Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:36, контрольная работа
Работа с информацией требует от современного специалиста, чтобы он свободно владел информационными технологиями, знал разные методы обработки информации на компьютере, умел правильно поставить задачу и решить ее с эффективным использованием информационных систем.
Под информацией понимают сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях и идеях, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение. Информация – это не просто сведения, а сведения нужные, имеющие значение для лица, обладающего ими. Значит, информация – это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо.
Содержание
Введение 3
1. Понятие информационного процесса 4
2. Понятие информационной системы 6
3. Поколения информационных систем 9
4. Классификация информационных систем 10
5. Автоматизированные информационные системы 14
Заключение 21
Список литературы 22
Роль информационных процессов в жизни общества неуклонно возрастает. Сегодня информация превратилась в стратегический ресурс человечества, единственный из всех ресурсов, который при потреблении не убывает, а возрастает. Информатизация постепенно становится стержнем, основой и технологическим фундаментом цивилизации. Существующие сегодня многочисленные и разнообразные ИС можно классифицировать по разным признакам: по назначению, по используемой технической базе, по структуре аппаратных средств, по режиму работы и по характеру взаимодействия с пользователями.
По назначению (по выполняемым функциям) ИС можно разделить на информационно-управляющие, информационно-поисковые, системы поддержки принятия решений, обработки данных и информационно-справочные системы.
Информационно-
САУ
работают без участия человека, а
АСУ можно назвать человеко-
В качестве подсистемы в АСУ часто входят экспертные системы. Такие системы основаны на моделях знаний из определенных предметных областей. Экспертная система заключает в себе знания высококвалифицированного специалиста в определенной области и используется для консультаций и помощи в принятии сложных решений, например при выдаче рекомендаций по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Информационно-поисковые системы (ИПС) – это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных, как правило, на значительные расстояния. Характерными свойствами ИПС являются большой объем хранимых данных и их постоянная обновляемость. Примером такой системы может служить ИПС библиотеки. Поисковые серверы Интернета являются ИПС сетевых ресурсов.
Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.
Системы обработки данных – класс информационных систем, основной функцией которых являются обработка и архивация больших объемов данных.
К информационно-справочным системам относятся автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией7.
Различают следующие технические базы для ИС: на базе одного компьютера, на базе локальной или глобальной компьютерной сети.
Простейшая ИС работает на базе одного компьютера: персонального компьютера, мини-ЭВМ, большой ЭВМ. Вся информация и программное обеспечение сосредоточены в памяти этой машины. Такой режим работы называется монопольным. ИС на базе локальной сети обычно обслуживает фирму или предприятие. В такой системе информация может передаваться между пользователями по локальной сети, при этом разные блоки данных могут храниться на разных компьютерах.
Все известные службы Интернета можно рассматривать как ИС на базе глобальной компьютерной сети. Наиболее масштабной ИС на базе Интернета является гипертекстовая система WWW. К этому классу относятся также корпоративные ИС, объединяющие между собой ИС, функционирующие на базе локальных сетей.
Эта классификация ИС подразделяет их на однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сосредоточенные системы, сети ЭВМ и системы с удаленным доступом).
Однопроцессорные ИС строятся на базе одного процессора компьютера, тогда как многопроцессорные системы используют ресурсы нескольких процессоров.
Многомашинные системы представляют собой вычислительные комплексы. В сосредоточенных вычислительных системах весь комплекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы передачи данных.
Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).
Вычислительные сети – это взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов8.
Если рассматривать используемый режим функционирования информационных систем, то можно выделить однопрограммный и мультипрограммный режим вычислительной системы.
По характеру обслуживания пользователей выделяют пакетный режим, а также режим индивидуального и коллективного пользования.
В режиме индивидуального пользования все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя, тогда как в режиме коллективного пользования возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам вычислительной системы. Коллективное пользование в режиме запрос – ответ предполагает, что система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний.
Пакетная обработка – это обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается. Она может вестись как в однопрограммном, так и в мультипрограммном режиме.
По характеру взаимодействия с пользователями выделяют системы, работающие в диалоговом и интерактивном режимах.
В диалоговом режиме человек взаимодействует с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком. Интерактивный режим – это режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса.
По особенностям функционирования информационной системы во времени выделяют режим реального времени – режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов9.
К автоматизированным информационным системам (АИС) относится упорядоченная совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.
Автоматизированная информационная система (АИС) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника. АИС – система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах достижения поставленной перед информационной системой цели, использующая компьютерную информационную технологию.
В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.
Базой данных (БД) в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные БД (РБД). В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.
Для взаимодействия пользователя с БД используются системы управления баз данных (СУБД) – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.
Среди основных требований, предъявляемых к автоматическим информационным системам, можно выделить следующие:
1. Эффективность автоматической информационной системы – определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов.
2.
Качество функционирования
Среди основных свойств, определяющих качество функционирования автоматической информационной системы, выделяют: адекватность функционирования АИС; наличие технических возможностей АИС к взаимодействию, совершенствованию и развитию; надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций; полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.
3.
Надежность информационной
4.
Безопасность информационной
- защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом – защищенности от несанкционированного использования);
- защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества);
- защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.
По объекту управления различают АИС: банков, финансовых органов, фирм или предприятий, статистики, налоговых органов, органов страхования, таможенных органов и т.д.
По отраслевому признаку выделяют АИС: в промышленности, в строительстве, на транспорте, в торговле и пр.10
В качестве основного классификационного признака АИС целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности – процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системой.
В соответствии с таким классификационным признаком выделяются следующие классы АИС:
автоматизированные системы управления (АСУ);
системы поддержки принятия решения (СППР);
автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);
автоматизированные системы обучения (АСО);
автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС).
Автоматизированная система управления представляет собой автоматизированную информационную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают: