Информация и информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:49, лекция

Описание работы

Учебный курс «Информатика» имеет целью изложить студентам методы работы с информацией в современном обществе. Но первое, что нужно выяснить, это сам смысл понятия «информация». Предварительно следует сказать, что основное содержание нашего курса будет посвящено главным образом лишь одному специфическому виду информации – социальной информации, но замысел университетского образования состоит в получении широкого взгляда на вещи, который позволяет профессионально решать задачи не только своей узкой профессии, но и задачи, предлагаемые окружающим миром в целом.

Работа содержит 1 файл

lecture01.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

Но здесь в последнее время ситуация меняется. Прогресс вычислительной техники глубоко затронул работу классических библиотек. Их компьютеризация, а в особенности включение в глобальные информационные сети, привело к конвергенции библиотечной работы и информационной деятельности. Ведущие библиотеки, особенно на Западе, совмещают в себе на равных правах функции библиотечного обслуживания по книжным фондам и функции информационного обслуживания по всему спектру источников данных. Появление «сетевых публикаций» (книг и целых коллекций книг, которые можно прочитать через Интернет) а также «электронных книг» (текстов, опубликованных не на бумаге, а на машиночитаемых носителях) свидетельствует о происходящем стирании граней, существовавших между классической информатикой и классическим библиотековедением. Даже такое их отличие как ориентация информатики на деловые тексты, а библиотечного дела – на бытовые потребности чтения последнее время перестаёт быть актуальным, поскольку бытовые потребности теперь удовлетворяются всё чаще методами «высокой информатики». Более того зачастую именно бытовые потребности стимулируют прогресс в технологиях доставки информации до пользователя, поскольку именно массовая реализация информационных услуг позволяет привлечь в развитие техники значительные средства.

 

7. Документальная информатика

Общим признаком складывающейся интегральной дисциплины, за которой должно сохранится наименование «информатика», является работа с информационными источниками на основе смыслового содержания данных, на основе того смысла, который придаётся данным в источнике при восприятии его человеком. Иногда это обстоятельство выражают утверждением, что предметом информатики является семантическая информация, вкладывая в это определение представление об информации, выраженной на естественном языке и имеющей смысл, доступный для логического восприятия. Однако очевидным образом в классический объект информатики (ещё со времён Поля Отле) входят не только письменные тексты на некотором языке, но и изобразительные материалы. Непременным свойством процессов, изучаемых информатикой, является их осмысленное восприятие человеком. Теперь мы можем сделать краткий вывод:

Информатика – это теория и практика технического обеспечения доступа человека (и человеческих коллективов) к смыслу, заключённому в циркулирующих в обществе документах.

В современном словоупотреблении за термином «информатика» закрепился также и другой смысл. Им обозначают теорию компьютерной техники на том основании, что компьютер является по своей сути устройством преобразования информации (в виде формы заложенных в компьютер текстов) и выступает как самое мощное, эффективное средство управления информацией. Именно этой «информатике» учат по преимуществу в школе, да и в большинстве гуманитарных вузов. Нам следует разделить эти два разных понимания термина, не претендуя на отрицание ни того, ни другого. В отличие от «компьютерной информатики», которая совсем не рассматривает ни смысловой стороны информации, ни её общественных функций, предмет нашего курса можно называть «семантической информатикой», «социальной информатикой», или точнее – «документальной информатикой», поскольку в центре внимания при социальном использовании информации лежит работа с документами, содержащими информацию.

Таким образом информатика (и в том, и в другом понимании) – это рассмотрение только части проблем информации как философского понятия. Общая наука об информации в целом вряд ли возможна, аналогично тому, как не существует общей науки о веществе, об энергии. Наиболее общая наука о веществе – физика фактически распадается на ветви, представители которых с трудом понимают друг друга, не говоря уж о том, что химия (тоже наука о веществе) и вовсе выведена за рамки физики. Некоторые ученые, тем не менее, неоднократно провозглашали создание общего «информациеведения» под различными наименованиями, но соответствующие труды носят пока только умозрительный характер и не вписываются в систему современных научных знаний.

 



[1] О влиянии книгопечатания на человеческое общество можно составить представление по классической работе: Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. – Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – 496 с.


Информация о работе Информация и информатика