Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:01, реферат
Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Классификация средств ИКТ
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Дистанционные технологии обучения
Понятие мультимедиа
Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов
Информационные технологии в образовании
Понятие информационных и коммуникационных технологий
Процессы информатизации
современного общества и тесно связанные
с ними процессы информатизации всех
форм образовательной деятельности
характеризуются процессами совершенствования
и массового распространения
современных информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ). Подобные технологии
активно применяются для
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством
ИКТ для информационной среды
любой системы образования
В современных
системах образования широкое
С появлением компьютерных
сетей и других, аналогичных им
средств ИКТ образование
В сети доступны
и другие распространенные средства
ИКТ, к числу которых относятся
электронная почта, списки рассылки,
группы новостей, чат. Разработаны специальные
программы для общения в
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения
эффективного поиска информации в телекоммуникационных
сетях существуют автоматизированные
поисковые средства, цель которых
– собирать данные об информационных
ресурсах глобальной компьютерной сети
и предоставлять пользователям
услугу быстрого поиска. С помощью
поисковых систем можно искать документы
всемирной паутины, мультимедийные
файлы и программное
С помощью сетевых
средств ИКТ становится возможным
широкий доступ к учебно-методической
и научной информации, организация
оперативной консультационной помощи,
моделирование научно-
Существует несколько
основных классов информационных и
телекоммуникационных технологий, значимых
с точки зрения систем открытого
и дистанционного образования. Одними
из таких технологий являются видеозаписи
и телевидение. Видеопленки и
соответствующие средства ИКТ позволяют
огромному числу студентов
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией,
позволяющей хранить и
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В частности, чаще
всего одним из преимуществ обучения
с использованием средств ИКТ
называют индивидуализацию обучения.
Однако, наряду с преимуществами здесь
есть и крупные недостатки, связанные
с тотальной индивидуализацией.
Индивидуализация свертывает и так
дефицитное в учебном процессе живое
диалогическое общение
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование
информационных ресурсов, опубликованных
в сети Интернет, часто приводит
к отрицательным последствиям. Чаще
всего при использовании таких
средств ИКТ срабатывает
Дистанционные технологии обучения
Дистанционное
обучение в виде заочного обучения
зародилось в начале 20-го столетия.
Сегодня заочно можно получить высшее
образование, изучить иностранный
язык, подготовиться к поступлению
в вуз и т.д. Однако в связи
с плохо налаженным взаимодействием
между преподавателями и
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: