Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:53, реферат
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие – это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры.
Введение …………………………………………………………………….
Информационное право как наука ………………………………….7
1.1 Предмет информационного права …………………………………………..8
1.2 Методы информационного права …………………………………………..11
1.3 Понятийный аппарат информационного права …….…………….……….13
Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере ...…..……………………17
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
|
1.1 Предмет информационного |
1.2 Методы информационного права …………………………………………..11 |
1.3 Понятийный аппарат |
|
Заключение ………………………………………………… |
Список использованной литературы ……………………………………… |
Введение
Для России
вхождение в новое, уже третье
тысячелетие – это не только временное
событие. Наша страна, обновляя курс реформ,
преодолевая трудности и
Информатизация
несет с собой, прежде всего, новые
возможности для человека искать,
получать и распространять интересующие
его сведения, повышая тем самым
уровень своей профессиональной
и общей культуры. Таким образом,
подтверждается и укрепляется приоритет
интересов и прав человека, что
составляет первооснову системы
отношений в обществе и является
главным ориентиром государственной
политики. Право человека свободно
искать, получать, передавать и распространять
информацию занимает почетное место
в ряду конституционных прав и
свобод, провозглашенных Конституцией
Российской Федерации. Но реализация этого
права зависит от многих факторов,
среди которых нельзя не назвать
уровень компьютеризации
Задачи создания эффективной системы правовой информации были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 г. по этому поводу был принят Указ Президента Российской Федерации, подготовлена Концепция правовой информации России, принят ряд других правовых актов, в том числе Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.
Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет, как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономики. Тем самым повышается уровень консолидированности и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная.
Трудно переоценить роль информатизации в подъеме науки, культуры и образования. Величайшие открытия науки последнего времени неотделимы от достижений в сфере информатизации, появления более мощных электронно-вычислительных машин, новых технологий обработки и доставки информации. Это относится, в первую очередь, к естественным наукам, таким как: математика, физика, химия, биология. Вместе с тем, информатизация все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие как история, социология и право, также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.
Об информационном
праве юридическая наука
О подъеме
научных разработок по информационному
праву можно говорить лишь в последние
годы. Значительно увеличилось число
авторов и, соответственно, количество
публикаций как по общим, так и
по частным вопросам информационного
права: работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило,
В.А. Копылова, В.Н. Лопатина, Ю.А. Тихомирова,
М.А. Федотова и др. Принципиальное значение
имело создание в Институте государства
и права Российской Академии наук
специализированного
«Информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться:
1. Отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений;
2. Область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права;
3. Учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права.
Хотя эти три разновидности понятия «информационное право» взаимосвязаны, они, тем не менее, существуют раздельно друг от друга. В этом триединстве информационное право как отрасль права выступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Ведь наука «информационное право» возникла именно для того, чтобы изучать соответствующую отрасль права. Известно, что ученые анализируют происхождение информационного права, его суть и назначение, состав и систему, конкретные функции, этапы развития и многие другие вопросы. Рассмотрению данных разновидностей и посвящена данная работа.
Развитие доктрины информационного
права имеет свою историю. Официально
мысль о необходимости
Примером
может служить проблема права на информацию.
Даже в специальных работах по правам
человека этот вопрос далее общего комментария
конституционной нормы в п.4 ст.29 Конституции
не продвинут. В специальной программной
работе коллектива авторов ИГП РАН «Права
человека как фактор стратегии устойчивого
развития», вышедшей в начале 2000 года,
места для специального рассмотрения
проблемы права на информацию не нашлось.
Упоминая о конституционных правах и свободах
(слова, мысли, информации...) автор главы
о политических правах рассматривает
их как «побочные» и напрямую не связанные
с проблемой устойчивого развития. В других
разделах работы право на информацию затрагивается
весьма косвенно.
Хотя несомненным является факт наличия такой отрасли науки как информационное право.
Выделение информационного права из общей системы права связано не только с удовлетворением общественной и государственной задачи или потребности. Процесс формирования информационного права связан также и с наличием у этой отрасли следующих конструкций:
1. самостоятельный предмет правового регулирования;
2. методы информационного права;
3. понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права.
1.1 Предмет информационного права
Определение предмета информационного
права, как и любой другой отрасли,
предполагает выявление определенной
сферы общественных и иных явлений,
институтов и других организационно-
Полагаю неизбежным отметить, что
единого подхода к выявлению
предмета информационного права
среди лиц, занимающихся данной проблематикой,
нет. Одни авторы считают, что информационное
право – это комплексная
Следует отметить, что иной подход
в изучении информационного права
не предполагает отрицания уже разработанных
доктрин, поскольку невозможно спорить,
например, с тем, что информационное
право – это комплексная
Нормы информационного права не
всегда находятся в нормативных
актах, которые с известной степенью
условности можно отнести к так
называемому информационному
Нормы Конституции Российской Федерации,
например, устанавливают базовые
положения информационного
Комплексность информационного права характеризует также еще и то, что его нормы регулируют все складывающиеся на подконтрольной территории отношения по поводу сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации. При современном характере общественных отношений данное положение имеет практическое значение. Осуществляя деятельность по информации (сбор, хранение …) в различных сферах жизнедеятельности, физические и юридические лица обязаны соблюдать нормы информационного права. Несоблюдение их приведет к информационному хаосу, что, несомненно, негативно может сказаться, например, на коммерческой деятельности какой-либо фирмы и повлиять на ее финансовое положение на рынке.
Следует отметить, что в юридической
литературе при определении предмета
отрасли права зачастую отождествляются
понятия «предмет правового регулирования»
и «объект правового