Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:49, лекция
Учебный курс «Информатика» имеет целью изложить студентам методы работы с информацией в современном обществе. Но первое, что нужно выяснить, это сам смысл понятия «информация». Предварительно следует сказать, что основное содержание нашего курса будет посвящено главным образом лишь одному специфическому виду информации – социальной информации, но замысел университетского образования состоит в получении широкого взгляда на вещи, который позволяет профессионально решать задачи не только своей узкой профессии, но и задачи, предлагаемые окружающим миром в целом.
Указанный «недостаток» речи был преодолён с изобретением письменности. Здесь важно то, что появилась возможность зафиксировать речь на твердом веществе, которое может быть сохранено достаточно долго и перенесено в пространстве достаточно далеко. Тем самым появилась возможность информационного взаимодействия (воздействия) не только с непосредственным окружением человека, но и с отдалёнными в пространстве и времени членами сообщества. Потребность сохранять важные для коллектива речевые произведения, которые формируют у членов коллектива надлежащие представления и модели поведения, эта потребность была удовлетворена появившейся возможностью хранить эти речевые произведения в виде твёрдых документов неограниченно долго. С этого момента началась деятельность по собиранию, сохранению, поиску документов, поиску информации, нужной именно в данное время и в данном месте, в документах, созданных в другое время, в другом месте и по другому поводу. Именно тут мы видим начало той информационной работы, которой и занимается наука «информатика». Однако эта деятельность и эта наука сформировались не 5 тысяч лет тому назад, когда появились первые письменные документы, а гораздо позже. Науке информатике от роду всего лишь лет 100, а о начале самостоятельной информационной деятельности можно говорить с появлением первых специализированных информационных органов – библиотек – примерно 2,5 тысячи лет назад. Развитие библиотечное дело получило лишь с XV в. нашей эры.
Для появления информационной науки нужно было, чтобы человеческое общество претерпело ещё одну информационную революцию – развитие книгопечатания (XV – XVI века). В результате революции письменные документы стали производиться в индустриальных масштабах, и появилась настоятельная необходимость систематизировать этот поток информации, особенно в связи с работой библиотек – хранилищ документов. С этой задачей на первых порах справлялись новые дисциплины – книговедение, библиография и библиотековедение. В начале, книги создавались исключительно с явно выраженной нормативной функцией: чтобы оказать нормативное влияние на общество. Поэтому они потреблялись по преимуществу в ходе организационной и нормативной деятельности, в частности – в деятельности по духовному и информационному образованию личности. Их пользователями (читателями) были преимущественно общественные руководители – светские и духовные – и учители (учёные). Потребности этих читателей удовлетворялись библиотеками, и в течение трёх-четырёх веков деятельность библиотек была ориентирована именно на таких потребителей. Библиотековедение и было той отраслью знания, в которой накапливался, анализировался и обобщался опыт доведения объективной информации до профессиональных пользователей. Широкие слои человечества были неграмотными и поэтому не нуждались ни в книгах, ни в библиотеках. Лишь к концу XIX века распространение грамотности в развитых странах дошло до такой степени, что рядовых читателей в библиотеках стало значительно больше, чем учёных, администраторов и священнослужителей. Потребовалась специализация библиотечных фондов и разделение библиотек на массовые и профессиональные (специальные). В массовых библиотеках книги потребляются без видимой цели создания определённых форм в сознании читателя. С потребительской точки зрения массовый читатель удовлетворяет свою досужую информационную потребность, не связанную с настоятельными потребностями общества. Однако исподволь и массовые книжные фонды через чтение массовым читателем способствуют формированию у народных масс определённого массового сознания и определённых форм типичного поведения[1]. Изучение этой стороны информационного феномена входит, по-видимому, в объект изучения литературоведения, но не информатики.
Информатика впервые зародилась в недрах библиотековедения, когда проявилась необходимость рационализировать деятельность профессиональных (специальных) библиотек в условиях начинавшегося информационного взрыва. Огромные достижения в науке и технике сопровождались быстрым ростом количества выходящей в мире научно-технической литературы и расширением круга её читателей. Первым шагом в организационном оформлении информатики было создание в 1895 году Международного института библиографии, ставшего позднее главной профессиональной организацией специалистов по информатике под названием Международная федерация по информации и документации (ФИД). Создателем этого института бельгийским учёным Полем Отле (Paul Otlet) и были очерчены контуры будущей науки, которую он назвал «документацией» (documentation). На Западе и сейчас в соответствии с нашим термином «информатика» применяют слова «докьюментэйшн» или «докюмантасьон», относя к понятию «informatique» сугубо вычислительные процессы. Для П. Отле «документация» была средством ввести в оборот все письменные источники человеческих знаний. Довольно скоро она стала приобретать расширенное значение новой интеллектуальной дисциплины, включавшей новые технологии информационного взаимодействия. «Документация» стала включать не только вопросы организации (систематизации) документов, но также извлечение и упорядочение информации, которую документы содержат. Согласно П. Отле документационная деятельность включает следующие процессы информации:
- создание документов, в которых регистрируются и публикуются новые открытия, идеи, результаты экспериментов и другие значимые формы отражения действительности;
- сбор этих документов в библиотеках и музеях;
- анализ документов для краткого, но исчерпывающего описания их содержания;
- «систематическое перераспределение», т. е. сортировка информации, при которой схожие сведения из разных документов сводятся в специализированные тематические хранилища на основе глобальной классификации знания;
- синтез обобщающих документов, в которых все оригинальное каждой исходной работы сводится в общую объективную картину научного знания.
Эти этапы информационной работы составляют основное содержание информатики и в настоящем, но с развитием и модификацией задач, определяемыми новыми достижениями науки и техники в последнее время.
Таким образом, мы приходим к определению информатики как теории и практики накопления, обработки, систематизации, поиска и предоставления документов, содержащих объективную (главным образом научную, техническую, коммерческую) информацию для делового использования.
Соотношение форм информации и изучающих её наук можно показать следующей таблицей, систематизированной по этапам становления жизни и развития человеческого общества. В таблицы видно, что информатика возникает как определённая специализация «информационных» наук, вызванная появлением нового современного носителя информации в обществе.
Этап развития | Вид информации | Носитель | Изучающая наука |
Неживая природа, материя в целом | Физическая, механическая | Не выделен | Физика (химия, механика, …) |
Жизнь, все формы, включая простейшие | Генетическая | Механизмы наследственности | Генетика |
Одушевлённые организмы, животные | Биологическая: ощущения, представления о мире, организация поведения | Нервная система | Нейрофизиология, Этология (наука о поведении животных) |
Высшие животные, человек | Психическая | Психика | Психология, логика, философия |
Человеческое общество, племя | Речевая | Язык, фольклор | Языковедение |
Государственные образования | Письменность | Различные виды письменного материала | Языковедение, литературоведение |
Индустриальное общество | Печать | Книга | Книговедение, библиотековедение, документалистика |
Постиндустриальное общество, научно-технический прогресс | Научно-техническая информация | Информационные системы | Информатика |
Окончательное формирование этой отрасли знания произошло с началом новой информационной революции, которая продолжается и в настоящее время. Теперь на смену печатного слова приходят электронные каналы передачи информационных взаимодействий. Они позволяют иметь прямо на своём рабочем столе одномоментный доступ не к одной книге, а практически к неограниченному хранилищу информации, с которым можно вступать в диалог и пополнять своими материалами. Совпадение этих событий провоцирует представление об информатике как о чём-то крепко связанным с вычислительной техникой. Хотя эта ассоциация в своей основе и ложная, тем не менее быстрый прогресс технических средств обработки данных, происходивший в это время оказал глубокое влияние на содержание информатики.
Само наименование «информатика» по-видимому впервые образовалось во французском языке как гибрид слов information и automatique – «информация» и «автоматика». В такой форме оно удачно вписалось в ряд дисциплин, основным содержанием которых является использование технических достижений: техника, кибернетика, бионика, электроника и др., а наименования которых имеют сходное окончание «‑ика».
Первые электронные вычислительные машины появились в самой середине прошлого века. И на протяжении 50-х и 60-х годов параллельно с возникновением вычислительной техники происходил подъём исследований по «документации», исходивших из общественной потребности упорядочить обмен информацией внутри научной сферы деятельности. В тот же период стало популярным понятие информации, которое ввёл в активный научный оборот Норберт Винер в качестве фундаментального понятия новой науки – кибернетики. В результате этих взаимодействий и произошла кристаллизация информатики. Внешними факторами, обусловившими эту кристаллизацию, являлись:
- быстрый рост научной литературы;
- трудность её тематического отбора в связи с рассеянием по источникам и ограниченностью поисковых средств;
- процессы специализации и интеграции наук, размывающие традиционные границы дисциплин и возводящие новые трудно проходимые границы в центральных областях казалось бы устоявшихся отраслей знания.
По мере исследований и практических разработок представления о способах решения задачи информационного поиска претерпевали существенные изменения. Первоначально надежды возлагались исключительно на новые технические средства. Довольно скоро пришло понимание необходимости изучения способов смыслового анализа и синтеза документов и моделирования их на вычислительных машинах. Эти вопросы стали центральным в теоретической информатике. Но парадоксальным образом грандиозные успехи информационных технологий затормозили внедрение передовых теоретических наработок в практику. Оказалось гораздо дешевле и проще грубо увеличивать быстродействие и объёмы памяти информационных систем, чем стараться смоделировать на компьютерах интеллектуальные процессы приёма и передачи смысловой информации. Ситуация изменилась только в последнее время, когда появилась необходимость обрабатывать информационные ресурсы Интернета. В глобальной сети появились такие объёмы данных и в таком разнообразии свойств, что без интеллектуального анализа их никакое быстродействие не может решить задачи поиска необходимых сведений с достаточной эффективностью.
Если первоначально в рамках информатики рассматривалась преимущественно научно-техническая литература, то в 70-е годы прошлого века её сфера расширилась. Системы научно-технической информации стали встраиваться в автоматизированные системы управления отраслями производства. При этом выяснилось, что методы информатики применимы также и к сугубо деловой документации, и что чисто научных данных недостаточно для хозяйственного управления. Параллельно с разработкой компьютерных систем поиска научно-технических документов стали создаваться аналогичные системы в областях экономической, политической статистической и другой информации делового характера. Появились системы, которые стали уходить от работы с готовыми документами и переходить к предоставлению пользователям не документа, а напрямую сведений, которые может запрашивать пользователь – это так называемые фактографические системы. Кроме автоматизированных систем поиска документов в определённой области знания стали появляться проблемно ориентированные системы, например – система поиска информации по частной проблеме распознавания лиц на изображениях.
В сравнении с библиотечным делом, из недр которого выросла информатика, информационная деятельность отличается рядом тенденций при сохранении общего генетического родства. Во-первых, информатика ориентируется на автоматическую электронную обработку данных, а для библиотеки основным материалом остаются книжные издания. Во-вторых, информатика стремится охватить все источники сведений, а не только изданную литературу. В третьих, основная цель информатики – проникнуть вглубь документа и выявить в нем положительное содержание, а не просто выдать документ на основе формального соответствия запросу по наименованию. В четвёртых, в рамках информатики активно развивается деятельность по созданию новых документов, обобщающих поток разнородных сведений из имеющихся вне системы источников. Далее информатика более ориентируется на обслуживание корпоративных пользователей, а библиотеки – на индивидуальных. Информатика стремится предоставить сведения на рабочее место пользователя, а библиотеки зовут читателя в свои читальные залы и хранилища. Эти и некоторые другие противопоставления можно свести в следующую таблицу.
| Информационная деятельность | Библиотечное дело |
Носитель информации | Автоматизированные системы | Традиционная книга |
Источник информации | Все доступные источники | Опубликованные издания |
Обработка документов | Раскрытие содержания | Идентификационное описание |
Временной акцент | Новые документы | Ретроспективный фонд |
Создание вторичных документов | Входит в число основных задач | Не характерно |
Предоставляемые данные | Вторичный (обработанный) документ | Оригинал |
Преимущественный пользователь | Корпоративный | Индивидуальный |
Информационные потребности | Деловые (научные, технические, коммерческие) | Бытовые (обучение, отдых, развлечение) |
Доставка информации | На рабочее место пользователя | В свой читальный зал |