проблемах и перспективах развития рассмотрим несколько ее характерных срезов.
1. По направлениям. Междисциплинарность информатики позволяет вычленить в ее составе вполне самостоятельные (по предметам и методам исследований) направления: теоретическую, техническую (и / или прикладную), социальную и биологическую информатику.
К теоретической информатике относят целый спектр дисциплин, примерный перечень которых приведен ниже.
Техническая (прикладная) информатика изучает принципы и методы функционирования и построения технических средств информатики – вычислительной техники, средств телекоммуникаций, оргтехники, а также прикладные основы создания информационных технологий.
Социальная информатика изучает общие закономерности информационного взаимодействия в обществе, включая проблемы социальной коммуникации, формирования информационных ресурсов и информационного потенциала общества, информатизации общества, особенностей информационного общества. Здесь же рассматриваются междисциплинарные проблемы типа «информатика-искусство» (музыка, живопись, архитектура, кино) и «информатико-социокультурные системы» (психология, социология, юриспруденция, педагогика), экономические, правовые, психологические, этические аспекты информатики.
Биоинформатика рассматривает общие закономерности и особенности протекания информационных процессов в объектах биосферы (живых организмах и растениях).
Подобная структуризация информатики (рис. 3) широко распространена и в Российском образовании [4].
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА |
1.1.Философские
основы информатики. Понятие информации
как семантического свойства материи.
Триада: вещество-энергия-информация.
Информация и эволюция в живой и неживой
природе.
1.2.Начала общей теории информации. Методы измерения информации. Макро и микроинформация. Информация и управление. Информация и самоорганизация. Синергетика информационных процессов. Информационный подход. 1.3.Начала компьютерной семантики. Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. 1.4.Основы информационного моделирования. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как новая методология научного исследования. 1.5.Интеллектуальные информационные системы. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Методы решения плохо формализованных задач в условиях неопределенности. 1.6.Информация и познание. Познание и творчество как информационные процессы. Креативные информационные системы в науке и культуре. |
2 | ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА | 2.1.Технические средства информатизации |
Средства
обработки данных: ПЭВМ. Рабочие станции,
устройства ввода/вывода информации, вычислительные
комплексы и системы, сети ЭВМ.
Средства телекоммуникации: технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио- и видеосистемы, телематические системы. |
2.2. Программные средства информатизации |
Системные
программные средства: операционные
системы и среды, системы и языки программирования,
языки пользователя, системы пользовательского
интерфейса, сервисные оболочки.
Средства реализации универсальных (базовых) информационных технологий: текстовые и графические редакторы, процессоры электронных таблиц, СУБД. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Программные средства реализации проблемно-ориентированных информационных технологий: издательские системы, средства автоматизации расчетов, САПР, ГАП, АСНИ, средства решения информационно-аналитических задач и задач организационного управления. | ||
2.3.
Средства
информационного обеспечения |
Информационные
языки и форматы представления
данных и знаний, словари, классификаторы,
тезаурусы.
Средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. | ||
2.4. Информаци–онные технологии |
Универсальные
(базовые) информационные
технологии: интеграции и коллективного
использования разнородных информационных
ресурсов, их «электронизация». Технологии
обработки текстов, видео- и аудиоинформации,
мультимедиа-технологии.
Проблемно-ориентированные технологии: обучения, диагностики, управления, проектирования, моделирования. | ||
3 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА |
3.1.
Информационные ресурсы. Методы формирования
и оценки качества информационных ресурсов,
их структура и топология. Национальные
и региональные ресурсы. Информационные
ресурсы как фактор социально-экономического
и культурного развития общества, основанного
на знаниях.
3.2. Информационный потенциал общества. Информационная технология. Методы активизации информационных ресурсов. Информационная инфраструктура и информационная среда общества. Информационная культура. 3.3. Информационное общество. Закономерности и проблемы становления и развития информационного общества. Основные черты информационного общества. Информатизация как глобальный процесс. Её влияние на социальные структуры общества. Проблема информационной безопасности. 3.4. Человек в информационном обществе. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности. |
Рис.
3. Современные представления
о предметной области
образовательной
информатики
2. По объектному признаку [1]. Эта структуризация информатики (рис. 4) наиболее практична в организационном отношении (при организации исследований, информатизации объектов). Схема на рис. 4 иллюстрирует логическую связь между основными объектами информатики – информацией, информационными процессами и информационными технологиями, на базе которых создаются информационные системы. Различные направления информатики объединены благодаря представлению информационных технологий в виде признанной триады – аппаратное (hardware), математическое и программное (brain-software), организационно-методическое (orgware) обеспечение.
Цифрами на рис.4 отмечены основные научные дисциплины, формирующие сегодняшние теоретические основы информатики:
1 – статистическая (шенноновская, классическая) теория (передачи) информации, философские аспекты, качественная теория информации, когнитология, криптография;
2 –
теория информационных
3 – теоретические основы вычислительной техники и вычислительных сетей – теория связи;
4 – теория моделирования, теория языков программирования, теория алгоритмов, инженерия знаний, искусственный интеллект, многоагентные системы, базы данных, распознавание образов, теория роботов;
5 – теория синтеза организационных структур, методы управления разработками и программами.
Перечень этих дисциплин, естественно, будет пополняться и изменяться. Почти все дисциплины, за редким исключением, переживают этап формирования.
Наиболее характерным в этом отношении является направление искусственного интеллекта, в рамках которого, по мнению Американской ассоциации искусственного интеллекта, выделяются четыре основных:
Одним из интересных направлений развития информатики является речевая информатика (общение компьютера и человека на естественном языке). Область приложения компьютерных речевых технологий огромна. Это системы речевого управления станками, роботами, транспортными средствами, системы устного перевода, справочные системы, системы речевого доступа к базам данных и знаний, системы речевого общения в Интернете, и т. д.
В последние годы информатика в России – объект пристального внимания государства. Так, в перечень критических технологий РФ на период до 2010 года, одобренный правительственной комиссией по научно-инновационной политике входят следующие:
6. Распознавание образов и анализ изображений.
Очевидно, что все они напрямую связаны с уровнем развития теоретической информатики и требуют его постоянного углубления.
Из рис.
4 видно также соотношение
3.
Структурно-функциональный
срез информатики. Подход к информатике
как естественной науке (типа физики, биологии)
позволяет четко выделить суть (ядро) теоретической
информатики и соотнести ее с математикой.
Для иллюстрации этого возьмем за основу
типичную структурно – функциональную
схему раздела естественной науки (рис.
5 а [5]) и «примерим» ее к разделу информатики,
например, «Базы данных» (БД) (рис. 5 б). Аналогичным
образом можно поступить и с другими разработанными
разделами информатики.
Рис. 5. Упрощенная структура раздела естественной науки (а)
и раздела информатики (б)
Из анализа рисунков можно сделать следующие выводы.
А) В
этом разделе информатики
Информация о работе Информатика как наука и как вид практической деятельности