Государственная безопасность в период в период с 1992 по 2008 гг. Институциональный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена анализу институтов государственной безопасности Российской Федерации после распада Советского Союза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
ГЛАВА II. СИСТЕМА ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
II.1. МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РФ
II.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНТРРАЗВЕДКИ
II.3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кв голубин.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И.Лобачевского»

Факультет международных отношений

Кафедра основ внешней политики и безопасности России

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

 

 

Государственная безопасность в период в период с 1992 по 2008 гг. Институциональный анализ

 

 

 

Выполнили:

студентка группы 1720

Казенцова Ксения Николаевна

студент группы 1721

Смирнов Евгений Михайлович

Проверил:

к.и.н., доцент

Голубин Роман Викторович

 

 

 

Нижний Новгород

2009г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

ГЛАВА II.   СИСТЕМА ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ                                                                 

              II.1. МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РФ

              II.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА КОНТРРАЗВЕДКИ

              II.3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                            

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

6

10

19

21

22

25

 

Введение

Процессы формирования и деятельности служб безопасности Российского государства всегда осуществлялись в соответствии с принципом "сильное государство - сильные спецслужбы".

Особенности и опыт деятельности спецслужб Российской империи были реализованы большевиками после Октябрьской революции, которые сумели создать одну из самых мощных в мире систем специальных служб: ВЧК - КГБ. КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели и к краху КГБ. Сильному государству - СССР соответствовала сильная спецслужба - КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

В августе 1991 г. началась "реорганизация", а фактически уничтожение КГБ. В результате на его обломках возникло и действует шесть специальных служб, имеющих статус федеральных министерств и ведомств. После 1991 г. в результате таких "реорганизаций" органы безопасности России утратили многие свои оперативные и агентурные возможности, оказались не готовыми к соответствующему противодействию возникающим угрозам. Однако не секрет, что сильная демократическая Россия должна иметь сильные органы безопасности. При этом следует помнить, что повышение эффективности системы российских спецслужб неразрывно связано со всем процессом общественного развития государства. Ведь система безопасности России формируется вместе с новой политической системой и государственностью. Эффективность системы обеспечения безопасности определяется в значительной мере тем, насколько она способна содействовать стабильному, поступательному развитию страны, преодолению политического, военного, экономического кризиса. Это не только главный критерий эффективности системы обеспечения безопасности, но и ее постоянная задача. Особое значение имеет разработка новых концептуальных подходов к пониманию сущности и содержания системы безопасности.

Эта работа ведется под руководством Совета Безопасности Российской Федерации. Формирующаяся концепция безопасности должна дать адекватное понимание как системы внутренних и внешних угроз для нашей страны, так и необходимых путей их предупреждения и локализации. Определив национальные интересы страны и угрозы им, мы получим научный фундамент разрабатываемой концепции безопасности России, которая должна быть утверждена на высшем политическом уровне. Обеспечение внутриполитической стабильности, решительное противодействие важнейшим дестабилизирующим факторам - организованной преступности и коррупции, терроризму и политическому экстремизму, экологическому и технологическому произволу - должны рассматриваться как важнейшие стратегические задачи обеспечения безопасности страны.

Место Федеральной службы безопасности, созданной недавно вместо ФСК, в системе безопасности России определено в настоящее время Законом "Об органах ФСБ в РФ". На нее возложены в основном функции спецслужбы, призванной противодействовать скрытым угрозам, представляющим опасность для интересов России со стороны иностранных спецслужб и организаций. Федеральные органы государственной безопасности сосредоточиваются на борьбе с организованной преступностью и коррупцией, при этом обращая особое внимание на те ее структуры, которые связаны с иностранными инвестициями и зарубежными инвесторами. Борьба же органов ФСБ с терроризмом и другими противоправными посягательствами на конституционный строй Российской Федерации соответствует общей тенденции развития контрразведывательной деятельности, является реакцией на рост политического экстремизма. Поскольку главную роль в противодействии угрозам национальной безопасности играют органы ФСБ РФ, постольку Российское государство, общество и прежде всего средства массовой информации должны понять необходимость повышения авторитета этих органов и формирования позитивного имиджа российских спецслужб. 

Данная работа посвящена анализу институтов государственной безопасности Российской Федерации после распада Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Совет Безопасности РФ

5 марта 1992 г. был принят Закон Российской Федерации "О безопасности". В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности "для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Основными направлениями его деятельности были определены:

              подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

              организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;

              разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации" была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 "О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации" было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации "О безопасности"), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, - в виде распоряжений Президента Российской Федерации - Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.

В течение 1992 - 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. "ж"); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации", от 12 июня 2006 г. № 601 "Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации", от 19 февраля 2005 г. № 182 "О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации".

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

 

До законодательного урегулирования вопросов статуса и порядка формирования Совета Безопасности все эти вопросы решаются указами Президента. Основным документом, определяющим статус этого органа, является Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ.

Заседания Совета безопасности по закону должны проводиться не реже одного раза в месяц. Решения Совета безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности (Президентом РФ).

Решения Совета безопасности оформляются Указами Президента, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Совета Безопасности - распоряжениями Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Система органов безопасности

 

Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность чуть ли не все государственные органы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям государственной сласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст.8 Закона, систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство и 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности, хотя бы потому, что, как сказано в абз.1 ст.11 Закона, «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», а Президент в правовом государстве не может руководить законодательной и судебной ветвями власти. Соответственно, органами безопасности могут быть лишь некоторые органы исполнительной власти. Но и их перечень не дается в Законе. Более того, определенный перечень органов и служб дается в контексте «силы и средства обеспечения безопасности» в ст. 12 Закона: Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Из-за невозможности определить конечный перечень органов безопасности непосредственно из закона, обратимся к Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 7 августа 2004 г.).

На основе анализа данного Указа, авторы учебника под ред. О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят:

- Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности;

- органы внешней разведки;

- федеральные органы государственной охраны;

- органы федеральной фельдъегерской связи;

- органы пожарной безопасности.

Рассмотрим их подробнее.

Правовую основу организации и деятельности Совета Безопасности России составляет Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» №736 от 7 июня 2004 г.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. Согласно ст.ст. 1 и 2 указанного закона, федеральная служба безопасности – есть единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. К органам ФСБ относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации важное место отводится внешней разведке. Вопросы правового регулирования деятельности специальных служб всегда привлекали внимание не только разведчиков-профессионалов, сотрудников контрразведывательных органов, военных, но и многих политиков, представителей общественности, широкого круга граждан. Такого рода интерес как ранее, так и сейчас во многом обусловлен тем обстоятельством, что правовое регулирование функционирования разведывательных органов длительный период осуществлялось закрытыми нормативными правовыми актами. Это создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг органов внешней разведки, а в отдельных случаях давало повод для беспочвенных обвинений их во вседозволенности и бесконтрольности. И в настоящее время далеко не все правовые аспекты деятельности органов внешней разведки Российской Федерации получили огласку, что вполне понятно: некоторые из них раскрывают организацию, тактику, методы и средства разведывательной деятельности, а также силы разведки и их состав.

Тем не менее, на сегодняшний день деятельность органов внешней разведки урегулирована ФЗ «О внешней разведке». Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств (ст.1).

Система органов внешней разведки включает Службу внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. То есть можно говорить о наличии двух звеньев системы органов внешней разведки. Высшим звеном является Служба внешней разведки РФ. Общее руководство всей системой осуществляется Президентом РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях добывания информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства.

При проведении разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. На них возложено обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, органы внешней разведки решают задачи обеспечения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны, основывающие свою деятельность на ФЗ «О государственной охране». Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которыми является Федеральная служба охраны . Основными задачами их являются (ст. 13 Закона):

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013. В соответствие с ним, федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Систему органов федеральной фельдъегерской связи возглавляет Государственная фельдъегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074).

И, наконец, система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности». Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. В нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.1. Министерство безопасности РФ

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б.Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ.

Создание министерства стало итогом неудачной попытки объединения органов безопасности и органов внутренних дел в единое Министерство безопасности и внутренних дел РФ в декабре 1991 года. Временное положение о министерстве было утверждено тем же указом № 42, а структура утверждалась самим министерством. Территориальные органы госбезопасности (бывшие УКГБ и УАФБ) стали называться: в краях и областях — управлениями Министерства безопасности РФ (УМБ), а в республиках — министерствами безопасности.

Первоначально в состав МБР входили контрразведывательные, оперативные, технические и аналитические подразделения бывшего Комитета государственной безопасности СССР. В соответствии со штатом, министру полагалось 8 заместителей, включая одного первого (за всё время существования министерства одна должность заместителя оставалась вакантной); также была образована коллегия министерства из 17 человек. В день создания министерства, 24 января 1992 г., назначены его руководители: министр В. П. Баранников, его первый заместитель А. А. Олейников и 5 заместителей.

12 июня 1992 года на базе войск Комитета по охране государственной границы СССР были образованы Пограничные войска Российской Федерации, которые организационно вошли в состав Министерства безопасности РФ. В связи с этим, количество заместителей министра по штату увеличилось до 9 человек, а численность коллегии — до восемнадцати. 15 июня заместителем министра безопасности РФ — командующим Пограничными войсками РФ назначен генерал-лейтенант В. И. Шляхтин (8 ноября 1992 г. ему было присвоено звание генерал-полковника). 27 июля 1993 года, после столкновений на таджикско-афганской границе, Шляхтин был освобождён от занимаемой должности, а в августе на его место был назначен генерал-полковник А. И. Николаев.

Информация о работе Государственная безопасность в период в период с 1992 по 2008 гг. Институциональный анализ