Информационные технологии в статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Фундаментом и необходимым условием развития системы электронной обработки статистической информации является модернизация технической базы, которая во многом определяется научно-техническим прогрессом в области производства и применения средств вычислительной техники.
Поэтому становится актуальным исследование роли информационных технологий в статистике. В связи с этим целью работы явился анализ автоматизированного рабочего места статистика.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть роль информационных технологий в статистике; рассмотреть особенности автоматизированного рабочего места статистика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАТИСТИКЕ 5
1.1. Необходимость модернизации органов государственной статистики 9
1.2. Электронная обработка статистических данных 11
1.3. Современные методы и средства электронной обработки статистической информации на основе баз данных 13
1.4. АРМ экономиста-статистика 18
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 22
2.1. Основные свойства и функциональная структура КАБСД 22
2.2. Информационные и диагностические средства КАБСД 28
2.3. АРМ статистика 33
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ
СТАТИСТИКЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АРМ СТАТИСТИКА.docx

— 83.00 Кб (Скачать)

     Территориальные органы государственной статистики и структурные подразделения  Росстата централизованно оснащаются аппаратно-программным обеспечением, необходимым для сбора, обработки, хранения  информации, формирования и размещения статистической информации на официальных сайтах, а также  для распространения  статистической информации в виде публикаций. Централизованные поставки включают автоматизированные рабочие места, мощные серверы для  хранения статистической информации, современные издательские системы, множительную и оргтехнику, программное  обеспечение.

     Федеральная служба государственной статистики финансируется за счет федерального бюджета. Годовой объем финансирования составляет около 11,5 млрд рублей. Из этой суммы примерно 0,5 млрд, т.е. около 3%, выделяется на модернизацию ИТ-системы. Это позволит в течение пяти лет  обновить аппаратно-программное обеспечение системы и выйти на следующий уровень технологического развития. Внедрение новых информационных технологий - это непрерывный процесс.

     Главная задача Федеральной службы государственной  статистики – сбор, обработка и  предоставление разнообразной, объективной  и полной статистической информации.

     На  сегодняшний день большая часть  данных сдается респондентами, конечно, на бумажных носителях. Каждый респондент знает, по каким формам отчетности он должен отчитаться, эти формы размещены  на сайте и доводятся до него непосредственно. Кроме того, он имеет указания по заполнению. После заполнения формы  респондент сдает ее в городские  и районные органы статистики, где  осуществляется массовый ввод этой информации. Затем данные по каналам связи  поступают на областной уровень. Это сегодняшняя технология.

     Если  электронная форма отчетности размещена  в открытом доступе, то она должна содержать исчерпывающий перечень обязательных и предупредительных  контролей и на внесение туда каких-либо изменений должно быть наложено табу. Качественно изготовленный инструмент должен своевременно размещаться на официальном сайте Росстата и  действовать определенный период времени. Тогда респондент будет чувствовать  себя  комфортно.

     На  федеральном уровне в Росстате работает 650 человек, а на регионально-городском  –  более 22 тыс. С развитием интернета  была поставлена задача организовать ввод информации непосредственно в  районах и городах. Эта задача была выполнена примерно за 5 лет, и  с того момента городские, районные органы статистики стали частью информационной системы. Теперь информация в электронном  виде передается с городского на областной, а с областного на федеральный  уровень. В дальнейшем к этой цепочке  должны подключиться и респонденты.

     Электронный документооборот, передача информации – это хорошо отработанная технология. Она совершенствуется по мере того, как развивается интернет - становится более скоростным и доступным.

     Правительством  РФ издано постановление от 26 мая 2010 г. № 367, которым предусмотрено до 1 января 2011 г. ввести в эксплуатацию единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС).

     Существуют  серьезные проблемы межведомственного  взаимодействия, которые не раз отмечало в своих выступлениях руководство  государства. Первая – во всех ведомствах информационные ресурсы хранятся в  базах данных с собственной структурой и форматами данных, настроенные  на ведомственные справочники и  классификаторы. Вторая –  требуется  формирование  единой системы общероссийских классификаторов и нормативно-справочной информации на основе современной программно-технологической  платформы. Должна существовать организационная  структура, координирующая данную работу в рамках государства

     Единая автоматизированная информационная система ЕМИСС планируется как хранилище метаданных и данных значительного числа государственных ведомств, своеобразный интегрированный источник информации, за достоверность которого отвечает каждое ведомство. Для создания ЕМИСС необходимо, чтобы в единую систему данных попадала информация, которая находится в разных базах данных. Кроме того, эта информация должна быть привязана к единым всероссийским классификаторам и справочникам.

     За  аппаратно-программные средства, позволяющие  каждому ведомству загружать  и удалять информацию, в рамках создания ЕМИСС отвечает Федеральное  агентство по информационным технологиям (ФАИТ). Росстат отвечает за единую методологию  и непротиворечивость информации, поступающей  в ЕМИСС.

     До  принятия упомянутого постановления  правительства России Росстат являлся  одним из 49-и ведомств- субъектов  официального  статистического учета, располагающих информационными статистическими ресурсами, формируемыми в рамках Федерального плана статистических работ.

     Упомянутым  постановлением разделены зоны ответственности  координатора ЕМИСС, оператора ЕМИСС  и ведомств. Координатор ЕМИСС (Росстат) отвечает за организационно-методическое обеспечение функционирования системы, оператор ЕМИСС (Росинформтехнологии) отвечает за ее эксплуатацию и функционирование, ведомства должны загружать статистическую информацию в ЕМИСС.

     Загрузка  ведомствами статистической информации в ЕМИСС должна быть выполнена  в этом году. Как ведомство, обязанное  загружать статистическую информацию в ЕМИСС, Росстат выполнил в первом полугодии две третьих от общего объема работ по наполнению ЕМИСС.

     Основной  задачей на сегодня является организация  взаимодействия всех 49-и ведомств с  оператором и координатором ЕМИСС, обеспечивающая наполнение системы. Оператор должен обеспечить технологическую  возможность включения всеми  ведомствами официальной статистической информации в ЕМИСС, предоставив  им на безвозмездной основе необходимые  программно-технические средства. Координатор  должен сформировать реестр показателей  официальной статистики на основе перечней показателей, представляемых всеми  ведомствами, осуществлять мониторинг формирования и актуализации официальной  статистической информации и использования  актуальных версий классификаторов  и справочников.

     Ведомства должны загрузить в ЕМИСС показатели согласно представленным перечням с  использованием программно-технических  средств, предоставленных им оператором, и обеспечить достоверность этой информации. На сегодня включились в работу 40 из 49-ти ведомств. Не проявляют  активности такие крупные ведомства, как Минздравсоцразвития, Минсельхоз России, Минфин России, Минэнерго, Росимущество.

     Основное  отличие создаваемого в рамках ЕМИСС  ресурса fedstat.ru от существующего в  настоящее время портала gks.ru, на котором размещается статистическая информация.

     gks.ru - это официальный сайт Росстата, и на нем должна содержаться  официальная информация о деятельности  органа государственной власти, которая предусмотрена нормативными  документами Президента и правительства  РФ. Кроме того, на этом сайте  размещаются официальные публикации, предусмотренные федеральным планом  статистических работ.

     Что касается fedstat.ru, то это как раз  тот самый ЕМИСС. На этом сайте  содержится информация, предоставленная  не только Росстатом, но и всеми 49-ю  ведомствам. Хотя Росстат является держателем значительной части информации, его доля все равно меньше 50%. Значительная часть  данных принадлежит Минздравсоцразвития, Минфину, Минсельхозу и т.д.

     ЕМИСС должна стать источником официальной  статистической информации для  государственных  информационных систем, в т.ч.  ГАС  «Управление». Программно-технические  средства ЕМИСС должны обеспечивать ее интеграцию с другими государственными информационными системами.

     ГАС «Управление» является информационно-аналитической  системой, предназначенной для решения  задач обеспечения информационно-аналитической  поддержки принятия высшими органами государственной власти решений  в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов. ЕМИСС является интегрированным  источником информации для таких  систем.

     ИТ-потребности  Федеральной службы государственной  статистики в средне- и долгосрочной перспективе.

     Первая  – полномасштабный переход к  сбору информации от предприятий  и организаций в электронном  виде через Интернет. Это позволит сократить сроки сбора отчетности, снять нагрузку с территориальных  органов статистики по вводу и  контролю первичных данных и создаст определенный комфорт самому респонденту в общении со статистикой.

     Вторая  компонента – дальнейшая интеграция  информационных ресурсов  на региональном и федеральном уровне на основе универсального хранилища данных. Здесь надо использовать новые информационные технологии для того, чтобы доступ к хранилищу был максимально удобным, а требования к пользователю – минимальными.

     Третья  компонента – совершенствование  форм представления и способов доступа  к информации для различных групп  пользователей: и студентов, и домохозяек, и научных учреждений, и правительственных  организаций. Хотя статистика суха и  официальна, тем не менее, мы требуем  от разработчиков, чтобы они сделали  наш сайт современным, привлекательным  для пользователей.

     Таким образом, в перспективе необходимо  уйти от бумажных документов, от рутинной работы по вводу и контролю вводимой информации и предоставить комфортный доступ ко всей интересующей пользователя информации, в том числе, с мобильных устройств. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Основа  системы статистических ресурсов страны формируется правительственными ведомствами, деятельность большинства из которых  включает регулярный сбор данных по определенным показателям. Данные также собираются коммерческими организациями в  ходе маркетинговых исследований. Помимо правительства и бизнеса, статистические коллекции формируются исследовательскими коллективами в университетах и  аналитических центрах в ходе целевых обследований и опросов  населения. Ресурсы представляют значительную научную ценность, и сохранение данных всегда считалось ответственностью исследователя. С ростом объемов  данных становилась очевидной потребность  в коллективной структуре, где бы аккумулировались социологические  данные, собранные специалистами  и научными группами и проводилась  работа по их хранению и сохранению, проверке, описанию, переводу в единый формат, удобный для обработки, и  предоставление для вторичного анализа.

     В результате обзора и анализа источников была поставлена и раскрыта цель работы - анализ автоматизированного рабочего места статистика.

     Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи: рассмотрена роль информационных технологий в статистике; рассмотрены особенности автоматизированного рабочего места статистика; проанализировано текущее состояние и перспективы развития информационных технологий в российской статистике. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Информационные технологии в  статистике: Учебник / Под ред. проф. В.П. Божко и проф. А.В. Хорошилова. – М.: Финстатинформ, 2002.

     2. ИТ в органах государственной власти 2010 // CNews: Аналитика: Интернет-издание. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2010/int/gosstat/index.shtml

     3. Базы данных по социально-экономической статистике Российской Федерации с Интернет-доступом / А.В.Богомолова, О.И.Карасев, Р.А.Сеннов, Т.Н.Юдина // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». – Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/16214162/

     4. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. № 367 «О единой межведомственной информационно-статистической системе». – Режим доступа: http://www.government.ru/gov/results/10764/  

Информация о работе Информационные технологии в статистике