Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:49, контрольная работа
Целью работы является изучение особенностей информационной экономики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию "информационная экономика", выделить ее основные черты;
рассмотреть факторы развития информационной экономики;
проанализировать проблемы перехода России к информационной экономике.
Введение
1. Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики
2. Основные факторы развития информационной экономики
3. Проблемы становления информационной экономики в РФ
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Псковский Государственный Университет
Контрольная работа
Дисциплина: Информационная экономика и развитие организационных форм
Тема: «Информационная экономика и факторы ее развития»
Выполнила студентка
группы № 91602
зачетная книжка №0761022
Руководитель
Псков
2013 г.
Содержание
Введение
1. Эволюция экономических
систем и понятие
2. Основные факторы развития информационной экономики
3. Проблемы становления информационной экономики в РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одной из основных проблем в экономической теории считается исследование вопроса об эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей экономических субъектов.
В настоящее время человеческий
капитал и информационный ресурс
стали основными факторами
С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) можно было бы рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества.
На основании вышеизложенного можно сказать, что объектом нашего исследования является информационная экономика.
Целью работы является изучение особенностей информационной экономики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию "информационная экономика", выделить ее основные черты;
рассмотреть факторы развития информационной экономики;
проанализировать проблемы перехода России к информационной экономике.
Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.
В мировой экономической теории наибольшее распространение получили взгляды на разграничение экономических систем в соответствии с уровнем развития производительных сил. Основатель теории стадий экономического роста американский экономист У. Ростоу выделяет пять видов экономических систем:
1) традиционное общество:
существовало вплоть до XVII в., в
основе лежала ручная техника,
преобладало аграрное
2) переходное общество (XVII
- XVIII вв): развиваются наука, ремесла,
рынок, растет эффективность
3) экономическая система
"сдвига": отличается значительным
ростом капитальных вложений, быстрым
ростом производительности
4) общество экономической
зрелости: быстро растут производство
и его эффективность,
5) общество высокого массового
потребления: производство
Другие ученые выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, У. Ростоу).
Доиндустриальное общество. Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности - земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.
Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации - развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании - переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы. В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX - начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсировано.
В конце XX века индустриальное общество переходит к постиндустриальному.
Термин "постиндустриальное общество" появился в США ещё в 1950-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великого Кризиса 1929-1933 годов.
Переход к новому типу общества - постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.
Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий подпадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80% ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг - 69,4% ВВП, 2004 год), Япония (67,7% ВВП, 2001 год), Канада (70% ВВП, 2004 год), Россия (58% ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена.
Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, "третьей волны", "общества четвёртой формации", "научно-информационного этапа принципа производства"
С социально-экономической
точки зрения, основной тезис, которым
характеризуют развитие информационного
общества - это возникновение экономики
знаний (в 1980-е годы ее называли информационной
экономикой). В условиях дефицита других
ресурсов и благодаря возможностям, открываемым
информационно-
Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.
Информационная экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания.
Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная роль - в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.
Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.
В классической экономической науке капитал понимался в вещественной форме: как совокупность вещей (земля, здания, машины, сырье), способных, посредством приложения труда, увеличивать богатство (создавать доход). Такое определение капитала является правильным для экономики, в которой уровень развития производства, измеряемый потенциальным выпуском, относительно незначителен и основные события которые происходят в производственной сфере. Затем, когда деньги стали играть большую роль в экономике, капитал стали понимать в денежной форме: как совокупность денег, за какие можно приобрести орудия труда и нанять услуги труда.
Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.
Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной стороны, обеспечивает получение временной сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, экономического, социального, политического или культурного потенциала.
Наконец, когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.
Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.
Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само) образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов [15]. В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики. Информационная экономика, решая свою главную задачу - выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства.
Информация о работе Информационная экономика и факторы ее развития