Информационные технологии в статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Фундаментом и необходимым условием развития системы электронной обработки статистической информации является модернизация технической базы, которая во многом определяется научно-техническим прогрессом в области производства и применения средств вычислительной техники.
Поэтому становится актуальным исследование роли информационных технологий в статистике. В связи с этим целью работы явился анализ автоматизированного рабочего места статистика.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть роль информационных технологий в статистике; рассмотреть особенности автоматизированного рабочего места статистика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАТИСТИКЕ 5
1.1. Необходимость модернизации органов государственной статистики 9
1.2. Электронная обработка статистических данных 11
1.3. Современные методы и средства электронной обработки статистической информации на основе баз данных 13
1.4. АРМ экономиста-статистика 18
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 22
2.1. Основные свойства и функциональная структура КАБСД 22
2.2. Информационные и диагностические средства КАБСД 28
2.3. АРМ статистика 33
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ
СТАТИСТИКЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АРМ СТАТИСТИКА.docx

— 83.00 Кб (Скачать)

     Обязательными параметрами для организации  поиска являются код рубрики, код  наименования показателя, коды территории и шага. 

      

      

      

        

        
 

        
 
 
 
 
 

        

        
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4. Формирование запроса пользователя 

     Целесообразно выделить следующие группы запросов:

  • по заданным наименованиям (или коду наименования) показателя и значениям кодов каждого из его дополнительных признаков выбирается конкретный динамический ряд показателей;
  • по заданным наименованию (или коду наименования) показателя и значениям кодов некоторых из дополнительных признаков выделяется группа динамических рядов показателей;
  • по заданному наименованию (или коду наименования) показателя выделяется полная совокупность динамических рядов показателей, содержащих все значения дополнительных признаков.

     Указанные виды запросов реализуются по следующей  технологии.

     Введенный запрос подвергается синтаксическому, логическому и семантическому контролю, и в случае отсутствия ошибок в нем интерпретируется во внутреннее представление языка манипулирования данными СУБД, а результаты интерпретации помещаются в специальные системные таблицы, которые в свою очередь используются на этапах поиска, выбора, обработки и предоставления информации.

     При отсутствии значений детализирующих признаков в запросе определяются значения отсутствующих признаков из системных таблиц.

     Результаты  поиска (количество найденных динамических рядов и массив адресных ссылок на них) передаются в рабочую область пользователя

     Пользователю  КАБСД выдается сообщение о количестве найденных динамических рядов и предоставляется возможность уточнения запроса. Если необходимости уточнения запроса нет, то организуется выбор данных в рабочую область пользователя.

     Одновременно  с выбором значений динамических рядов показателей строится временная шкала, согласно которой располагаются значения.

     Далее по кодам наименований показателей  и дополнительных признаков из каталогов выбираются их наименования. Вся выдаваемая информация представляется в рабочей области пользователя в унифицированной форме.

     Выходные  данные представляются как текстовые документы, содержащие таблицы, комментарии и аналитические обзоры к ним, пресс-бюллетени, динамические ряды – в виде унифицированных таблиц, таблиц произвольной структуры и/или графиков, представленных в символьно-графической форме.

     2.3. АРМ статистика

 

     Коммерческие  автоматизированные банки данных, в частности статистические, максимально "дружелюбны" к пользователю, т. е. Настроены на организацию эффективной технологии работы даже непрофессионального пользователя. Однако в ряде случаев пользователь все же испытывает определенные неудобства из-за недостатка в уровне сервиса и степени развития функциональных возможностей АБД. Какие же виды работ пользователя обеспечивают эти банки данных в полной мере, а какие – нет? КАБСД предоставляют средства поддержки двух видов работ пользователя: информационно-справочных и аналитических.

     При выполнении информационно-справочных работ в КАБСД осуществляется поиск информации в базах данных и предоставление их пользователю в том или ином виде (таблица или документ на экране дисплея или на бумажном носителе). Этот вид работ пользователя с базами данных наиболее эффективно реализуется практически любыми коммерческими АБСД; не требуется разработка или использование готовых специальных программных средств, привлечение дополнительных технических средств для реализации задач пользователя.

     При проведении пользователем аналитических  работ, кроме поиска исходных данных, осуществляется и решение определенной экономико-статистической задачи. Можно сказать, что аналитические работы в значительной степени базируются на информационно-справочных, но существенно более развиты за счет привлечения аппарата экономико-математической обработки данных, полученных из КАБСД по запросу пользователя. Аналитические работы могут быть выполнены пользователями не в каждом КАБСД.

     Это может быть вызвано рядом причин: либо КАБСД изначально ориентирован только на информационно-справочные работы, а следовательно, не имеет специального программного обеспечения экономико-математической обработки, либо среди стандартного набора программ нет нужных пользователю средств обработки и отображения информации, потребных для реализации выбранного метода исследования, либо программно-технические средства не обеспечивают нужной формы представления информации и т. д.

     Совершенно  очевидно, что КАБСД для поддержки обоих видов работы пользователя должен иметь набор соответствующих программно-технологических, информационных и лингвистических средств. Сложности же возникают при реализации аналитических работ пользователя, особенно в тех случаях, когда в КАБСД реализовано документальное хранение фактографической информации. Как отмечалось выше, такие КАБСД создаются на базе ИПС. Они позволяют организовывать поиск по широкому кругу признаков, но практически не обеспечивают своими средствами выполнения аналитических работ. Довольно распространенным решением проблемы является компромисс – распределение средств организации поиска и обработки информации в КАБСД между центральной ЭВМ и персональными ЭВМ. ПЭВМ снабжаются программными средствами, позволяющими изменять форму хранения и представления полученных из КАБСД данных, а также обрабатывать их. В этом случае удачно сочетается эффективность и оперативность поиска средствами КАБСД (централизованными) с широкими возможностями обработки статистической информации средствами ПЭВМ (децентрализованными). В целом можно говорить о различной степени сложности как тех, так и других средств

     Простые централизованные средства реализуются в самом КАБСД и обеспечивают формирование запроса на поиск, выдачу найденной информации и простейшие виды ее обработки (арифметическая и логическая обработка динамических рядов, использование пакетов программ математической статистики, генерация унифицированных форм выходных текстовых и табличных документов). Эти средства КАБСД предоставляются всем пользователям.

     Сложные централизованные средства КАБСД обеспечивают, помимо указанных выше возможностей, построение экономико-математических моделей, применение средств символьной графики для отображения информации и т.д. Эти средства КАБСД предоставляются обычно пользователям-профессионалам в области статистики, ведущим исследовательскую работу с применением средств моделирования экономических процессов и явлений.

     Вне КАБСД, т. е. средствами АРМ пользователя, подключенных к КАБСД, реализуются простые децентрализованные средства КАБСД. Они позволяют значительно сократить стоимость и трудоемкость работ за счет автоматизации построения и предварительного анализа запросов, подсоединения к КАБСД, а также простейшей обработки полученной информации.

     В АРМ реализуются и сложные  децентрализованные средства КАБСД, которые предусматривают организацию различного вида представления (в том числе и графического) и экономико-математической обработки полеченной из КАБСД информации. Эти средства являются технологически гибкими и настраиваются на конкретные пользовательские задачи.

     АРМ пользователя представляет собой одну из составных частей децентрализованных средств организации поиска и обработки информации и создается с целью обеспечить: расширение функциональных возможностей КАБСД и повышение уровня сервисного обслуживания пользователей за счет совершенствования организации доступа к нему пользователей и обеспечения обработки и анализа распространяемой информации; повышение конкурентоспособности КАБСД на международном информационном рынке; получение дополнительной прибыли от продажи средств АРМ пользователям.

     Одна  из причин, обусловивших необходимость  расширения функциональных возможностей КАБСД, – представление в ИПС информации, хранящейся в документальных базах данных в виде документов. В этом случае идеология КАБСД практически исключает возможность экономико-математической обработки полученных по запросам пользователей документов штатными средствами ИПС, что делает необходимой разработку децентрализованных средств поиска и обработки данных. Очевидно, что пользователи, ведущие лишь информационно-справочные работы, могут обойтись без АРМ.

     Однако  и для них должны быть предусмотрены  средства, упрощающие технологический  процесс подсоединения к КАБСД, формирования запроса на поиск, организации хранения в персональной базе данных (ПБД) в документальной форме и представления полученной информации.

     Основные  средства АРМ пользователя КАБСД  существенно отличаются по своим  функциональным возможностям от средств  существующих отечественных статистических АРМ тем в первую очередь, что позволяют пользователю обращаться за данными к КАБСД как к основному источнику информации. Предусматривается функционирование АРМ пользователя КАБСД в трех основных режимах:

  1. подготовительном (досеансовом);
  2. непосредственного взаимодействия (сеанса) с КАБСД;
  3. послесеансовой обработки (постобработки) информации.

     Средства  АРМ в подготовительном режиме должны выполнять следующие основные функции: предоставление пользователю информации о составе и структуре баз данных КАБСД, организация формирования запроса к КАБСД и предварительная проверка его корректности.

     Работая в режиме непосредственного взаимодействия с КАБСД, средства АРМ должны обеспечить: автоматизированное подсоединение пользователя к КАБСД и выбранной БД, корректировку и уточнение запросов пользователя, сбор статистики использования КАБСД и автоматизированное отсоединение от КАБСД в конце сеанса.

     Средства  АРМ пользователя в режиме послесеансовой обработки информации обеспечивают загрузку и ведение персональных БД (ПБД) пользователя, архива, изменение формы хранения информации (документальная, фактографическая), текстовое и табличное редактирование документов и статистических данных, применение экономико-математических методов.

     Кроме того, пользователь должен иметь возможность  хранить и модифицировать директории АРМ, под которыми понимается справочная информация, используемая для навигации по БД и определения логического местоположения данных и их совокупностей в БД.

     Отдельным функциям, выполняемым АРМ в указанных режимах, соответствуют основные функциональные подсистемы, каждая из которых реализуется в виде совокупности взаимосвязанных программных средств АРМ.

     Функционально АРМ пользователя включает следующие  подсистемы: реализация запросов, предоставление и обработка информации, обеспечение  технологического процесса, ведение  диалога, обучение.

 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ  СТАТИСТИКЕ

 

     Российская  статистика – это огромная трехуровневая  система. На районном уровне осуществляется прием от респондентов статистической отчетности, ввод, контроль  и передача ее по каналам связи на областной  уровень. На областном уровне осуществляется обработка статистической отчетности и передача информации на федеральный  уровень для последующей обработки. Таким образом, информационная система Росстата включает автоматизированные рабочие места специалистов районного уровня, соединенные каналами связи с областным уровнем, 82 ЛВС территориальных органов Росстата, соединенных скоростными каналами с ГМЦ Росстата и с центральным аппаратом Росстата и локальные вычислительные сети ГМЦ Росстата и центрального аппарата Росстата. Общее число автоматизированных рабочих мест сотрудников Росстата превышает 23 тысячи.

Информация о работе Информационные технологии в статистике