Информационное общество и правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:55, доклад

Описание работы

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Работа содержит 1 файл

доклад ИП 1 часть.docx

— 33.95 Кб (Скачать)

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для  принятия решений на всех уровнях  и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными  изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям  общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало  в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция  связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому  качественному и количественному  скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать  знания на материальном носителе, тем  самым отчуждать их от производителя  и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция  (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция  (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного  повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально  ощутимый ресурс, имеющий даже большую  ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается  и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим  образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь  личности, общества, государства. Цивилизация  в целом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа — информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет — (строительного материала» информационного общества.

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые  появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда [3] и знаменитого доклада Б. Клинтона — А. Гора [4]; информационное общество — появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна [5], одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

 

Сегодня термин информационное общество прочно занял  свое место, причем не только в лексиконе  специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве  случаев это понятие ассоциируется  с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих  на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных  его принципов) осуществить новый  эволюционный скачок и достойно войти  в следующий информационный век  уже в качестве информационного  общества или его начального этапа.

Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая обществе иное развитие как «смену стадий*, сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Информационное общество — общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно  перечислить основные особенности  и характеристики:

наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них  информационных ресурсов как запасов  знаний;

массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе  это не общество, а совокупность отдельных его членов;

подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах  и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

возможность каждому практически  мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в  Интернет);

трансформация деятельности средств  массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды  распространения массовой информации — мультимедиа;

отсутствие географических и геополитических  границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества —  Интернет. Сегодня Интернет активно  заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах  и является основным и активным средством  формирования информационного общества.

 

 

 

 

 

 

Следует сказать, что информационное общество отличается прежде всего тем, что информация, информационные технологии и услуги, область знаний и их базовые отрасли — телекоммуникации, компьютерные науки и технологии, телевидение — растут более быстрыми темпами и начинают доминировать в экономике. Информационные технологии становятся базовыми, и уровень их развития в значительной степени определяет уровень развития страны в целом. Характерные черты и признаки информационного общества, которые были сформированы в США, странах Западной Европы, Канаде и ряде развитых стран Азии, должны, естественно, служить ориентиром и для отбора направлений и приоритетов при построении информационного общества в России.

 

Это путь долгий, так как необходимо достичь той  ступени постиндустриального развития, которая требуется для построения информационного общества. Здесь  важным моментом является информированность  населения, которая определяется доступностью и правильной, оптимальной подачей информации. На пути вхождения в информационное общество (по которому мы идем как всегда агрессивно и достаточно неправильно) существуют ориентиры, которые можно сформулировать в виде следующих положений:

 

 

 

В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения государств и стран в такое общество.

«Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут  применять при осуществлении  политики по формированию и развитию информационного общества. Это следующие  положения.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого руководители стран «восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Стремясь к достижению этих  целей, руководители стран «восьмерки»  подтверждают свою приверженность  принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и Экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.

В Хартии выделяется четыре раздела: использование возможностей цифровых технологий; преодоление электронно-цифрового  разрыва; содействие всеобщему участию; дальнейшее развитие.

Использование возможностей цифровых технологий

6. Задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:

проведение экономических и  структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования  нововведений, которые дополнялись  бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению  социально го согласия;

рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ  новых информационных технологий;

разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью  конкурентных рыночных условий и  соответствующих нововведений к  сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

развитие людских ресурсов, способных  отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего  спроса на специалистов в области  ИТ во многих секторах нашей экономики;

активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Информация о работе Информационное общество и правовое регулирование