Информационная экономика и факторы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей информационной экономики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию "информационная экономика", выделить ее основные черты;
рассмотреть факторы развития информационной экономики;
проанализировать проблемы перехода России к информационной экономике.

Содержание

Введение
1. Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики
2. Основные факторы развития информационной экономики
3. Проблемы становления информационной экономики в РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

информационная экономика.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные факторы развития информационной экономики

     Для информационной экономики, где основными производительными факторами выступают человеческий капитал и информационный ресурс, не действует стандартный закон убывающей отдачи при росте масштаба производства и времени применения. Закон убывающей отдачи характерен для обычного физического капитала, простого труда  и природных ресурсов. Т.е. для экстенсивных факторов роста.

      Информационные продукты, наращивая свое качество и масштабы использования, демонстрируют возрастающую доходность в долгосрочном периоде и при росте масштаба производства. Суть этого эффекта состоит в том, что информация или информационный ресурс есть суть знания. И чем значительнее, глубже и качественнее накопленные знания, и, соответственно, качественнее знания и опыт работников, тем и выше отдача от них, выше их производительность труда и стоимость продукции. Причем, процесс этот нелинейный. С ростом знаний и, соответственно, человеческого капитала и информационного ресурса имеет место эффект опережающего роста ВВП и других благ, определяющих качество жизни общества. Поэтому процессы глобализации дают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба и получения сверхприбылей корпорациям, выпускающим конкурентоспособные информационные продукты.

     Информация - это некие знания и сведения, создаваемые и накопленные человечеством и реализуемые на практике через человека, влияющие на существование и развитие человеческого общества. Т. е. информация - это составляющая накопленного и существующего человеческого капитала. В состав информации входят накопленные человечеством научные знания, методы и технологии их освоения и использования, достижения техники, производств, культуры, медицины, политики, спорта. В нее входят и передаваемый из поколения в поколения опыт и навыки (менталитет, традиции) и т.д. Причем, информация становится производительным фактором в том случае, когда заложенные в ней знания и сведения используются на практике. Отсюда следует, что информационный ресурс – это ресурс развития деятельного и образованного общества, базирующегося на использовании современных знаний, опыта и технологий.

   Базой информационного сектора экономики является эффективное и современное образование, причем с упором на изучение основ информатики, информационных систем и компьютерных технологий. 

      Поэтому рядом основоположников современной теории информации и введен термин «информационное образование» наряду с термином «информационное общество», который означает использование образовательных информационных технологий. Этот подход в системе образования позволяет выявить и подготовить способных и талантливых учеников в общеобразовательных школах с последующей их специализацией в фундаментальной науке, прикладной науке, информационных технологиях, инновационных производствах и венчурном бизнесе.

     Фундаментом, обеспечивающим системное функционирование всех секторов экономики и государства в целом, является информационный сектор.

     Национальные информационные системы и экономики развитых стран и стран с догоняющими экономиками включают общенациональную (федеральную) и региональные экономики.                  Соответственно,  информационные экономики и системы этих стран базируются на общенациональной информационной системе, в которую составляющими входят региональные информационные системы.

       В качестве приоритетов развития экономики России Правительство РФ выбрало создание инновационной экономики, развитие информационных технологий и создание венчурного бизнеса.         Это подтверждено в "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", стратегиях, программах и других документах, принятых Правительством РФ.

     Основные документы Правительства РФ, которые отражают федеральные целевые программы следующие:

-  "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу";

-  "ФЦП Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)";

-  "Концепцию правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в РФ ";

-  "Концепцию содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ";

- "Концепцию  развития  рынка информационных технологий в РФ";

- "Концепцию использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти на период до 2010 г.";

- "Концепцию региональной информатизации до 2010 г.";

- создание специализированного инвестиционного фонда.

    В России рынки ИКТ пока неразвиты, а собственных информационных конкурентоспособных технологий она практически не производит. Однако при должном финансировании со стороны государства этой приоритетной для экономики и будущего страны сферы в скором будущем можно ожидать продвижения на пути всеобщей российской компьютеризации. И на пути создания эффективной национальной информационной системы на базе вначале зарубежных технологий, а затем и национальных российских технологий. Определенные условия для этого в стране имеются:

·        достаточно эффективная система образования в сфере прикладной математики, информатики, современных каналов связи, методов передачи и обработки информации и т. д.;

·        научная среда, пока плохо организованная и финансируемая, но достаточно высокого качества (по крайней мере, не ниже уровня Южной Кореи, Сингапура или даже Японии);

·        высокого уровня и качества человеческий капитал в сфере естественных наук;

·        высокий накопленный финансовый потенциал страны.

     Для активизации процессов информатизации в стране необходимы приоритетное государственное финансирование.  Одновременно необходимо создавать прозрачную конкурентную среду в этой сфере, основанную на взаимовыгодном и партнерском стратегическом сотрудничестве государственного и частного секторов, включая население, т. е.  государства, бизнеса и общества.

      Синергетические эффекты и благоприятная для работников интеллектуального труда общая среда привели к концентрации фундаментальных и прикладных научных исследований и, как следствие,  лицензионных операций в  технологически передовых странах с развитыми информационными экономиками: США, Японии и странах Западной Европы (98% всех продаж и свыше 90% всех закупок), а также к повышению роли транснациональных корпораций в этой области, под влиянием которых активизируется внутрифирменный оборот лицензий. Доля последнего оценивается в 60% от общего числа мировых лицензионных операций.

     В целом, процессы глобализации экономики, мощные синергетические эффекты во всех сферах интеллектуальной деятельности закрепляют лидирующее положение в мировой экономике, геополитике, мировых информационных потоках, технологическом и интеллектуальном развитии крупнейших развитых стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы становления  информационной экономики в РФ

     В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему:

на смену самовозрастанию  капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой  ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное  не права собственности, а права  пользования;

возрастание скорости и эффективности  обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет  далеко идущие социально-экономические  последствия;

информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.

    С конца 1980-х годов распространение ИКТ приобрело всеобъемлющий характер, причем скорость их распространения превысила все ожидания. В первой половине 1990-х годов развитые страны, а затем и ряд развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества. Это программы действий государства и общества, основной темой которых является не только построение современной информационной инфраструктуры, но и исследование возможностей использования ИКТ в социальных целях.

    В России после перестройки вплоть до 2000 г., до подписания Окинавской хартии глобального информационного общества, проблематика информационного общества не была популярной ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсах. В России только разворачиваются серьезные дискуссии по поводу того, что такое информационное общество. Появилась насущная необходимость не только осознания глобальных трансформаций, происходящих в связи с распространением ИКТ в российской социально-экономической и политической среде, но и принятия срочных мер, направленных на включение России в глобальное информационное общество.

      Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире.

     Однако существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства по принципу доступа к современным ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается.

    Для России это чревато и внутренними и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится.

   Тем не менее, с середины 1990-х годов в то время, как материальное производство в стране падало, информационное производство росло и продолжает расти. Сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих, заняв пустовавшую на российском рынке нишу. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видеоразвлечений пользуется большим спросом. Производство интеллектуальных продуктов всегда было сильной стороной России, однако слабая прагматическая ориентация населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но здесь помог переход к рынку. Совпадение во времени информационно-коммуникационной революции и переход страны к рыночному развитию оказались благоприятными с точки зрения развития информационного общества.

     По принципу самоорганизации информационное общество в стране быстро развивается.

    Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно, прежде всего потому, что, как и везде, при чисто рыночном развитии за бортом остаются социально уязвимые слои населения (дети, старики, инвалиды), так как рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи. Нужно определить, за что отвечает государство, роль которого в этой сфере - защищать, просвещать и содействовать.

       Роль государства в России велика и потому, и в этом снова особенность России, что ей в наследство досталась специфическая информационная среда, в которой распространяются ИКТ. До начала 1990-х годов качество информационной среды было очень низким, обеспеченность современными технологиями минимальной, их использование нерациональным, течение основных информационных процессов затрудненным или искаженным. В советский период сформировалась особая культура, определявшая информационное поведение граждан, последствия которой отчасти ощутимы до сих пор. Возник ряд явлений, которые можно назвать информационными болезнями общества из-за их отрицательного влияния на социально-экономическое развитие.

      Низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствию интереса к ней. Это выражалось в информационной пассивности граждан; информационное потребление было запланировано ущербным. Этот феномен мы назвали болезнью использования информации.

      Ведомственная закрытость - известная черта советской информационной среды. Тайна как барьер на пути распространения информации всегда была и остается средством обретения власти. Существовавший долгие годы режим секретности породил глубоко укоренившийся страх, а значит, и нежелание делиться информацией. Следствием этого явилась болезнь обмена. Изменение такого менталитета требует времени и целенаправленных усилий.

       Еще один специфически советский социокультурный феномен - эффект складирования и даже тезаврирования информации, превращения ее в “сокровище". Он проявлялся в том, что тратились большие средства на сбор и хранение информации, однако при этом накопленная информация мало использовалась. Это явление можно назвать болезнью хранения информации.

       Вместе с перестройкой началось оздоровление информационной среды: складирование информации стало экономически невыгодным, налаживанию информационного обмена способствует само распространение ИКТ и то, что информация стала товаром.

      Но все это происходит главным образом в коммерческом секторе экономики. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности привело к информационной нетребовательности и безразличию. Отсутствие официально принятой государственной стратегии развития России в нездоровой информационной среде и в условиях формирования глобального информационного общества становится препятствием дальнейшего развития.

Информация о работе Информационная экономика и факторы ее развития