Информационные технологии в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Дать определения следующим понятиям:
- система;
- система управления;
- экономическая информационная система;
- автоматизированная информационная система;
- автоматизированная информационная технология.

Работа содержит 1 файл

контр.раб..docx

— 133.87 Кб (Скачать)

Задание №1

      Дать  определения следующим понятиям:

- система;

- система  управления;

- экономическая  информационная система;

- автоматизированная  информационная система;

-  автоматизированная  информационная технология.

     Система - под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

     Информационная  система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

     Автоматизированная  информационная система (АИС) – совокупность информации, экономико – математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

     Автоматизированная  информационная технология – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализаций операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам. 

     Задание №2

     Рассмотреть классификацию автоматизированных информационных систем, автоматизированных информационных технологий, технологическое  обеспечение АИТ и АИС, основополагающие принципы создания АИС. Перечислить  информационные технологии, используемые в деятельности руководителя  в подразделении предприятия (учреждения) в котором Вы работаете.

     Автоматизированные  информационные системы (АИС) разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.

     Так как классификация систем по сфере  функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления АИС подразделяются на:

     АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

     АИС управления организационно – технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

     Для АИС организационного управления объектом служат производственно – хозяйственные, социально – экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

    • Банковские АИС;
    • АИС фондового рынка;
    • Финансовые АИС;
    • Страховые АИС;
    • Налоговые АИС;
    • АИС таможенной службы;
    • Статистические АИС;
    • АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

       АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.

     Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовки и повышении квалификации работников разных отраслей.

     В соответствии с третьим признаком  классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

     Отраслевые  АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

     Территориальные АИС предназначены для управления административно – территориальными районами.  Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

     Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов. Государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

     АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу  реализации в АИС, степени охвата АИТ задач управления, классам  реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

     По  способу реализации АИТ в АИС  выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработке данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

     По  степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формировании регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений , которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям поизводственно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений.

     Электронный офис предусматривает наличие интегрированных  пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и  информационные технологии, которые  обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области.

     Автоматизированные  информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизации  труда специалистов-аналитиков. Эти  работники кроме аналитических  методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации  вынуждены использовать накопленный  и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

     По  классам реализуемых  технологических  операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.

     По  типу пользовательского  интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличии от пакетной диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать  с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

     Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам  связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.

     В настоящее время наблюдается  тенденция к объединению различных  типов  информационных технологий в  единый компьютерно-технологический  комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

     Технологическое обеспечение АИТ  состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

     Технологическое обеспечение АИТ, как правило, по составу однородно для различных  систем, что позволяет реализовать  принцип совместимости систем в  процессе их функционирования. Обязательными  элементами обеспечения АИТ являются информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, правовое, организационное и эргономическое.

     Первоначально сформулированные академиком В.М. Глушковым  научно-методические положения и  практические рекомендации по проектированию автоматизированных систем в настоящее  время сложились как основополагающие принципы создания АИС: системности, развития, совместимости, стандартизации и унификации, эффективности.

     Принцип системности является важнейшим при создании, функционировании и развитии АИС. Он позволяет подойти к исследуемому объекту как единому целому; выявить на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить  направления производственно-хозяйственной деятельности системы и реализуемые ею конкретные функции. Системный подход предполагает проведение двухаспектного анализа, получившего название макро - и микроподходов.

     Принцип развития заключается в том, что АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений. Предусматривается, что автоматизированная система должна наращивать свои вычислительные мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы данных.

     Принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия АИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования. Реализация принципа совместимости позволяет обеспечить нормальное функционирование экономических объектов, повысить эффективность управления народным хозяйством и его звеньями.

     Принцип стандартизации и  унификации заключается  в необходимости  применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС. Внедрение практику создания и развития АИС этого принципа позволяет сократить временные, трудовые стоимости затраты на создание АИС при максимально возможном использовании накопленного опыта в формировании проектных решений и внедрении автоматизации проектировочных работ.

Информация о работе Информационные технологии в экономике