Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:02, контрольная работа
Таким образом, использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. Так, читая текст в книге, мы просматриваем его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения, мы встретим термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае нам придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное нам определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды.
В 80-е годы Энгельбарт работал в компании "МАК-Доннел Дуглас", которая предлагала на рынке коммерческий сетевой вариант системы, получивший название NLS / Augment . В ней был сделан акцент на создании среды для работников знания, т. е. на автоматизации рабочих мест инженеров, занимающихся программным обеспечением.
Система
включала множество видов компьютерно-
Теодор
Нельсон и Xanadu
В то время как Энгельбарт создавал свою систему Augment , Тед Нельсон (1937 г.), разрабатывал собственные идеи насчет усиления ( augmentation ) человеческого интеллекта. Центральное место в этих идеях занимало создание некоей единой литературной среды, охватывающей всю мировую литературу. Именно Нельсон ввел термин "гипертекст". Идеи, которые он высказал, делают его самым экстравагантным из пионеров гипертекста. Свою гипертекстовую систему он назвал "Ксанаду " ( Xanadu ) по имени "волшебного места, хранимого в литературной памяти". Это название он взял из поэмы С. Т. Кольриджа "Кубла Хан". Xanadu была представлена в книге Нельсона " Literary Machines " в 1981 г. Свои цели Нельсон описывает следующим образом: "Руководствуясь идеями, характер которых литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и "окна". Наша фундаментальная единица, документ, может иметь "окна" на любые другие документы. "Информационное тело" системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые "окна" постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу".
Долгосрочная цель проекта " Xanadu " состояла в обеспечении революционного процесса перевода всей мировой литературы в режим прямого доступа он-лайн .
Значительное
внимание уделялось тому, чтобы не
ущемлялись авторские права на издание,
и действовала некоторая
По предсказанию Нельсона, приход библиотек, функционирующих в режиме онлайн , приведет к образованию целиком нового рынка организационно-поисковых сре дств дл я работы в этом безграничном информационном хранилище.
Несмотря на постоянный оптимизм Нельсона, реализация Xanadu потерпела фиаско. В книге "Dream Machines ", опубликованной в 1974 г., Нельсон обещал, что она будет готова в 1976 г. В издании " Literary Machines " 1987 г. этой датой стал 1988 г. Xanadu получила мощную поддержку в начале 1988 г. от Autodesk , которая вложила в разработку 5 млн. долл. Нельсон ожидал завершения работ в 1991 г., и все опять кончилось ничем. Autodesk потеряла интерес к Xanadu .
Идеи Нельсона всегда носили более литературный, чем научный характер. Нельсон – не инженер. Его Xanadu так и осталась мифом, как и тот волшебный дворец, в честь которого она названа. Однако именно он в самый ранний период информационной эры придумал название и сформировал ключевую концепцию гипертекста. Его интеллектуальное присутствие в огромной степени влияло на эволюцию гипертекстовых систем. Мало найдется исследователей, которые бы отрицали это.
В 1994 г.
в Саппоро (Япония) специально для
Нельсона была создана лаборатория,
финансируемая некоей японской корпорацией
и получившая название HyperLab . Кроме
того, Нельсон продолжает работать над
Xanadu в Университете Кейо недалеко от Токио
(http://www.sfc.keio.ac.jp/~
В Австралии поддерживается проект Xanadu Australia ( http :// www . xanadu . com . au / xanadu / ), в рамках которого продолжается разработка открытой системы электронных публикаций на основе идей Xanadu . Планируется всемирная сеть публикаций, основанная на этой разработке. Эта система литературы (" Xanadu Docuverse ") должна позволять людям создавать виртуальные копии (" transclusions ") любой информации в системе независимо от прав собственности.
Чтобы
это было возможно, система должна
гарантировать владельцу
Системы
для поддержки
интеллектуальной работы
пользователя (инструментарий
исследования проблем)
Ряд гипертекстовых
систем был создан для изучения и
поддержки такого стиля интеллектуальной
работы, когда человек может размышлять
над различными слабоструктурированными
фрагментами решения задачи. К
этой группе относятся средства поддержки
первичного неструктурированного рассмотрения
проблем, когда на ум приходит много
разнообразных идей, как это имеет
место, например, на ранних этапах создания
текста (авторской работы), есть наброски
чего-либо в общих чертах, какие-то
решения проблем, разработки и др.
Сюда были отнесены WE (Writing Environment ) Университета
Северной Каролины, IBIS Хорста Риггеля
, gIBIS самого Конклина , различные аутлайновые
процессоры.
Система
Writing Environment ( WE )
Среда для написания текстов Writing Environment разрабатывалась группой исследователей из Университета Северной Каролины. В основание ее была положена когнитивная модель коммуникационного процесса, в рамках которой чтение представляется как потребление линейного потока текста с последующим пониманием его через иерархическую структуризацию понятий и погружением в долговременную память в виде сети. Написание текста рассматривается как обратный процесс: свободно структурированная сеть, увязывающая внутренние идеи с информацией извне, сначала представляется как иерархически построенный нелинейный текст, а затем разворачивается в линейный поток слов, грамматических предложений и т. д.
Система WE разрабатывалась для поддержки начальных этапов написания текста. У нее два главных видовых окна ( view window ): одно – для структур без иерархии, другое – для иерархических структур. Обычно вначале разработчик текста создает узлы в первом окне. На самой первой стадии понятийный материал предстает еще не подвергнутым сколько-нибудь существенной структуризации. Узлы, "подозреваемые" во взаимной связи, могут быть помещены в "кучи". Между такими двумя "кучами" помещаются связанные с ними обеими одиночные узлы. С возникновением некоторой понятийной структуры разработчик текста может откопировать узлы в иерархическое окно, которому приданы специальные команды для манипуляции с древовидными иерархиями. В этом окне возможны четыре варианта изображений:
• дерево иерархии изображено лежащим на боку, с корневым узлом (высшим в иерархии) в левой части окна;
• дерево изображено подвешенным вертикально за корневой узел;
• узлы-"потомки" изображены внутри своего "родительского" узла;
• иерархия показана в традиционном аутлайновом виде. Система WE использует реляционную БД для хранения узлов и
связей сети.
Пользователь указывает мышью выбираемый узел. Имеется третье окно для редактирования материала из текущего выбранного узла. Запросы к БД отображаются на экране в четвертом окне. Наконец, пятое окно служит для контроля за режимом системы и текущим множеством узлов.
Основное предназначение системы WE состояло в предоставлении экспериментальной платформы для изучения того, какие средства и технические возможности пригодны в среде, обеспечивающей разработку текстов.
Системы
просмотра
Целый
ряд систем был создан для быстрого
просмотра/ изучения текстовой информации.
Это справочники, энциклопедии, документация
на ту или иную техническую систему,
быстровызываемая подсказка по работе
с какой-либо компьютеризованной системой,
учебники и т.п., т.е. системы, когда легкость
просмотра играет существенную роль. Примерами
таких систем служат ZOG Университета Карнеги-Меллона
, KMS компании Knowledge Systems , HyperTIES Бена Шнейдермана
и др.
Системы
для исследований
гипертекстовой технологии
Некоторые
системы были разработаны для
проверки новых идей в области
гипертекстов, для экспериментов
в различных областях применения.
Примеры – Notecards фирмы Xerox Parc , Intermedia
Университета Брауна, Neptune фирмы Tektronix
(реализация концепции HAM – Hypertext Abstract
Maschine ), Guide и HyperCard для "Макинтошей"
и др.
Система
Notecards
Эта система – одна из самых известных версий полного гипертекста. Она разрабатывалась в Xerox Parc под руководством Франка Халаша (F . Halasz ) и Томаса Морана ( T . Moran ), к которым после защиты диссертации по гипертексту присоединился Рэндал Тригг ( R . Trigg ).
Исходной задачей авторов системы было создание инструментальной поддержки сбора данных с целью подготовки аналитического доклада по той или иной тематике. Конструкторы системы исходили из общего представления о работе информационного аналитика как процесса, состоящего из трех этапов:
- чтение источников (текущих новостей, научных статей и т. п.);
- делание выписок и вырезок (клипов) из этих источников с помещением их в какие-то емкости для хранения;
- написание аналитического доклада.
Разработчики
системы исходили также из того,
что в голове аналитика в течение
всего этого процесса формируются
отдельные фрагменты понимания
и концептуальные модели. Цель команды
разработчиков системы
Своим успехом система Notecards была отчасти обязана тому, что она разрабатывалась на языке ЛИСП, на мощных рабочих станциях Xerox D , которые обладали экранами, позволявшими с очень высоким разрешением воспроизводить на них окна и пиктограммы связей и узлов. Каждое окно соответствовало записной карточке, размер которой м ожно было менять, но отсутствовала возможность прокрутки содержимого.
Имелось около 40 типов узлов, поддерживавших разные виды информации (текстовый узел, узел видео, анимации, графики, действия и др.), и пользователь мог легко создавать свои типы. Для пользователя был открыт интерфейс программиста, что позволяло с помощью языка ЛИСП довольно легко создавать новые функции на верхнем уровне системы. Были возможности отображать локальные и глобальные карты, специальные карточки-окна могли содержать другие карточки-окна, т. е. поддерживалась кластеризация и иерархическая организация карточек. Были поисковые средства. По своей архитектуре Notecards напоминала Intermedia .
У Notecards
было до 100 пользователей, которые разрабатывали
довольно большие БД, например объемом
в 1600 узлов и 3500 межузловых связей. С течением
времени появилась и коммерческая версия
Notecards для рабочих станций Sun .
Министерство
сельского хозяйства ФГО ВПО
Нижегородская государственная
сельскохозяйственная академия
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
«ИСЭ»
экономического факультета
группы № Э- 31ш
Русских
С.В.
Проверил преподаватель:
Брихач
Георгий Евгеньевич
г. Нижний Новгород
2011 год
ПЛАН.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.