Информационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Особенностью современного периода – является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Информационные ресурсы являются собственностью, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить.
Целями защиты информации являются:

Содержание

Введение 2
Глава 1. Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности 4
Глава 2. Информатизация общества и проблема информационной безопасности 13
Глава 3. Основные цели и объекты информационной безопасности личности. Источники угроз информационной безопасности. Основные задачи обеспечения информационной безопасности личности 17
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

kursovaya_informatsionnaya_bezopasnost.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности 4

Глава 2. Информатизация общества и проблема информационной безопасности 13

Глава 3. Основные цели и объекты информационной безопасности личности. Источники угроз информационной безопасности. Основные задачи обеспечения  информационной безопасности личности 17

Заключение 28

Список литературы 29

 

 

Введение

Особенностью современного периода – является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы.

Информационные  ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Информационные ресурсы являются собственностью, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить.

Целями защиты информации являются:

    • предотвращение разглашения;
    • утечки и несанкционированный доступ к охраняемым сведениям;
    • предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
    • предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;
    • обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
    • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

Цель исследования – рассмотреть особенности информационной безопасности личности в современном мире.

Задачи:

    • исследовать нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности;
    • проанализировать информатизацию общества и проблему информационной безопасности;
    • определить основные цели и объекты информационной безопасности человека, источники угроз информационной безопасности.

Объектом исследования является информация в современном мире. Предметом  исследования являются методы и средства защиты информации, а так же борьбы с угрозами информационной безопасности.

Методологическую основу исследования составили: методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и  др.

 

Глава 1. Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности

Федеральным законом РФ «О безопасности» от 7 декабря 2010 года безопасность определяется как состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства1.

Жизненно важные интересы определяются законодателем как  совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а  угроза безопасности - как совокупность условии и факторов, создающих  опасность жизненно важным интересам  личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в  этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Федеральным законом «Об  участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и  развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В соответствии с предписаниями  Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»  целями защиты информационной сферы являются [3 с. 20]:

  • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
  • предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
  • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
  • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
  • обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

В результате сопоставительного  анализа области информационной безопасности, в ней можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

  • Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества.
  • Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов, прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
  • Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности в информационной сфере в условиях информатизации. Рассмотрим их подробнее.

Правовую основу первого  направления правового обеспечения  информационной безопасности составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции РФ.

П. 5 ст. 29 Статья 29 гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.2

Законодатель имеет в  виду, что свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность  создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную  информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной  и опасной информации. Именно такие  требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при  формировании института массовой информации, учитываться при подготовке нормативных  правовых актов в рамках этого  института.

В п. 3 ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом[1].

Это тоже норма прямого  действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.

Ответственность за распространение  недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения  информации предусматривается нормами  УК РФ. Это воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144), заведомо ложная реклама (ст.182), злоупотребления при выпуске  ценных бумаг (эмиссии) (ст.185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни  или здоровья людей (ст.237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242), публичные  призывы к насильственному изменению  конституционного строя РФ (ст.280), возбуждение  национальной, расовой или религиозной  вражды (ст.282), публичные призывы  к развязыванию агрессивной войны (ст.354)3.

Завершая рассмотрение первого  направления правового обеспечения  информационной безопасности, обратим  внимание на то, что защита от воздействия  недоброкачественной информации сосредоточена  главным образом в нормах законодательства о средствах массовой информации, нормах Уголовного кодекса РФ и КоАП.

.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных  систем от угроз несанкционированного  и неправомерного воздействия  посторонних лиц

Правовую основу второго  направления информационной безопасности составляют следующие информационные конституционные нормы.

"Статья 29

    • . Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".

"Статья 23

    • . Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
    • . Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений..."

Конституцией РФ запрещается  также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного  на то согласия или убеждать его  отказаться от предоставленной ранее  информации.

Основной системообразующий  набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих  содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации".

Ответственность за правонарушения по этому направлению информационной безопасности регулируются нормами  статей УК РФ.

В целом вопросы этого  направления правового обеспечения  информационной безопасности условно  разделяются на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного  доступа.

Защита информации ограниченного  доступа регулируются нормами: института  государственной тайны, института  коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.

Защита информационных прав и свобод обеспечивается нормами  институтов интеллектуальной собственности, института документированной информации, УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ.

Примеры норм КоАП РФ: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных  прав либо работе избирательной комиссии; распространение ложных сведений о  кандидате; нарушение прав члена  избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя  или иностранного (международного) наблюдателя; нарушение права граждан  на ознакомление со списком избирателей"; нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; изготовление или распространение  анонимных агитационных материалов.

Примеры норм ГК РФ: компенсация  морального вреда (ст.151), защита чести, достоинства и деловой репутации (ст.152).

Заключая рассмотрение правовых проблем информационной безопасности, отметим, что информационную безопасность можно рассматривать как аспект или ракурс изучения и формирования системы информационного права, подготовки и совершенствования  норм и нормативных правовых актов  этой отрасли. Используя результаты исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователь  отрасли информационного права  получают дополнительные возможности  совершенствования средств и  механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Тем самым существенно повышаются качество и эффективность правового  регулирования отношений в информационной сфере.

В этой связи структура  правового регулирования отношений  в области информационной безопасности как бы повторяет структуру самого информационного законодательства, акцентируя внимание на вопросах защищенности объектов правового регулирования, исходя из требований информационной безопасности. В итоге можно построить некоторую модель основных направлений защиты объектов информационной сферы и институтов информационного законодательства, с помощью нормативных предписаний которых решается проблема правового обеспечения защиты их информационной безопасности Правовое регулирование информационной безопасности формируется на базе информационных правоотношений, охватывающих все направления деятельности субъектов информационной сферы. Они охватывают все области информационной сферы, всех субъектов и объектов правоотношений.

Объекты правоотношений в  области информационной безопасности - это духовность, нравственность и  интеллектуальность личности и общества, права и свободы личности в  информационной сфере; демократический  строй, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность  государства.

Субъектами правоотношений в области информационной безопасности выступают личность, государство, органы законодательной, исполнительной и  судебных властей, система обеспечения  безопасности, Совет Безопасности РФ, граждане.

Поведение субъектов в  данной области определяются предписаниями  законов и других нормативных  правовых актов в порядке осуществления  их прав и обязанностей, направленных на обеспечение защищенности объектов правоотношений.

Права и обязанности субъектов  задаются нормами законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих  правила поведения субъектов  в порядке защиты объектов правоотношений, контроля и надзора за обеспечением информационной безопасности. Здесь  же вводятся ограничения информационных прав и свобод в порядке защиты интересов граждан, общества, государства. При формировании норм права, установления прав и обязанностей применяются методы конституционного, административного и гражданского права.

Информация о работе Информационная безопасность