Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:03, реферат
Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации.
Впервые за всю историю человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Введение
Основные результаты исследования
Становление информационного общества
Заключение
Список используемой литературы
Заключение
Идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности.
Мы
глубоко убеждены, что результативность
этой деятельности возрастет, если энтузиазм
отдельных инициативных педагогов,
библиотекарей будет подкреплен
наличием четких целей и ориентиров,
опорой на научно обоснованные педагогические
и информационные технологии, систему
рациональных методов и средств
информационной подготовки. Одним из
таких средств может служить
предлагаемая в данной книге концепция
формирования информационной культуры
личности и разработанный на ее основе
комплекс учебных программ для различных
категорий обучаемых: учащихся 1—11х
классов общеобразовательной
Впервые в отечественной практике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемых определено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом их психофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашло отражение в разработанной универсальной модели формирования информационной культуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса «Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической, научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности является ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.
К
числу научных направлений, требующих
своей глубокой проработки в целях
обеспечения целостности и
Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методических разработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.
Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что развитие прикладных исследований в области информационной культуры, с нашей точки зрения, должно быть направлено на подготовку комплектов учебнометодических материалов для изучения курса «Основы информационной культуры личности» различными категориями обучаемых. Этот комплект должен включать: учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п., выполнение которых предполагает углубление теоретических знаний, выработку практических умений и навыков по изучаемым темам; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; комплекс тестов, позволяющих диагностировать уровень информационной подготовки обучаемых.
Масштабность этой задачи предполагает объединение усилий теоретиков и практиков, педагогов и библиотекарей, специалистов других областей знания, изучающих феномен информационной культуры
Список используемой литературы
1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 5-10 с.
2. Винарик, Л.С [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева. – М.: Школьная б-ка, 2002. -89 с.
3. Паршукова, Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) [Текст]: Монография / ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2003. — 158-163 с.