Информационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Особенностью современного периода – является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Информационные ресурсы являются собственностью, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить.
Целями защиты информации являются:

Содержание

Введение 2
Глава 1. Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности 4
Глава 2. Информатизация общества и проблема информационной безопасности 13
Глава 3. Основные цели и объекты информационной безопасности личности. Источники угроз информационной безопасности. Основные задачи обеспечения информационной безопасности личности 17
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

kursovaya_informatsionnaya_bezopasnost.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

Источниками угроз информационной безопасности личности также могут  выступать другая личность, программные  и технические средства, группа лиц, общественная группа или даже государство, интернет, СМИ.

Необходимо отметить, что  в нашей стране отсутствует разработанная  нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная  безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью  сбалансированных интересов личности, общества и государства». Авторы доктрины вполне закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют данные интересы, по нашему мнению достаточно узко: «Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и  гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах  осуществления не запрещенной законом  деятельности, физического, духовного  и интеллектуального развития, а  также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». То есть каждый гражданин должен иметь доступ к  легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего  развития, и защищать информацию, связанную  с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным  информационным воздействием на психику  человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости  связанные с взаимодействием  человека глобальными информационными  сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка.

Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в  силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности человека приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.

Во-вторых, социально-психологический  аспект информационной безопасности, связанный с обеспечением психологической  безопасности личности от информационного  воздействия.

Анализируя понятие безопасность, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого  языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием  угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. По мнению авторов, в разных культурах  сформировались примерно одинаковые представления  о безопасности, акцент в которых  делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами  на будущее. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности. Как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Грачев Г.В., в своих  исследованиях рассматривает понятие "информационно-психологическая  безопасность", которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов  различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности связанные с воздействием на психику отдельного человека, и, соответствующие механизмы защиты от такого воздействия.

Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как  семья, школа или референтная  группа. Особенность информации как  фактора социализации заключается  в том, что он практически неуправляем. Влияние на личность макро - или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов, которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

По общему мнению, решение  проблемы обеспечения информационной безопасности личности, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях.

Первый уровень - нормативный. На данном уровне органы государственной  власти должны создать непротиворечивую нормативную базу, учитывающую все  аспекты проблемы информационной безопасности.

Второй уровень - институциональный, включает в себя согласованную деятельность различных социальных институтов, связанных  с воспитанием и социализацией, по обеспечению информационной безопасности личности. В первую очередь к таким  институтам относятся семья, школа  для детей и подростков, церковь.

Третий уровень - личностный. Этот уровень связан, прежде всего, с самовоспитанием, самообразованием, формированием высокого уровня информационной культуры личности как части общей  культуры человека. На данном уровне происходит формирование необходимых личностных качеств для обеспечения информационной самозащиты личности.

На институциональном  уровне рассматривается деятельность социального педагога в системе  образования и при работе с  семьей. В системе образования  направления работы могут быть следующими:

  • работа с социумом и окружением;
  • разработка и реализация целевых социально-педагогических программ;
  • профилактическая деятельность;
  • обучение персонала и педагогического коллектива;
  • пропагандистская деятельность;
  • организация взаимодействия специалистов и социальных институтов и др.
  • Работа с семьей предполагает следующие направления:
  • профилактическая деятельность;
  • организация просвещения в области информационной безопасности;
  • повышение общего уровня культуры семьи;
  • оказание помощи и поддержки в организации семейного воспитания;
  • консультирование семьи в области информационной самозащиты и др.

Личностный уровень предполагает индивидуальную работу социального  педагога с клиентом и включает в  себя следующие направления:

  • оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки;
  • разработка индивидуальных программ работы с клиентом, пострадавшим от информационного воздействия, например, от деятельности деструктивных организаций, религиозных культов, недобросовестной информации и т.д.
  • работа по формированию у клиента информационной культуры личности;
  • стимулирование клиента к деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию, с целью повышения «информационного иммунитета» личности.

Область информационного  воздействия не ограничивается ничем, которая будет расти вместе с  развитием человечества. А ведь без  ощущения информационной безопасности человек не может расти дальше, развивать те индивидуальные качества, которые и делают его личностью. То есть наличие постоянной угрозы ведёт к вымиранию и деградации личности как таковой.

В такой ситуации необходим  мощный «щит», который обеспечит  информационной безопасностью личность. Такой защитой выступает государство, которое на правом уровне обеспечивает эту безопасность (Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, законы). Причём надо постоянно совершенствовать законодательную базу, которая должна изменяться «в ногу со временем». Другим средством защиты, на наш взгляд, выступает сама личность, её предусмотрительное отношение к информации, которой  она располагает, предоставляет, размещает. Ведь нередко мы сами размещаем информацию о себе (к примеру, в социальных сетях), в беседе расскажем что-то из частной жизни, а потом эта  информация, оказавшись в руках заинтересованных лиц, оборачивается против нас. Также  информационная безопасность личности обеспечивается на техническом уровне с использованием специальных программ, препятствующих несанкционированному доступу.

Кроме того, необходимо задать определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе информационная защита личности теряет смысл.

В последнее десятилетие  происходит активное внедрение компьютерной сети интернет в жизнь общества. Это несёт определённые преимущества, но существует и ряд новых проблем, связанных с появлением интернета, которые пока, ни законодательно, ни технически не решены.

Нередко происходит утечка информации из закрытых баз данных, предназначенных для служебного пользования. Проникновение посторонних  в эти базы данных происходит через  компьютерные сети, в частности, существуют компьютерные вирусы, распространяемые с помощью электронной почты. Впоследствии такая информация может  быть беспрепятственно размещена частным лицом в интернете, например, на своём личном сайте. Даже если адрес этого сайта сначала мало кому известен, то существование так называемых поисковых систем - Яндекс, Рамблер, Google и других, делает эту информацию доступной для запроса по каким-либо ключевым словам или фразам документа, по фамилиям людей.

Кроме того, организации  могут размещать информацию частного характера о своих сотрудниках  на корпоративных сайтах, которые  доступны поисковым системам. Так, может  быть размещена информация о датах  рождения, семейном положении, номерах  домашнего и мобильного телефонов  и другая информация, которую работник предоставляет в отдел кадров или другой отдел организации, а  не для разглашения в интернете.

Также не исключается размещение информации личного характера и  подробностей личной жизни либо клеветнической информации на личных сайтах или форумах  со стороны бывших родственников  в случае семейного конфликта  и развода. Подобная информация тоже становится доступной поисковым  системам. Всё это создаёт угрозу информационной безопасности личности.

Неоднократно имели место  случаи утечки информации из баз данных налоговых и финансовых служб. Эта  информация продаётся пиратским  образом на дисках. Нет гарантии, что подобная закрытая информация, которую человек предоставляет  государству, не станет доступна любому пользователю интернета через поисковые  системы.

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что поисковые  системы в их современном виде полностью не отвечают задаче обеспечения  информационной безопасности личности и общества. Роботы поисковых систем действуют так, что отсутствует  возможность ликвидировать ссылки на некоторые ресурсы по фамилии  человека или названию организации. Специалисты, работающие в Яндексе, отвечают, что они не могут управлять  индексацией ресурсов в своей  поисковой системе.

Следует отметить, что в  других информационных системах задача об обеспечении информационной безопасности личности ставится и успешно решается. Так, любой абонент может за небольшую  сумму немедленно исключить номер  своего домашнего телефона из справочной базы данных 09, в справочниках информация о квартирных телефонах в последнее  время указывается только с письменного  согласия абонента. А справочники  по сотовым телефонам отсутствуют, и не планируется их издание.

При работе поисковых систем в интернете информационная безопасность личности не только никак не обеспечивается, но даже в ближайшем будущем такая  задача не ставится. Требуется разработка нового законодательного подхода к  деятельности поисковых систем и  новые технические решения.

Следовательно, обеспечение  безопасности - проведение единой государственной  политики в этой сфере и система  мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Информация о работе Информационная безопасность