Информационные системы в банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизации планов работ предприятии, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами.

Работа содержит 1 файл

Информационные системы в банковской деятельности.docx

— 42.93 Кб (Скачать)

Выбор банками  тех или иных систем автоматизации  связан с соотношением цена - надежность - производительность. Для крупных  банков фактор цены не имеет решающего  значения. Крупные банки, имеющие  разнородный компьютерный парк, решают проблему собственной сетевой интеграции. Проблема усложняется при необходимости  поддерживать высокоскоростной обмен  данными между филиалами, с клиентами, с другими банками. В этой связи  банкам приходится планировать не только техническое оснащение, но и всю  системную инфраструктуру информационной технологии.

Под инфраструктурой  понимается совокупность, соотношение  и содержательное наполнение отдельных  составляющих процесса автоматизации  банковских технологий.

В инфраструктуре, кроме концептуальных подходов, следует  выделить пять составляющих: информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, системы связи  и коммуникации, системы связи, защиты и надежности.

Состав информационного  обеспечения, его организация определяются, прежде всего, составом задач. К наиболее традиционным задачам, решаемым любым  банком, относится расчетно-кассовая деятельность. Автоматизация только этой деятельности может решить основные проблемы сегодняшнего дня. При таком  подходе банковская технология строится на программном продукте « Операционный день банка » (ОДБ), а внедряемый комплекс задач позволяет сотрудникам  проводить анализ деятельности банка  за любой предшествующий промежуток времени. Однако, даже необходимость  иметь электронные копии банковских платежных документов требует наличия  ряда дополнительных программных продуктов, имеющих традиционное названия «  Касса », «Платежные поручения »  и другие.

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость  обработки больших  объемов данных в  сжатые сроки. При  этом основная тяжесть  падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это  предъявляет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств  передачи данных. Кроме  того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном  режиме для обеспечения  возможностей анализа, прогнозирования, контроля и прочего. Поэтому  базовые средства должны быть в состоянии  поддерживать доступ к большим (и постоянно  возрастающим) объемам  данных без потери производительности.

Базовые средства используются для обеспечения  эксплуатации АБС, для  разработки прикладной части программных  средств. Базовыми являются ОС, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружение, под  их действием функционируют  прикладные программы.

Наличие в спектре базовых  средств сетевых  функций является непременным атрибутом  современных АБС. Сетевые функции  придают системе  свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения  различных программных  платформ (MS

DOS, NetWare, Windows NT, Unix и другие) и, как следствие,  возможность гибкого расширения  и наращивания системы - дополнения  ее новыми рабочими системами,  новыми серверами различных классов.

Основным  свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального  набора.

Перечень  функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части:

-обязательные;

-дополнительные.

К первым следует  отнести те направления деятельности, которые , как правило, имеют место  в любом КБ. Выбор вторых зависит  от спеацилизации банка.

Прикладные  характеристики АБС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также требованиям  интегрированности, конфигурируем  ости, открытости и настраиваем ости системы.

Конфигурируем ость банковской системы означает возможность  приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим  расширением путей введения дополнительных модулей). При этом важно учитывать  такие характеристики системы, как  набор модулей и реализуемых  ими функций, степень автономности модулей, наличия межмодульного  взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка  управляющих сообщений и другое), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие  части, варианты расширения.

Интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости  банка. Такая система адекватно  отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, обеспечивает доступ к данным любого уровня, тем  самым предоставляя возможность  контролировать работу банка с необходимой  степенью детализации.

Открытость  системы предполагает в ней наличие  средств для развития и модификации. Современная методология и инструментальные программные средства даю дают такую  возможность. Они получили название CASE средств, позволяют автоматизировать создание и сопровождение ПО. Настраиваем  ость системы необходима для адаптации  к технологии конкретного банка. Необходимость настройки и обычно возникает при установке ЛВС  в банке, но может быть и следствием технологических изменений в  операциях банка. Тогда настраиваемость  непосредственно граничит с открытостью. Настраиваемость предполагает возможность  процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение  набора процедур при открытии и закрытии операционного дня и прочее.

3. Особенности АВС,  используемых в  российских банках

Автоматизация банковских технологий в нашей стране прошла несколько  этапов своего развития.

Первоначально это были достаточно простые программные  продукты, которые  автоматизировали отдельные  аспекты банковской деятельности на базе традиционных СУБД.

Процесс автоматизации банковских технологий перешел  на новый этап в  конце 80-х начале 90-х  годов. Это напрямую связано с банковской реформой 1989 года, когда  на рынке банковских услуг появились  коммерческие банки (КБ).

С развитием финансового  и фондового рынков сфера деятельности КБ расширялась, возрос и объем перерабатываемой информации.

В новых условиях стал неизбежным переход  к комплексной  автоматизации банковской деятельности.

В силу различия банков по размерам, структуре, используемой методологии, т.е. всех тех параметров, которые, в первую очередь, характеризуют  банк как объект приложения информационных технологий, расширился круг используемых ими АБС.

Выбор банками тех или  иных систем автоматизации  связан, как правило, с соотношением цена - надежность - производительность.

Многим  банкам, имеющим разнородный  компьютерный парк, широкую сеть филиалов и отделений, приходится решать проблему не только собственной  сетевой интеграции, но переходить на планирование всей системной инфраструктуры информационной технологии.

В инфраструктуре следует  выделить пять составляющих:

-информационное  обеспечение;

-техническое  оснащение;

-программные  средства;

-системы  связи и ком

муникации (внутренние и внешние);

-системы  безопасности, защиты и надежности.

Состав информационного  обеспечения, его организация определяются составом поставленных перед банком задач. К традиционным для любого банка задачам относится операционная (расчетно-кассовая) деятельность. Автоматизация  этого участка работы может решить многие проблемы большинства малых  и средних банков на сегодняшний  день. При таком подходе банковская технология строится на программном  продукте «Операционный день банка» (ОДБ). Он включает в себя такие программы, как «Ведение банковских договоров», «Платежные поручения», «Касса», «Ведение неторговых операций», «Ведение переводных операций» и другие.

Для обеспечения  комплексности автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных средств, позволяющих  оценить состояние банка на любой  момент времени, вести скоростной обмен  информацией со своими филиалами  и отделениями, а также с другими  банками, осуществлять разноску сумм по корреспондентским счетам, их обработку  и другие функции. Сюда можно отнести  так называемую систему «Клиент_банк», дающую возможность клиенту банка  осуществлять платежи и проводить  другие операции, минуя операциониста  и не выходя из своего офиса.

Важным традиционным направлением банковской деятельности является кредитование, приносящее, как  правило, до 75% дохода банка. Автоматизация  этой сферы деятельности позволяет  не только вести автоматизированный контроль за прохождением платежей, но и, что наиболее важно, прогнозировать состояние банка как с точки  зрения получения денег, так и  по предстоящем выплатам по привлеченным средствам.

Кроме традиционных направлений в комплексную систему  организации деятельности органично  должно входить решение таких  задач, как автоматизация работы с ценными бумагами, дилинг, биржевые операции, организация межбанковского обмена электронными копиями документов, аналитическая оценка деятельности банка и его клиентов и многие другие.

Решение комплексных  задач автоматизации возможно лишь с привлечением современных программно_аппаратных средств. Поэтому сейчас наметилась тенденция приобретения банками  мощных компьютеров и развитого  ПО. Наряду с этим, банки активно  разрабатывают собственное ПО. Расширяется  использование банками сетевых  технологий.

Сравнительная оценка банковских систем из-за их разнородности  является сложным процессом. Она  включает оценку архитектуры систем, базовых программных средств (от MS DOS до Unix), функциональных возможностей.

Недолгая  история развития отечественных  банковских систем показывает, что  в функциональном плане в целом, они соответствуют развитию банковского  дела в стране. Большинство эксплуатируемых  в настоящее время систем являются DOS_комплексами. Несмотря на недостатки такого рода систем они функционируют  в большинстве банков.

Раскроем  существо этих недостатков.

Прежде всего  недостаточная производительность, невозможность поддержания больших  объемов данных, хотя качество системы  может быть улучшено путем замены сервера сети на более мощный (например TRICORD).

Другим существенным недостатком является невозможность  обеспечения безопасности данных на должном уровне. Эта проблема в  ряде случаев может быть устранена  организационно-техническими методами: установкой источников бесперебойного питания, тщательным соблюдением регламента системных работ, персональным контролем  использования вычислительных средств.

Отрицательным фактором может быть признана также  ограниченность архитектуры средств. Эта проблема возникает, когда для  реализации тех или иных банковских операций необходимо обеспечить взаимодействие нескольких протяженных во времени  процессов. В рамках DOS эта проблема обычно решается выделением под каждый процесс станции локальной сети. Такое решение может иметь  ограничения.

Как правило, недостатки DOS_комплексов проявляются  на этапе перехода банка в класс  выше среднего. DOS_системы покрывают  сегодняшние потребности многих малых и средних банков, являясь  приемлемым компромиссом малой стоимости  и ограниченных возможностей. Эти  системы отражают средний уровень  развития банковской практики в стране.

В качестве ступени, следующей за DOS - комплексами, можно  рассматривать системы, работающие под ОС Windows. Наибольшую эффективность  имеют системы построенные в  архитектуре «клиент_ сервер», в  рамках «Novell Net Ware».

Под сервером при этом понимается логическая процедура, которое обеспечивает обслуживание поступающих к нему запросов. Клиентами  сервера являются процессоры ПЭВМ, посылающие серверу запросы на тот  или иной вид обслуживания. Задачей  клиента является установление связи  с сервером, формирование запроса  конкретного вида на обслуживание, получение результатов и подтверждения  процесса обслуживания.

Связь между  клиентом и сервером в конкретной банковской системе может быть реализована  различными способами: с помощью  локальной или глобальной или  вычислительной сети, путем применения поименованных каналов, совместно  используемой «памяти» системы, установлением  связи между задачами, посредством  стандартных протоколов обмена и  т.д. Примером технологии с архитектурой «клиент - сервер» являются сетевые  базы данных с реализацией стандартного языка запросов SQL.

«Клиент - сервер» включает в себя два типа процессоров: клиентские, исполняемые под управлением DOS (или другой ОС), на рабочей станции, и серверный, в качестве которого может выступать «Btrieve»Record Manager на сетевом сервере. Клиент, процессоры на рабочих станциях, вырабатывают запросы к базе данных, которые поступают в сервер «Net Ware» и обрабатываются в программе «Btrieve». При этом рабочие станции только формируют запрос и получают ответ, а все процессы обработки информации в базе данных осуществляются на сервере в программе «Btrieve».

Информация о работе Информационные системы в банковской деятельности