Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Ппо мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и военной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее его информационная безопасность.
Введение
1. Понятие информационной безопасности
2. История процесса развития средств и методов защиты информации
3. Составные компоненты информационной безопасности
4. Источники угроз информационной безопасности России
5.Проблемы, связанные с защитой национальных интересов в области информационной безопасности
6. Методы обеспечения информационной безопасности России
7. Правовые основы и основные документы государственной политики в сфере информационной безопасности России
8. Основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы
- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам относятся:
- критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;
- недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;
- недостаточная экономическая мощь государства;
- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
- недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
5.Проблемы, связанные с защитой национальных интересов в области информационной безопасности
Фактически сегодня уже созданы условия для информационной экспансии со стороны развитых стран и тем самым созданы политические, экономические и предпосылки для установления лидирующего положения США. Таким образом, мировое информационное развитие следует рассматривать как важный геополитический фактор, способный изменить отношения между сложившимися центрами силы, регионами и государствами. И, сегодня, и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные проблемы, непосредственно связанные с защитой национальных интересов. Суть этих проблем в следующем:
- построение системы международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ;
- выработка рациональной государственной политики по отношению к мировым открытым сетям типа Интернет и решение задачи вхождения в них национальных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
- опасность использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия, а также угроза информационного терроризма.
Как отмечают видные исследователи, уже в ближайшей перспективе для России существует реальная опасность скатиться в ряд стран, в которых вывоз капитала за рубеж и отъезд квалифицированной рабочей силы столь велики, что страна может лишиться внутренних источников развития.
Решение этих проблем является важной предпосылкой укрепления национальной безопасности, проведения эффективной внешней политики России, правильно оценивающей реальность информационного доминирования одних стран над другими.
5.Методы обеспечения информационной безопасности России
Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.
Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:
- внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Россия, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ;
- законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности РФ между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
- разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
- уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
- законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
- определение статуса организаций, предоставляющих
услуги глобальных информационно-
- создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
- создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;
- усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
- разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
- создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
- выявление технических устройств и
программ, представляющих опасность для
нормального функционирования информационно-
- сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
- совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
- контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ;
- формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
- разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;
- совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
7.Правовые основы и основные документы государственной политики в сфере информационной безопасности России
Основы государственной политики информационной безопасности РФ исходят из положений Конституции РФ о правах российских граждан и зафиксированы в законах РФ: «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О международном обмене информацией». Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю. А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами, они заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ. В 1996 г. создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Проблемам безопасности в информационной сфере посвящены Концепция национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г. и Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная президентом РФ В.В.Путиным 9 сентября 2000 г.
8.Основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации закреплены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод гражданина в области получения информации и ее использования, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая - это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая интересов России в информационной сфере включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.
Защищенность национальных интересов в информационной сфере от внешних и внутренних угроз характеризует информационную безопасность Российской Федерации.
В Доктрине отмечается, что за последние
годы государством реализован комплекс
мер по совершенствованию обеспечения
информационной безопасности России.
Начато формирование базы правового обеспечения
информационной безопасности. Приняты
Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской
Федерации об Архивном фонде Российской
Федерации и архивах, федеральные законы «Об
информации, информатизации и защите информации» и
ряд других законов, развернута работа
по созданию механизмов их реализации.
Осуществлены мероприятия по обеспечению
информационной безопасности в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Российской
Федерации, на предприятиях, в учреждениях
и организациях независимо от формы собственности.
Развернуты работы по созданию защищенной
информационно-
Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти данных о физических лицах. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Отставание отечественных информационных
технологий вынуждает федеральные органы
государственной власти при создании
информационных систем идти по пути закупок
импортной техники и привлечения иностранных
фирм, из-за чего повышается вероятность
несанкционированного доступа к обрабатываемой
информации и возрастает зависимость
России от иностранных производителей
компьютерной и телекоммуникационной
техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных
информационных технологий в сферы деятельности
личности, общества и государства, а также
с широким применением открытых информационно-