Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как регулятор общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны,

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.
Информационное право как наука……………………………………………………....……6
1.1 предмет информационного права…………………………………………………………..7
1.2 Методы информационного права…………………………………………………………..9
1.3 Понятийный аппарат информационного права…………………………………………..10
2. Информационное право, как учебная дисциплина………………………………………...14
3. Информационное право как система правового регулирования общественных
отношений в информационной сфере………………………………………………………19
Вывод…………………………………………………………………………………………...29
Использованная литература……………………

Работа содержит 1 файл

Информационное право как наука.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в юридической литературе при определении предмета отрасли права зачастую отождествляются понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового регулирования». Не характеризуя методологические особенности этих дефиниций по существу, отмечу лишь то, что в информационном праве данные категории рознятся и имеют различные содержательные стороны. В качестве объекта правового регулирования информационного права выступает информация особого рода – документированная информация, т. е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание и смысловая направленность информации не рассматривается в качестве объекта, поскольку это прерогатива предметаправового регулирования. Высокую степень актуальности имеет в настоящее время именно документированная информация (документ). Документы при формировании единого информационного пространства органов федерального, регионального и местного уровней циркулируют довольно активно (в последнее время – больше в электронном формате). Огромное значение в целях сокращения траты времени имеет обмен информацией (документами) в предпринимательской (коммерческой) деятельности. Для перечисления всех форм деятельности, связанных с обменом информацией, не хватит времени и сил. Постоянно увеличивающееся внедрение в работу различных органов автоматизированных информационных систем ведет к формированию возможности несанкционированного доступа к банкам данных. В этом случае документированная информация как объект регулирования информационного права является весьма уязвимым местом в базе данных и нуждается в дополнительных механизмах защиты. Механизмы защиты документированной информации, т. е. различные перспективные информационные технологии, специальные технические средства, охраняют информацию именно как объект правового регулирования информационного права.

Существует такое мнение, что информационное право – это не столько отрасль права как составляющая системы права вообще, сколько совокупность определенных правил поведения, по которым должны «играть» участники информационного обмена. Данное положение не отрицает наличия у информационного права определенной структуры (норм и институтов), источников. Напротив, у любого явления жизни есть конкретная структура, логически объективные предпосылки возникновения, что в полной мере относится и к информационному праву. 

1.2 Методы информационного права

Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируется общественно-политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором. Многие авторы учебников и учебных пособий делят методы на общие, присущие многим юридическим наукам, и частные, которые используются в конкретной отрасли права.

Предполагается справедливым мнение о том, что все методы подразделяются на две группы: методы изучения (или познания) информационного права и методы непосредственно правового регулирования информационного права. Обе указанные группы в свою очередь можно условно разграничить на общие и частные.

Методы изучения информационного права предполагают наличие субъективного фактора: для каждой теоретически разработанной доктрины важно, каким именно образом или способом изучаются отдельные положения информационного права, основные его институты, проблемы и явления. К общим методам в этой группе следует отнести исторический, сравнительный методы, метод всесторонности, познания, восхождения от абстрактного к конкретному. Особо следует выделить метод абстрагирования. К частным методам изучения информационного права необходимо отнести метод системного подхода и анализа практики, так как именно они позволяют рассматривать информационное право как совокупность основополагающих принципов политического устройства государства.

Методы правового регулирования информационного права также можно условно разделить на общие и частные. Поскольку деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействуют с другими отраслями права, то к общим методам правового регулирования можно отнести такие как метод равноправия сторон, власти и подчинения, самоуправления, а также методы по регулированию деятельности участников информационного обмена (диспозитивный, императивный). Частные методы данной группы включают в себя «делегирующий, рекомендательный и санкционирующий» методы. 

1.3 Понятийный аппарат информационного права

Информационное право как некая технологическая взаимообусловленность правовых норм и как формирующаяся отрасль основывается на понятийном аппарате, присущем только данной отрасли права. Иными словами, любая отрасль российского права как устоявшийся механизм правового регулирования конкретных общественных отношений обладает словесно-понятийным инструментарием. Данный тезис, на мой взгляд, можно отнести и к информационному праву.

В настоящее время во многих учебниках и учебных пособиях по информационному праву отмечается необходимость «выработки единых понятий и для науки, и для нормативной практики». Полагаю, что для решения данной проблемы необходимо разграничить сущность информации на две категории:

1.     информация как документ (как материальный объект). В этом смысле все дефиниции, связанные так или иначе с этой категорией, не являются в прямом значении чисто юридическими. Такие понятия, как «документированная информация», «документ», «электронный документ», «информационный обмен» и другие, связаны в большей степени с управленческой работой и практическими навыками по делопроизводству. Указанные термины требуют определения их понятий и приведения к единому знаменателю, так как в разных учебниках они трактуются по-разному;

2.     информация как сведения о чем-либо (как нематериальный объект). Здесь весьма важное значение приобретает социо-психологическая составляющая информации. В связи с этим следует отметить, что информация представляет собой социальный инструмент,не сравнимый ни с каким-либо другим материальным инструментом. Это объясняется тем, что люди ощущают на себе воздействие материального инструмента или механизма и могут предугадать это воздействие в отличие от информации, когда последствия ее воздействия предугадать маловероятно, а ощутить физическое ее воздействие вообще невозможно. В этой категории сущности информации стоит, на мой взгляд, рассматривать и определять значение понятий «информационных войн», «информационного терроризма», «информационной атаки», «информационной безопасности», «информационного оружия» и так далее. Используя данную категорию и социальную суть информации, как отмечают авторы Иголкин А. А., Росс Г. В. и Фельдман М. Д., СМИ влияют на информационно-психологическую безопасность. Ведь на самом деле, социо-психологические особенности информации, подаваемой через различные СМИ, позволяют формировать или менять определенную точку зрения на те или иные события. При этом информация здесь не оказывает никакого физического воздействия на ее потребителя.

Однако две вышеуказанные категории, имманентные информации, не исчерпывают всю ее суть, а особенно правовые явления, складывающиеся по поводу информации.

Неопределенной дефиницией в литературе выступаетинститут права собственности на информацию. Во многих работах по информационному праву говорится о праве собственности на информацию. Я согласен с ним. Однако некоторые авторы считают иначе: «Считаю, что такой подход является ошибочным с учетом тех категорий информации, которые были обозначены выше. Полагаю, что информация не может находиться в чьей-либо собственности, поскольку она как нечто социально неопределенное не принадлежит никому. Информация является лишь отражением объективной реальности. Это можно сравнить с зеркальным отражением: в зеркале можно увидеть какой-либо предмет, но это не сам предмет, это лишь его изображение. Уберите предмет – и изображение в зеркале исчезнет. (С этой точки зрения, на мой взгляд, можно определять понятие «виртуальной реальности».) В собственности могут находиться лишьинформационные ресурсы, т. е. отдельные документы и отдельные массивы документов, находящиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.)». 

Подводя итог сказанному, отмечу, что наличием указанных в этой работе трех конструкций (предмета, методов и понятийного аппарата) информационного права не исчерпывается необходимость в формировании новой отрасли права. Информационному праву присущи также самостоятельные система (нормы и институты), источники.Но является безусловным, что Информационное право, как наука в России уже начало свой путь становления.

Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. Надо упомянуть, что такой механизм воздействия и влияния информации на общественное сознание довольно успешно в настоящее время используется т. н. PR-компаниями. На основе в том числе и этих социальных институтов возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия.

В период становления информационного общества важное значение приобретает право, как основной регулятор общественных отношений. На мой взгляд,мораль, выступая наряду с правом социальным регулятором отношений, не сможет обеспечить нормальное функционирование и эффективное развитие отношений между людьми в информационной сфере. Данный вывод основывается хотя бы на том, что те же упомянутые вышеPR-компании воздействуют именно на мораль людей, меняя и направляя их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении в нужное русло. Поэтому мораль не может рассматриваться в качестве основного регулятора именно информационныхотношений. В настоящее время необходимо использовать право для формирования «правил игры», по которым будут действовать участники информационного обмена. Действительно неизбежным ответ на вопрос, почему именно сейчас встал вопрос о формировании информационного права, ведь информация как предмет обихода существует, как уже говорилось, давно? Полагаю, что объективной предпосылкой становления информационного права является возникновение различного вида угроз и трудностей в связи с распространением и потреблением информации, которые нужно каким-то образом преодолевать. Поскольку мораль не может взять на себя обязанность и ответственность регулятора информационных отношений по  рассматриваемым выше причинам, таким регулятором должно стать информационное право, «направленное на качественное и эффективное регулирование общественных отношений, возникающих … в сфере деятельности, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации».

2. Информационное право, как учебная дисциплина

В процессе формирования отрасли законодательства отрасль права может одновременно выступать в качестве учебной дисциплины. При этом, когда формирование новой отрасли права как отрасли законодательства только начинается, самостоятельная учебная дисциплина, посвященная правовому регулированию соответствующих отношений, — отсутствует. В лучшем случае, возможно изучение указанных вопросов в рамках других, уже существующих учебных дисциплин. По мере накопления соответствующего нормативного материала, указанным вопросам уделяется все большее внимание, что делает возможным появление соответствующей учебной дисциплины, ориентированной прежде всего на правоприменительную деятельность и в силу этого имеющей прикладной характер.

Появление специальных правовых актов требует ознакомления соответствующих лиц с адресованными им правовыми нормами. Это обуславливает появление различных специальных учебных курсов, ориентированных на лиц, которым на практике приходится иметь дело с соответствующими правовыми актами.

Оформление отрасли права как самостоятельной отрасли законодательства приводит к тому, что появляется возможность перейти от учебных курсов ознакомительной или преимущественно правоприменительной направленности к учебным курсам, рассчитанным на более детальное изучение проблем правового регулирования отношений актами новой отрасли законодательства. Указанный процесс завершается тем, что наряду с учебными курсами узкой направленности появляется учебная дисциплина, ориентированная на комплексное и более подробное изучение проблем правового регулирования конкретной группы общественных отношений.

Окончательное формирование отрасли права в качестве самостоятельной отрасли законодательства и самостоятельной учебной дисциплины дает толчок к формированию двух других ипостасей отраслей права — отрасли права в собственном смысле этого слова и отрасли права как юридической науки.

На данный момент возникла острая необходимость подготовки кадров такого уровня, который бы адекватно соответствовал потребностям практической деятельности, основанной на электронно-технологическом регламенте. В число таких специалистов должны входить и правоведы. Новая информационная парадигма требует от высшей школы поиска реальных путей организации образовательного процесса в юридических вузах и решение проблемы подготовки юристов, которые должны не только владеть практическими навыками работы с вычислительной техникой, но и получать знания в области правового обеспечения информационной деятельности. Этому благоприятствует внешняя обстановка, поскольку момент формирования новых учебных дисциплин информационной тематики в юридических вузах совпал с процессом реформирования системы высшего образования в целом. Процесс этот вызван не только известными Болонскими рекомендациями, но и многими другими экономическими, социальными, демографическими и иными обстоятельствами. Наряду с выдвигаемыми концепциями относительно путей дальнейшего развития высшей школы в целом, идет процесс формирования новых базовых условий образовательной деятельности. В их число входит реформирование образовательного стандарта.

В вузах, начиная с 1998 года начали создаваться кафедры для организации ведения новой дисциплины. Шесть лет назад и в Уральской государственной юридической академии была создана кафедра "информационно-правовых технологий", которая в ноябре 2002 года получила новое наименование - "информационного права и естественнонаучных дисциплин". На кафедре сегодня работают более 20 преподавателей, в том числе 3 доктора физико-математических наук, 6 имеют кандидатскую степень физико-математических наук и других естественнонаучных дисциплин. Кафедрой организовано преподавание следующих учебных дисциплин: информатика и математика (1 курс), концепция современного естествознания (1 курс), правовая информатика (2 курс), информационное право (4 курс), компьютерные технологии в юридической деятельности (4-5 курсы), компьютерные технологии в образовании и науке (магистратура). Таким образом, в нашей академии студенты практически непрерывно включены в процесс получения знаний информационной направленности. Почти все отведенное учебным планом аудиторное время студенты проводят в компьютерных классах. Только информационное право ведется в традиционной форме - лекции и семинарские занятия, по концепции современного естествознания читаются только лекции.

Информация о работе Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как регулятор общественных отношений