Информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Работа содержит 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

История развития рынка информационных услуг

С середины 50–х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно–технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60–х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60–х до середины 70–х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70–х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80–х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Справка. До середины 80–х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80–х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного с сектора.

В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США  от темпов роста информационных услуг  в Японии и других странах, что  побудило правительство США принять  ряд мер и скорректировать  государственную политику в сторону  увеличения государственного регулирования  и дополнительного финансирования системы научно–технических коммуникаций

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в  России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов  и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

  • Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации. <…>
  • Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. <…>

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике  и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.

Инфраструктура  информационного рынка – cовокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. <…>

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который мы посчитали возможным  взять за основу, внеся некоторые  изменения и добавления (рис, 1.2).

Выделим пять секторов рынка  информационных продуктов и услуг.

1–й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:

  • биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
  • статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
  • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2–й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
  • научно–техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
  • доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3–й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
  • потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
  • развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4–й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства,состоит из следующих частей:

  • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
  • технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
  • подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

 

Рис. 1.2. Сектора информационного  рынка

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и  развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Ниже  приведены функции информационного бизнеса:

  • управление финансами и ведение учета;
  • управление кадрами;
  • материально–техническое снабжение;
  • организация производства;
  • маркетинговые исследования;
  • лизинговые операции;
  • консультационное обслуживание;
  • страхование имущества и информации;
  • организация службы информационной безопасности;
  • сервисное обслуживание.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ

Развитие рыночных отношений  в информационной деятельности поставило  вопрос о защите информации как объекта  интеллектуальной собственности и  имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

"Об информации, информатизации  и защите информации".

"Об авторском праве  и смежных правах",

"О правовой охране  программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране  топологий интегральных схем".

Рассмотрим основные положения  закона "Об информации, информатизации и защите информации", который  является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов  для успешного развитии информационного  общества. С его помощью удалось  частично решить вопросы правового  регулирования на информационном рынке  ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных  с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

  • Общие положения.
  • Информационные ресурсы.
  • Пользование информационными ресурсами.
  • Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
  • Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и  основные направления государственной  политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление  деятельности государства. Указано, что  государство должно заниматься формированием  и реализацией единой государственной  научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия  для включения России в международный  информационный обмен, предотвращает  бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права  юридических и физических лиц  на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации  информационных ресурсов, правовые положения  по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы  в двух аспектах:

  • как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
  • как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические  основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы  – формы, права и механизма  реализации собственности на накопленные  информационные ресурсы и технологические  достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения. <…>

 


Информация о работе Информационные ресурсы