Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Особенностью современного периода – является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Информационные ресурсы являются собственностью, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить.
Целями защиты информации являются:
Введение 2
Глава 1. Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности 4
Глава 2. Информатизация общества и проблема информационной безопасности 13
Глава 3. Основные цели и объекты информационной безопасности личности. Источники угроз информационной безопасности. Основные задачи обеспечения информационной безопасности личности 17
Заключение 28
Список литературы 29
Источниками угроз информационной безопасности личности также могут выступать другая личность, программные и технические средства, группа лиц, общественная группа или даже государство, интернет, СМИ.
Необходимо отметить, что в нашей стране отсутствует разработанная нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».
Доктрина информационной
безопасности РФ трактует понятие «информационная
безопасность» как «состояние защищенности
ее национальных интересов в информационной
сфере, определяющихся совокупностью
сбалансированных интересов личности,
общества и государства». Авторы доктрины
вполне закономерно связали
Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности человека приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.
Во-вторых, социально-психологический аспект информационной безопасности, связанный с обеспечением психологической безопасности личности от информационного воздействия.
Анализируя понятие
Грачев Г.В., в своих
исследованиях рассматривает
Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. Особенность информации как фактора социализации заключается в том, что он практически неуправляем. Влияние на личность макро - или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов, которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.
В таких условиях наиболее
незащищенными являются дети и подростки,
молодежь, еще не выработавшая строгого
мировоззрения, четкую жизненную позицию.
Поэтому проблема информационной безопасности
личности приобретает особую значимость
в контексте социально-
По общему мнению, решение проблемы обеспечения информационной безопасности личности, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях.
Первый уровень - нормативный. На данном уровне органы государственной власти должны создать непротиворечивую нормативную базу, учитывающую все аспекты проблемы информационной безопасности.
Второй уровень - институциональный, включает в себя согласованную деятельность различных социальных институтов, связанных с воспитанием и социализацией, по обеспечению информационной безопасности личности. В первую очередь к таким институтам относятся семья, школа для детей и подростков, церковь.
Третий уровень - личностный.
Этот уровень связан, прежде всего,
с самовоспитанием, самообразованием,
формированием высокого уровня информационной
культуры личности как части общей
культуры человека. На данном уровне происходит
формирование необходимых личностных
качеств для обеспечения
На институциональном уровне рассматривается деятельность социального педагога в системе образования и при работе с семьей. В системе образования направления работы могут быть следующими:
Личностный уровень
Область информационного воздействия не ограничивается ничем, которая будет расти вместе с развитием человечества. А ведь без ощущения информационной безопасности человек не может расти дальше, развивать те индивидуальные качества, которые и делают его личностью. То есть наличие постоянной угрозы ведёт к вымиранию и деградации личности как таковой.
В такой ситуации необходим
мощный «щит», который обеспечит
информационной безопасностью личность.
Такой защитой выступает
Кроме того, необходимо задать определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе информационная защита личности теряет смысл.
В последнее десятилетие происходит активное внедрение компьютерной сети интернет в жизнь общества. Это несёт определённые преимущества, но существует и ряд новых проблем, связанных с появлением интернета, которые пока, ни законодательно, ни технически не решены.
Нередко происходит утечка информации из закрытых баз данных, предназначенных для служебного пользования. Проникновение посторонних в эти базы данных происходит через компьютерные сети, в частности, существуют компьютерные вирусы, распространяемые с помощью электронной почты. Впоследствии такая информация может быть беспрепятственно размещена частным лицом в интернете, например, на своём личном сайте. Даже если адрес этого сайта сначала мало кому известен, то существование так называемых поисковых систем - Яндекс, Рамблер, Google и других, делает эту информацию доступной для запроса по каким-либо ключевым словам или фразам документа, по фамилиям людей.
Кроме того, организации могут размещать информацию частного характера о своих сотрудниках на корпоративных сайтах, которые доступны поисковым системам. Так, может быть размещена информация о датах рождения, семейном положении, номерах домашнего и мобильного телефонов и другая информация, которую работник предоставляет в отдел кадров или другой отдел организации, а не для разглашения в интернете.
Также не исключается размещение информации личного характера и подробностей личной жизни либо клеветнической информации на личных сайтах или форумах со стороны бывших родственников в случае семейного конфликта и развода. Подобная информация тоже становится доступной поисковым системам. Всё это создаёт угрозу информационной безопасности личности.
Неоднократно имели место случаи утечки информации из баз данных налоговых и финансовых служб. Эта информация продаётся пиратским образом на дисках. Нет гарантии, что подобная закрытая информация, которую человек предоставляет государству, не станет доступна любому пользователю интернета через поисковые системы.
Из всего сказанного можно
сделать вывод, что поисковые
системы в их современном виде
полностью не отвечают задаче обеспечения
информационной безопасности личности
и общества. Роботы поисковых систем
действуют так, что отсутствует
возможность ликвидировать
Следует отметить, что в других информационных системах задача об обеспечении информационной безопасности личности ставится и успешно решается. Так, любой абонент может за небольшую сумму немедленно исключить номер своего домашнего телефона из справочной базы данных 09, в справочниках информация о квартирных телефонах в последнее время указывается только с письменного согласия абонента. А справочники по сотовым телефонам отсутствуют, и не планируется их издание.
При работе поисковых систем в интернете информационная безопасность личности не только никак не обеспечивается, но даже в ближайшем будущем такая задача не ставится. Требуется разработка нового законодательного подхода к деятельности поисковых систем и новые технические решения.
Следовательно, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.