Информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:01, реферат

Описание работы

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Классификация средств ИКТ
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Дистанционные технологии обучения
Понятие мультимедиа
Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии в образовании.docx

— 139.35 Кб (Скачать)

Информационные  технологии в образовании

  • Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Средства ИКТ, применяемые в образовании
  • Классификация средств ИКТ
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
  • Дистанционные технологии обучения
  • Понятие мультимедиа
  • Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
  • Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов
 

 

Понятие информационных и  коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные  с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования  и массового распространения  современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в  современных системах открытого  и дистанционного образования. Современный  преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей  профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства  ИКТ, применяемые  в образовании

Основным средством  ИКТ для информационной среды  любой системы образования является персональный компьютер, возможности  которого определяются установленным  на нем программным обеспечением. Основными категориями программных  средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием  и взаимодействие пользователя персонального  компьютера с программами. В эту  категорию также включают служебные  или сервисные программы. К прикладным программам относят программное  обеспечение, которое является инструментарием  информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных  системах образования широкое распространение  получили универсальные офисные  прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные  таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и  т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело  новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки  земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам  данных, хранилищам файлов, и т.д.). В  самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся  электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные  программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после  установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также  звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей  с программой, запущенной на локальном  компьютере.

С появлением новых  алгоритмов сжатия данных доступное  для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало  развиваться относительно новое  средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через  Интернет можно проводить аудио  и видеоконференции.

Для обеспечения  эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых  – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям  услугу быстрого поиска. С помощью  поисковых систем можно искать документы  всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых  средств ИКТ становится возможным  широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация  оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской  деятельности, проведение виртуальных  учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько  основных классов информационных и  телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого  и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи  и телевидение. Видеопленки и  соответствующие средства ИКТ позволяют  огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских  курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как  одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни  людей: практически в каждой семье  есть хотя бы один телевизор. Обучающие  телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким  примером дистанционного обучения. Благодаря  телевидению, появляется возможность  транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные  издания, как распространяемые в  компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание  материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к  индивидуальному пользованию, предоставляют  возможности для самообучения и  самопроверки полученных знаний. В  отличие от традиционной книги, образовательные  электронные издания позволяют  подавать материал в динамичной графической  форме.

Классификация средств ИКТ по области методического  назначения:

Дидактические задачи, решаемые с  помощью ИКТ

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Негативные  последствия воздействия  средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и  к ряду негативных последствий, в  числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического  характера и спектр факторов негативного  влияния средств ИКТ на физиологическое  состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ  называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь  есть и крупные недостатки, связанные  с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так  дефицитное в учебном процессе живое  диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между  собой - и предлагает им суррогат общения  в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных  форм образования. В течение всего  срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается  выключенным, обездвиженным в течение  многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без  развитой практики диалогического общения, как показывают психологические  исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что  называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия  самостоятельного мышления. Если пойти  по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим  саму возможность формирования творческого  мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких  средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые  проекты, рефераты, доклады и решения  задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.  

Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный  язык, подготовиться к поступлению  в вуз и т.д. Однако в связи  с плохо налаженным взаимодействием  между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной  деятельностью студентов-заочников  в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно  получить при очном обучении.  

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении  дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие  информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • видеопленки;
  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
  • кабельное телевидение;
  • голосовая почта;
  • двусторонние видеотелеконференции;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Информация о работе Информационные технологии в образовании