Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:50, реферат
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны,
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.
Информационное право как наука……………………………………………………....……6
1.1 предмет информационного права…………………………………………………………..7
1.2 Методы информационного права…………………………………………………………..9
1.3 Понятийный аппарат информационного права…………………………………………..10
2. Информационное право, как учебная дисциплина………………………………………...14
3. Информационное право как система правового регулирования общественных
отношений в информационной сфере………………………………………………………19
Вывод…………………………………………………………………………………………...29
Использованная литература……………………
На основе федерального компонента многие юридические вузы давно уже ввели учебную дисциплину "правовая информатика" в качестве регионального компонента. Эта дисциплина, непосредственно связанная с информатикой, уже ближе по своему смыслу юристам и студенты на занятиях более успешно усваивают практические навыки работы с вычислительной техникой при обработке правовой информации. В Уральской государственной юридической академии ежегодно проводятся студенческие олимпиады по знаниям справочных правовых систем "Гарант" и "Консультант Плюс", победители которых показывают отличные навыки освоения названных компьютерных систем и решают сложные правовые задачи с их помощью.
На старших курсах введена учебная дисциплина "компьютерные технологии в юридической деятельности", которая уточняется по своему названию в зависимости от того, какую специализацию выбирает будущий юрист: судебную, следственную, таможенную или управленческую. Лекции по этой дисциплине не читаются. На практических занятиях в компьютерном классе студенты выпускных курсов не только знакомятся с организацией информатизации в правоприменительных органах, но и осваивают особенности поиска, обработки и использования компьютерной правовой информации в будущей профессиональной деятельности. Например, студентам даются задания в компьютерном классе составить на по заданной фабуле реального юридического дела процессуальные документы (обвинительное заключение, судебный акт или документы судебных приставов).
Существуют и некоторые проблемы:
В ряду учебных изданий по информационному праву на издательском рынке должны появиться методические пособия в форме "юридического практикума". Учитывая высокую технологичность образовательного процесса многих юридических вузов и близость правовых знаний информационного профиля к своему предмету (практическая информатика), а также к смежным областям информационных знаний, необходима разработка новых методических пособий мультимедийного и тестирующего формата, выпуск электронных учебных изданий, которые воспринимаются обучаемыми с повышенным интересом.
Вторая проблема связана с разработкой и согласованием единой программы учебного курса. Эта проблема непосредственно связана с научным обеспечением названного курса. Многие вузы и образовательные организации выбирают учебную тематику произвольно, в зависимости от того, кто руководит курсом.
Третья и самая главная проблема организации учебного процесса в вузах, как представляется, связана с подготовкой преподавателей для ведения учебных занятий. Особенно характерна она для вузов, где отсутствуют кафедры информационного права и отсутствуют преподаватели с юридическим базовым образованием. Прежде чем вводить учебный курс в качестве федерального компонента образовательного стандарта (то есть обязательного требования для вузов, проходящих аттестацию Министерства образования и науки РФ), необходимо будет провести анализ организации учебного процесса в большинстве ведущих юридических вузах с целью готовности их к ведению учебной дисциплины "информационное право". Думается, что далеко не все из них в настоящее время готовы к этой работе.
Наконец, еще одной проблемой, тесно связанной с предыдущей, является организация работы, связанной с научным обеспечением организации и ведения учебного курса "информационного права". Проще говоря, решение этой проблемы упирается в отсутствие у нас в стране разветвленной системы научных центров отрасли информационного права. Всем известны правовые научные школы теории государства и права, цивилистики (гражданского права и гражданского процесса), криминалистики и криминологии (уголовного права) и т.д. Однако единственным научным центром и школой информационного права поистине считается сектор "информационного права" Института государства и права Российской академии наук. В настоящее время он успешно и в меру своих сил ведет фундаментальные исследования и решает сложнейшую задачу формирования научных кадров. Сегодня это единственный в стране интегрированный научный центр, в котором родилась и проходит путь становления наука информационного права в классическом ее виде. Здесь же шлифуются проекты создания учебных программ новой отрасли знаний. Одним словом, это признанная научная база всего комплекса информационного права.
Период становления новой учебной дисциплины только начинается. От того, какие будут заложены фундаментальные условия ее формирования, какие будут заложены традиции молодой отрасли права, зависит эффективность будущего ее развития, а вместе с нею и будущее юриспруденции в новом информационном обществе. Хочется выразить надежду, что этот этап успешно завершится в ближайшей перспективе. Не следует забывать, что в настоящее время быстрыми темпами развивается процесс информатизации вширь и вглубь. По его завершении в среднесрочную перспективу востребованность в специалистах по информационному праву экспонентно возрастет. Перед вузами стоит задача к этому времени не только завершить период становления учебного курса в юридических вузах, но и успеть подготовить юристов высокого качества, способных на практике решать правовые проблемы в области обеспечения информационной деятельности в новых условиях применения высоких информационных технологий.
Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
Интернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей, информационных ресурсов и различных информационно-
Нормативное регулирование является одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений и предусматривает два вида норм: социальные и технические. В отношениях с использованием интернет, прежде всего, применяются технические нормы и правила, позволяющие беспрепятственно устанавливать связи между пользователями, обеспечивать доступ и передачу информации. По мере развития Сети и формирования киберсообщества возникла необходимость во внедрении социальных норм, регулирующих отношения между участниками.
Существует мнение о том, что интернет, являясь абсолютно свободной средой общения, не подлежит никакому регулированию, а любые попытки такого регулирования со стороны государств или отдельных организаций часто воспринимаются болезненно, как посягательство на последний оплот свободы. Это заблуждение. Тот факт, что в определенных ситуациях право как важнейший регулятор общественных отношений не дает желаемого результата, еще не говорит о полном отсутствии или невозможности регулирования.
В настоящее время деятельность общества и институтов государства осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая интернет. Вместе с тем, во всем мире происходит замена парадигм: от решения задач развития процессов информатизации (внедрения ИКТ) мир переходит к решению задачи построения информационного общества. Работает глобальный закон: количество переходит в качество. Нам необходимо осознать, где мы находимся в этом процессе.
Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, состоявшаяся 10-12 декабря 2003г. в Женеве, определила приоритеты и вектор развития законодательства в данной сфере в контексте глобальных процессов становления информационного общества. План действий, принятый на Всемирной встрече, предусматривает, что к 2005 году все страны должны разработать всеобъемлющие, перспективные и устойчивые национальные электронные стратегии. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать органам государственного управления. Частный сектор и гражданское общество, в диалоге с органами государственного управления, должны сыграть важную консультативную роль в формировании национальных электронных стратегий.
Еще до Всемирной встречи после событий 11 сентября 2001 года США начали разработку, а в 2003 году приняли Национальную стратегию обеспечения безопасности киберпространства, в которой в качестве стратегических целей указаны: предупреждение кибернападений на критические инфраструктуры США; уменьшение национальных уязвимостей к кибернападениям; минимизация ущерба и времени восстановления после кибернападений, если таковые произошли.
Для решения этих задач выявляются угрозы и уязвимости, определяется роль государства в обеспечении безопасности киберпространства, включая функции нового Министерства национальной (внутренней) безопасности (DHS), устанавливаются пять важнейших приоритетов для безопасности киберпространства и каждый приоритет конкретизируется основными мероприятиями и инициативами. При этом Федеральное правительство четко осознает, что не может в одиночку решить все задачи и призывает к партнерству частный сектор и всех граждан страны.
В странах Европы подобные стратегии пока не разработаны, но принята Европейская Конвенция по борьбе с киберпреступностью и определены основные направления развития технологий.
Так, например, во Франции среди таких направлений называются: создание электронного правительства ("административный интернет"), демократизация доступа к праву, включающая информатизацию судов и доступ к правовой информации.
Одним из элементов благоприятной среды для формирования и существования информационного общества в документах Всемирной встречи названо верховенство права.
Правовое регулирование отношений при осуществлении деятельности с использованием интернета представляет собой глобальную комплексную проблему, требующую согласованных на межгосударственном уровне решений. В связи с этим трудно переоценить сам факт встречи на высшем уровне и вектор действий, который она наметила.
Большую роль в подготовке этой встречи и принятии итоговых документов сыграла ЮНЕСКО, которая в течение нескольких лет предложила на обсуждение и приняла ряд важнейших международных актов:
Хартию о сохранении цифрового наследия,
Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству,
Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами,
Рекомендация о доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств.
В России стратегическим документом, максимально связанным с проблематикой применения информационных и телекоммуникационных технологий, включая интернет, является только Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которую, безусловно, нельзя рассматривать в качестве национальной электронной стратегии. Реализуемая в настоящее время ФЦП "Электронная Россия" также указанную стратегию не формирует, хотя и предусматривает из года в год финансирование разработок проектов федеральных законов и иных нормативных актов.
Тем не менее, документы, принятые на Всемирной встрече, указанные документы ЮНЕСКО вместе с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации определяют стратегию деятельности общества и государства в информационной сфере, а Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренные на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (Решение № 5.4 от 27 ноября 2001 г.), конкретизируют эти задачи в среднесрочной перспективе. Из числа первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в течение 2002 - 2003 гг. приняты новая редакция Федерального закона "О связи", Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "Об электронной цифровой подписи" и "О коммерческой тайне", внесены изменения в статью 146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав", в Федеральные законы "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов", "О рекламе". Приняты кодифицированные нормативные правовые акты, отдельные положения которых составляют нормативную базу обеспечения информационной безопасности, в том числе: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья).
Наряду с этим, остались невыполненными большинство мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в области обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемые в информационной сфере, в области информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, в области защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, в области функционирования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Анализ практики правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности позволяет констатировать, что формирование правовой базы осуществляется недостаточно интенсивно, бессистемно, без должного анализа практики правоприменения и учета рекомендаций международных организаций, членом которых является Россия.
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям, в том числе: