Информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Работа содержит 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь.Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

Информационные  ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Надо понимать, что документы  и массивы информации, о которых  говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это  знания, подготовленные людьми для  социального использования в  обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы  общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые  их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались  в виде документов, баз данных, баз  знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана  методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а  также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность  информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает  продолжительность переходного  периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы  страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

Информационные ресурсы  являются базой для создания информационных продуктов.

<…>Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный  продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт  может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная  услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как  услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие  намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между  двумя сторонами – предоставляющей  и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования  и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией  по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
  • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
  • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
  • организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);
  • выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Пример 1.3. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части  информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

Информационные услуги возникают  только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при  подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров  существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

<…>Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

  • справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
  • полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
  • числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
  • текстово–числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
  • финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
  • юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов  информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Выпуск информационных изданий  означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.

Информационные издания  подготавливаются практически всеми  видами информационных служб, органов  и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается  на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает  не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью  устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

    • подготовку обзоров в виде рукописей;
    • подготовку переводов текстов.

 

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

  • все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
  • высокой оперативности предоставления услуг;
  • возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к  базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются  специальными организациями, называемыми  вычислительными центрами коллективного  пользования, располагающими мощными  ЭВМ с внешней памятью более  сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа  к базам данных можно классифицировать следующим образом:

  • непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
  • косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
  • услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
  • регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

  • связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
  • и обработка данных в вычислительных центрах;
  • программное обеспечение;
  • разработка информационных систем;
  • разработка информационных технологий.

РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И  УСЛУГ

Назначение рынка

Как и при использовании  традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся  информационные ресурсы, сколько они  стоят, кто ими владеет, кто в  них нуждается, насколько они  доступны.

Ответы на эти вопросы  можно получить, если существует рынок  информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок  характеризуется определенной номенклатурой  продуктов и услуг, условиями  и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают  информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в  себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения  между ними, порядок и условия  продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

  • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
  • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
  • службы телекоммуникации и передачи данных;
  • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
  • коммерческие фирмы;
  • информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. <…>

Информация о работе Информационные ресурсы