Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:03, реферат
Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации.
Впервые за всю историю человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Введение
Основные результаты исследования
Становление информационного общества
Заключение
Список используемой литературы
Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных и многоликих социальных явлений, поэтому она понимается весьма неоднозначно, так как часто выступает в качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.).
Информационная культура соотносится с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.
Таким
образом, основным капиталом XXI века станет
не природно-ресурсный потенциал
страны, даже не финансы, а интеллектуальный
(в том числе научно-
Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование, профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями.
При
информатизации общества основное внимание
уделяется комплексу мер, направленных
на обеспечение полного
В
начале 90-х годов наряду с иными
особенностями этого периода
наступило осознание
В этом плане, в частности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особой грани человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включает такие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новые информационные технологии.
Учитывая, что человечество приступило к созданию информационного общества, в данной статье рассмотрим информационную культуру с учетом формирования данного общества на базе новых информационных технологий и телекоммуникационных средств.
Между
тем подавляющее число
Что же такое информационная культура?
Более общим по отношению к данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономики - в сферах морали, политики, права, идеологии, религии. Вырабатываемые здесь образцы сознания и поведения далее ассимилируются системой хозяйствования и становятся ее частью.
Влияние на систему хозяйствования внешнего культурного окружения, а также ценностей и норм, рождающихся внутри ее самой, приводит к тому, что хозяйствование как бы насыщается культурой, пропитывается ею. Вследствие этого его развитие начинает зависеть от качества воспринятой им культуры. Соотношение этих понятий позволяет показать различные виды и разновидности культуры, понять связь между ними. Наиболее точным понятием культуры, на наш взгляд, представляется такое.
Культура
– исторически определенный уровень
развития общества и человека, выраженный
в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
v конкретных навыках по использованию технических средств (от арифмометра до персонального компьютера и компьютерных сетей);
v способности использовать в своей деятельности современную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
v умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать;
v овладении основами аналитической обработки информации;
v умении работать с различной информацией;
v знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
v использовании правовых актов, обеспечивающих информационные процессы;
v владении основами эргономической и информационной безопасности.
Какие же части различных отраслей науки и техники имеют непосредственное отношение к информационной культуре и каковы в соответствии с этим элементы информационной культуры?
Термин
«информационная культура»
Элементами информационной культуры являются определённые требования и правила, обусловленные принципами и нормами морали, права, техническими нормами и иными обстоятельствами.
Моральные нормы информационной культуры в сфере управления производством играют значительную роль. Будучи более обширными и обстоятельными, чем другие нормы, они применяются к более широкому кругу общественных отношений. Мораль регулирует поведение личности, ее отношение к другим людям. Ее основное назначение – обеспечить социальное поведение человека, предотвратить нарушение им интересов общественного долга.
Юридические (правовые) требования информационной культуры отражены в государственно-правовых нормативных актах (положениях, правилах и постановлениях). Если правовой нормативный акт указывает, что работник должен соблюдать при исполнении служебных обязанностей требования, прописанные определённым нормативным актом, например, по обеспечению информационной безопасности, значит налицо правовое требование.
Эстетическое восприятие является одним из наиболее распространенных типов восприятия действительности, причем его основная особенность состоит в том, что ответ постигается эмоционально в неразрывном единстве его сущности и явления, внутренней и внешней, количественной и качественной стороны. Непосредственным результатом эстетического восприятия, эстетического переживания, в котором в эмоциональной форме выражается эстетическая оценка воспринимаемого объекта.
Эстетическое
восприятие в информационной культуре
определяется подачей меню пользователям,
внешним видом создаваемых
Требования технической эстетики конкретизируются в эстетические требования применительно к среде, в которой осуществляется управление. Требования эстетики распространяются на предметы материального мира, «мира вещей», в окружении и с помощью которых осуществляется управленческий процесс. В данном случае информационная культура выражается в оформлении компьютеризированного рабочего места пользователя, используемого технического его оснащения.
Архитектурные
требования информационной культуры преследуют
цель создания наиболее рациональных
по конструкции и внешней
Психологические
требования информационной культуры имеют
свои особенности, которые нужно
учитывать при общении
В частности, следует учитывать такие психологические факторы, как строгое внутреннее единство указаний, даваемых исполнителям, индивидуальный подход к людям, способность зажигаться новой идеей и пр.
Санитарно-гигиенические требования имеют непосредственное отношение к информационной культуре. Такие эргономические требования, как нормальное освещение и вентиляция, создание оптимальной температурной и влажной среды воздуха в служебных помещениях, правильное расположение техники на рабочем столе, удобная рабочая мебель нужных размеров улучшают физическое самочувствие служащих, положительно сказываются на информационной культуре.
Учет элементов информационной культуры, многообразие деятельности органов хозяйственного управления позволит поднять уровень управления и управленческого труда и упростить процесс управления, улучшить условия труда, сделать более четкой и слаженной работу всего персонала, повысить государственную и трудовую дисциплину.
Основными принципами информационной культуры являются:
1. Комплексный подход к решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросов совершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельно взятой науки.
2. Общее упорядочение информационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированных систем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процесс упорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.
3. Философия определяется взаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.
4. Поиск постоянно повторяющихся характеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявления почтительности, манеры поведения.
5. Правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.
6. Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.
7. Достаточные удобства для многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся с электронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны быть обеспечены с учетом эргономической безопасности.
8.
Обеспечение безопасности и защиты информации
в компьютеризированных системах.
Становление информационного общества
информационное общество культура
Информационное
общество - общество, уровень которого
в решающей степени определяется
количеством и качеством