Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:02, реферат
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий"...
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия ……..………………………………………………………4
2. Недостатки существующих стандартов и рекомендаций …………………...6
3. Наиболее распространенные угрозы …………………………………………7
4. Политика безопасности ………………………………………………………10
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы …………………………………………..16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные
понятия ……..………………………………………………
2. Недостатки существующих стандартов и рекомендаций …………………...6
3. Наиболее распространенные угрозы …………………………………………7
4. Политика
безопасности ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………15
Список
использованной литературы …………………………………………..16
Введение
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий"... Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем, скажем, сохранение тайны традиционной почтовой переписки.
Вследствие этого настоящая работа посвящена именно проблеме обеспечения информационной безопасности именно в компьютерной среде. Если говорить о безопасности информации, сохраняющейся на "традиционных" носителях (бумага, фотоотпечатки и т.п.), то ее сохранность достигается соблюдением мер физической защиты (т.е. защиты от несанкционированного проникновения в зону хранения носителей). Другие аспекты защиты такой информации связаны со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Таким образом, понятие "компьютерной" информационной безопасности в целом является более широким по сравнению с информационной безопасностью относительно "традиционных" носителей.
Если
говорить о различиях в подходах
к решению проблемы информационной
безопасности на различных уровнях
(государственном, региональном, уровне
одной организации), то такие различия
просто не существуют.
1. Основные понятия
Прежде
всего, понятие информационной безопасности
- это защищенность информации и
поддерживающей инфраструктуры от случайных
или преднамеренных воздействий
естественного или
Проблема
обеспечения безопасности носит
комплексный характер, для ее решения
необходимо сочетание законодательных,
организационных и программно-
Так сложилось, что в России интерес к вопросам информационной безопасности исходит в основном от банковских кругов. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что интерес есть. Плохо потому, что компьютеры стоят не только в банках, а банковскую информацию никак не отнесешь к самой ценной.
Общество в целом зависит от компьютеров, поэтому сегодня проблема информационной безопасности - это проблема всего общества. В других странах это поняли довольно давно. Так, в США в 1987 году был принят закон о компьютерной безопасности - Computer Security Act, вступивший в силу в сентябре 1988 года. Этот закон предусматривает комплекс мер по обучению пользователей, имеющих дело с критичной информацией, по подготовке разъяснительных руководств и т.д., без чего сознательное поддержание режима безопасности просто невозможно. И данный закон действительно выполняется.
Следующим после законодательного можно назвать управленческий уровень. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели соответствующих ресурсов. Главное, что должен обеспечить управленческий уровень, - это выработать политику обеспечения информационной безопасности, определяющую общему направлению работ.
Применительно к персоналу, работающему с информационными системами, используются организационные и программно-технические меры обеспечения информационной безопасности. Сюда следует отнести методики подбора персонала, его обучения, обеспечения дисциплины, а также средства "защиты от дурака". Важным элементом являются также меры по физической защите помещений и оборудования.
Для
поддержания режима информационной
безопасности особенно важны программно-технические
меры, поскольку основная угроза компьютерным
системам исходит от них самих: сбои
оборудования, ошибки программного обеспечения,
промахи пользователей и
-
идентификация и
- управление доступом;
- протоколирование и аудит;
- криптография;
-
экранирование.
2. Недостатки существующих стандартов и рекомендаций
Стандарты и рекомендации образуют понятийный базис, на котором строятся все работы по обеспечению информационной безопасности. В то же время этот базис ориентирован, в первую очередь, на производителей и "оценщиков" систем и в гораздо меньшей степени - на потребителей.
Стандарты и рекомендации статичны, причем статичны, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, они не учитывают постоянной перестройки защищаемых систем и их окружения. Во-вторых, они не содержат практических рекомендаций по формированию режима безопасности. Информационную безопасность нельзя купить, ее приходится каждодневно поддерживать, взаимодействуя при этом не только и не столько с компьютерами, сколько с людьми.
Иными словами, стандарты и рекомендации не дают ответов на два главных и весьма актуальных с практической точки зрения вопроса:
-
как приобретать и
-
как практически сформировать
режим безопасности и
Таким
образом, стандарты и рекомендации
являются лишь отправной точкой на
длинном и сложном пути защиты
информационных систем организаций. С
практической точки зрения интерес
представляют по возможности простые
рекомендации, следование которым дает
пусть не оптимальное, но достаточно
хорошее решение задачи обеспечения
информационной безопасности.
3. Наиболее распространенные угрозы
Прежде чем переходить к рассмотрению средств обеспечения информационной безопасности, рассмотрим самые распространенные угрозы, которым подвержены современные компьютерные системы. Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности.
Само
понятие "угроза" в разных ситуациях
зачастую трактуется по-разному. Например,
для подчеркнуто открытой организации
может просто не существовать угроз
конфиденциальности - вся информация
считается общедоступной; однако в
большинстве случаев
Самыми частыми и самыми опасными, с точки зрения размера ущерба, являются непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки являются угрозами: неправильно введенные данные, ошибка в программе, а иногда они создают слабости, которыми могут воспользоваться злоумышленники - таковы обычно ошибки администрирования. Согласно исследованиям, 65% потерь информации - следствие непреднамеренных ошибок. Пожары и наводнения можно считать пустяками по сравнению с безграмотностью и невнимательностью. Очевидно, самым радикальным способом борьбы с непреднамеренными ошибками является максимальная автоматизация и строгий контроль за правильностью совершаемых действий.
На втором месте по размерам ущерба располагаются кражи и подлоги. Согласно имеющимся данным, в 1992 году в результате подобных противоправных действий с использованием ПК американским организациям был нанесен суммарный ущерб в размере 882 млн. долл. Можно предположить, что подлинный ущерб намного больше, поскольку многие организации по понятным причинам скрывают такие инциденты. В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и защитными мерами. Это еще раз свидетельствует о том, что внутренняя угроза гораздо опаснее внешней.
Весьма опасны так называемые "обиженные сотрудники" - действующие и бывшие. Как правило, их действиями руководит желание нанести вред организации-обидчику, например:
- повредить оборудование;
-
встроить логическую бомбу,
- ввести неверные данные;
- удалить данные;
- изменить данные.
"Обиженные сотрудники", даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа к информационным ресурсам аннулировались.
Угрозы, исходящие от окружающей среды, к сожалению, отличаются большим разнообразием. В первую очередь, следует выделить нарушения инфраструктуры: аварии электропитания, временное отсутствие связи, перебои с водоснабжением, гражданские беспорядки и т.п. Опасны, разумеется, стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Принято считать, что на долю огня, воды и аналогичных "врагов", среди которых самый опасный - низкое качество электропитания, приходится 13% потерь, нанесенных информационным системам.
Много говорят и пишут о хакерах, но исходящая от них угроза зачастую преувеличивается. Верно, что почти каждый Internet-сервер по несколько раз в день подвергается попыткам проникновения; верно, что иногда такие попытки оказываются удачными; верно, что изредка подобные действия связаны со шпионажем. Однако в целом ущерб от деятельности хакеров по сравнению с другими угрозами представляется не столь уж значительным. Скорее всего, больше пугает фактор непредсказуемости действий людей такого сорта. Представьте себе, что в любой момент к вам в квартиру могут забраться посторонние люди. Даже если они не имеют злого умысла, а зашли просто так, посмотреть, нет ли чего интересного, - приятного в этом мало.
Много
говорят и пишут и о
Однако,
говоря о "вирусной" угрозе, обратим
внимание на следующий факт. Как
показали проведенные в США